Всероссийский конкурс воспитательных систем проводился с сентября 2000 года по май 2001 года в целях повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов, обновления его структуры и содержания.
В первом краевом этапе конкурса приняло участие пятнадцать образовательных учреждений из 9 территорий края. Активность в проведении конкурса проявили органы управления образованием Амурского, Бикинского, Комсомольского, Охотского, Николаевского, Хабаровского районов, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Хабаровска. Лучшие материалы систем воспитательной работы образовательных учреждений МОУСОШ N 80 г. Хабаровска, МОУСОШ N 85 г. Хабаровска, МОУСОШ п. Молодежный Комсомольского района, МОУ дополнительного образования детей, центр "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре были направлены для участия в заочном федеральном конкурсе воспитательных систем.
По результатам заочного федерального этапа конкурса Приказом МО РФ от 18.07.2001 N 2732 "Об итогах I Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений" в номинации "Общеобразовательная школа" сш. N 80 г. Хабаровска награждена дипломом II степени, сш. N 85 дипломом III степени. В номинации "Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности" средняя школа п. Молодежный Комсомольского района награждена дипломом III степени.
В номинации "Образовательное учреждение дополнительного образования детей" учреждение дополнительного образования детей Центр "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре награжден дипломом лауреата конкурса.
Своевременно организовали конкурс воспитательных систем руководители муниципальных органов управления образованием г. Амурска с Амурским районом (Кудрявцева Т.А.), г. Бикина и Бикинского района (Кириченко Л.И.), Комсомольского района (Бизимова Л.С.), г. Николаевска с Николаевским районом (Жарникова В.П.), Хабаровского района (Полякова Т.И.), г. Комсомольска-на-Амуре (Худа Т.И.), г. Хабаровска (Веденяпина А.И.)., приказываю:
1. Руководителям муниципальных органов управления образованием г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского района (Веденяпиной А.И., Худа Т.И., Бизимовой Л.С.) рассмотреть вопрос о поощрении руководителей образовательных учреждений ставших победителями в I Всероссийском конкурсе воспитательных систем.
2. ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) издать сборник материалов по итогам Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в 2002 году.
3. Указать руководителям органов управления образованием Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, им. Лазо, Нанайского, им. П. Осипенко, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского районов на слабый уровень организации работы по созданию воспитательных систем образовательных учреждений. Организовать в территориях конкурс воспитательных систем образовательных учреждений в 2002 году, предоставить информацию по итогам в комитет общего образования до 1 июня 2002 году.
4. Руководителям муниципальных органов управления образованием организовать работу в учреждениях образования по созданию инфраструктуры воспитательного пространства в соответствии с требованиями Программы воспитания в системе образования Хабаровского края на 2001-2005 годы.
5. Сектору воспитания и дополнительного образования (Миронова Л.И.) совместно с отделом воспитательной работы и дополнительного образования ХК ИППК ПК в 2002 году провести семинар по теме "Практика воспитания и воспитательные системы образовательных учреждений".
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на Миронову Л.И., заведующую сектором воспитания и дополнительного образования.
Исполняющий обязанности
председателя Комитета |
И.А. Иванцева |
Справка
об итогах участия учреждений образования края в I Всероссийском конкурсе
воспитательных систем образовательных учреждений
Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений (конкурс) проводился с сентября 2000 года по май 2001 года в целях повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов, обновления его структуры и содержания.
На 1 этапе (краевом) приняло участие 15 образовательных учреждений из 9 территорий края. В этих территориях были организованы конкурсы воспитательных систем образовательных учреждений, в которых приняло участие 250 образовательных учреждений.
По номинациям работы распределились следующим образом:
- общеобразовательные школы - 12, из них расположенные в сельской местности - 3;
- учреждения дополнительного образования детей - 3.
Экспертная комиссия в составе которой работали: Миронова Л.И., заведующая сектором воспитания и дополнительного образования Комитета общего образования, Молофеева А.И., главный методист ХК ИППК ПК, Костина М.Г., методист ХК ИППК ПК, Калинина И.В., методист ГИМНЦ г. Хабаровска, Болдинова Е.В., заведующая информационно-методическим отделом краевого центра технического творчества, Панарина С.П., к.п.н., заведующая кафедрой "Социальной педагогики" ХГПУ, Зубарева О.И., к.п.н., доцент кафедры "Педагогика" ХГПУ, Веревкина Т.А., заведующая кафедрой ТИПРО ХК ИППК ПК, рассмотрела представленные материалы на краевой этап Всероссийского конкурса.
Экспертная комиссия отмечает, что конкурс раскрыл творческий потенциал участников. Спектр представленных материалов разнообразен. Представленные работы воспитательных систем образовательных учреждений отражают комплекс взаимосвязанных блоков:
- цели, выраженные в исходной концепции;
- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
- субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
- отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
В представленных материалах прослеживается перспектива дальнейшей деятельности, работы выполнены с учетом новейших разработок психолого-педагогической поддержки. Все представленные материалы имеют свою индивидуальную особенность.
Так, ведущей идеей воспитательных систем МОУСОШ N 80, МОУСОШ N 85 г. Хабаровска и МОУСОШ п. Молодежный Комсомольского района является взаимодействие взрослого и ребенка в коллективном творчестве, учет интересов и способностей школьников, в создании условий для проявления.
Воспитательная система педагогического лицея "Ступени" представляет как самоорганизующаяся и самореализующая система. Ее саморазвитию способствуют рациональное соотношение традиций и новаций в организации лицейской жизни, использование творческого потенциала педагогов, учащихся и родителей.
МОУСОШ с. Сергеевка Хабаровского района, МОУ СОШ п. Молодежный Комсомольского района и МОУСОШ с. Лермонтовка Бикинского района выстраивают воспитательную систему через интеграцию общего и дополнительного образования.
МОУСОШ N 35 г. Комсомольска-на-Амуре системообразующим ядром воспитательной системы стала эколого-валеологическая деятельность.
МОУСОШ N 23 г. Бикина организует воспитательную систему через самоуправление, системообразующим ядром является программа "Я - Отечество", главной задачей формирование гражданского самосознания и патриотизма.
В основу педагогического процесса воспитательной системы Центра детского творчества Хабаровского района положен личностно-ориентированный подход. Ведущие идеи деятельности Центра: творчество, авторство, успех, защищенность и психологический комфорт.
Воспитательная система МОУСОШ N 1 п. Охотска представлена в реализации организационно-деятельностной игры "Флотилия" через коллективно творческую деятельность с их погружением в экологические, эстетические, социально-исторические проблемы, с созданием имитированной среды, театрализации.
Воспитательная система МОУСОШ N 4 г. Николаевска-на-Амуре представлена через организацию школьного самоуправления и деятельности коллектива, имеющей экономическую направленность, которая реализуется посредством программы "Экоша".
Центр творчества "Темп" г. Амурска представил целостную открытую систему, как звено в цепи непрерывного образования. Одним из условий данной воспитательной системы - стремление к постоянному обновлению всех параметров педагогического процесса, создается возможность для развития и саморазвития всех субъектов деятельности.
По итогам экспертной оценки в соответствии с требованиями положения о Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений признаны лучшими следующие воспитательные системы: МОУСОШ N 80, МОУСОШ N 85 г. Хабаровска, МОУСОШ п. Молодежный Комсомольского района, Центр "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре. Документы направлены на конкурс в г. Москву.
Вышеперечисленные образовательные учреждения по итогам Всероссийского конкурса воспитательных систем отмечены дипломами. Центр "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре признан лауреатом в номинации учреждений дополнительного образования. В номинации средние общеобразовательные учреждения диплом II степени присужден МОУСОШ N 80, диплом III степени МОУСОШ N 85 г. Хабаровска.
В номинации средние общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности дипломом III степени награждена МОУСОШ п. Молодежный Комсомольского района.
Наряду с положительными тенденциями в представленных материалах на Всероссийский конкурс имеют место недостатки. В деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по развитию воспитательных систем имеются упущения. Некоторые педагогические коллективы сосредоточили свое внимание в большей степени на теоретическом моделировании систем в ущерб непосредственно воспитательной практике. Не всем педагогическим коллективам удалось показать реальную эффективность развиваемой системы, определить ее показатели. Не во всех материалах были представлены системообразующий фактор, системные связи; не полностью раскрыты характер отношений, складывающихся в детском и педагогическом коллективах; в ряде представленных работ воспитательная система подменялась отчетом о воспитательной деятельности или перечнем мероприятий. Недостаточно было оригинальных, творческих идей.
В номинации "образовательные учреждения дополнительного образования детей" в конкурсных работах слабо выделены особенности воспитания в системе дополнительного образования детей, отсутствуют такие значимые показатели воспитательного процесса, как включенность в воспитательную систему родителей, анализ результатов воспитательной деятельности, информационное обеспечение, влияние культурной среды ближайшего социума.
Миронова Людмила Ивановна, 326703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета общего образования Администрации Хабаровского края от 8 октября 2001 г. N 390 "Об итогах конкурса"
Текст Приказа официально опубликован не был