На основании Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Хабаровск", Хабаровская городская Дума решила:
1. Принять к сведению информацию начальника управления экономического развития администрации города Анисимова А.С. о результатах мониторинга реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года в 2012 году.
2. Рекомендовать администрации города Хабаровска усилить координацию взаимодействия органов местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями по реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
3. Контроль за выполнением решения возложить на комитет Хабаровской городской Думы по бюджету, финансам и экономическому развитию (Корниенко Н.Н.) и Вице Мэра В.Ф. Лебеду.
Председатель городской Думы |
С.Н. Савков |
Пояснительная записка
к решению Хабаровской городской Думы
"О результатах мониторинга реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года в 2012 году"
Стратегический план устойчивого развития г. Хабаровска (далее - СП) является основным ориентиром долговременного развития городской социохозяйственной системы, в соответствии с которым исходной гипотезой о главном предназначении г. Хабаровска является формирование на его базе крупного селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока.
Реализация этой миссии требует развития г. Хабаровска в следующих стратегических направлениях: создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан; инновационное развитие социальной сферы; развитие функций административно-политического центра России на Дальнем Востоке; формирование торгово-транспортного логистического центра.
Реализация СП включает комплекс механизмов (организационных, экономических, социальных и др.), которые необходимо в максимальной мере использовать для достижения поставленных целей.
Принимая во внимание тенденции общегосударственной бюджетной политики, усиление значения Дальнего Востока в региональной политике Правительства России, в 2012 году администрацией г. Хабаровска, с привлечением независимых экспертов и широким участием общественности, проведена модернизация СП устойчивого развития города до 2020 года.
Одними из базовых принципов актуализации СП стали сохранение миссии и стратегической цели развития города Хабаровска, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации -
"устойчивому повышению благосостояния российских граждан" и преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры СП.
Включение в СП Бюджетной стратегии г. Хабаровска до 2020 года, генеральной целью которой является создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, обеспечило взаимосвязь ключевых приоритетных направлений СП с направлениями Бюджетной стратегии.
В новой редакции СП актуализированы все стратегические направления, уточнены цели и основные задачи, мероприятия, а также ожидаемые результаты. Дерево целей СП переструктуризировано в связи с необходимостью формирования комплексного стратегического подхода и аккумуляции ресурсов в наиболее перспективных сферах социально- экономического развития города (рис. 1).
Для построения системы стратегического управления СП структурирован по четырем приоритетным направлениям развития,
разработан 21 социально-экономический проект, раскрывающий возможность их практической реализации путем решения поставленных 65 задач и намеченных к реализации 386 мероприятий.
Рисунок 1 - Приоритеты социохозяйственного развития г. Хабаровска
до 2020 года
"Рисунок"
Основным инструментом эффективного управления экономическим развитием и реализацией СП является мониторинг, означающий наблюдение,
оценку движения социохозяйственной системы г. Хабаровска под воздействием внутренних и внешних факторов.
С помощью количественных и качественных показателей мониторинг позволяет измерять социально-экономические процессы и получать оперативную информацию о скорости и направлениях их развития. В соответствии с изменяющимися обстоятельствами обеспечивается обратная связь и корректировка текущего и долгосрочного планирования.
В начале 2013 года была уточнена методика мониторинга СП, действующая в администрации г. Хабаровска. На ее основе независимой организацией - ФАУ "ДальНИИ рынка" - был проведен первый этап трехлетнего мониторинга СП.
Проведенные исследования позволили оценить итоги социально- экономического развития г. Хабаровска по предусмотренным в СП основным направлениям развития за 2012 год.
В соответствии с Методикой, проведен параметрический и функциональный анализ, изучено использование организационных механизмов, определена роль общественного участия жителей г. Хабаровска в решении городских проблем в контексте реализации СП.
Успешность реализации СП во многом зависит от уровня включения организационных механизмов в процесс его реализации. Система данных механизмов включает в себя следующие элементы: организационно-экономический, нормативно-правовой, финансово-экономический, социального партнерства и информационно-коммуникационный.
Из организационных механизмов в муниципальном управлении наиболее широкое применение нашли организационно-экономические, где ключевым является программно-целевое управление. Осуществляется оно посредством разработки и реализации целевых программ.
Как показал проведенный анализ (рис. 2), наиболее представительным охватом программно-целевым планированием характеризуется стратегическая цель "Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан" - 74,6% (2009 год - 81,3%, 2010 год - 78,7%).
Это объясняется не только наибольшей ее проработанностью, но и более традиционным жизненно необходимым содержанием. Несомненно, большую роль играет здесь улучшение демографической ситуации. В 2012 году в г. Хабаровске сохранилась растущая динамика численности населения. По сравнению со значением за 2011 год, показатель увеличился на 1,4% и составил 593,9 тыс. чел. Численность населения превысила плановый результат на 2012 год по умеренно-оптимистическому варианту на 1%, или 5,9 тыс. чел.
Далее по охвату программно-целевым планированием идут в порядке убывания следующие приоритетные направления развития: "Создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке" - 12,0% (2009 год - 8,5%, 2010 год - 9,8%), "Инновационное развитие социальной сферы" - 10,4% (2009 год - 8,5%, 2010 год - 9,8%). Практически без внимания на всем анализируемом этапе остается стратегическая цель
"Формирование регионального торгово-транспортного логистического центра" - 3,0% (2009 и 2010 годы - по 1,7%), что объясняется ограниченными полномочиями в этом направлении деятельности у органов местного самоуправления.
Рисунок 2 - Использование программно-целевого планирования в
реализации Стратегического плана развития г. Хабаровска
по основным стратегическим целям за 2009 - 2012 годы, %
"Рисунок"
Такая же ситуация складывается с краевыми и федеральными программами, которые направлены на реализацию задач преимущественно в социальной сфере и менее всего касаются научно-технического развития. Учитывая статус и значимость г. Хабаровска для Дальневосточного федерального округа и страны в целом, город должен участвовать в программах по другим направлениям.
Нормативно-правовое регулирование затрагивает в большей степени одно из наиболее важных стратегических целей "Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан".
Плановые назначения всех финансируемых в 2012 году программ составили 7 043,7 млн. руб. Фактическое исполнение - 6 982,4 млн. руб., или 99% плана. По сравнению с 2011 годом, программные расходы возросли почти вдвое.
Расходы бюджета формируются в рамках программ. В общем объеме расходов (без учета субвенций) в 2012 году на них пришлось 50,1%, (в 2011 году - 32,6%). В общем объеме расходов бюджета города (с учетом субвенций) доля программных расходов составила 93%.
Самообеспеченность бюджета г. Хабаровска - 50%. Это объясняется большими объемами финансирования в рамках федеральных и региональных программ. Сохраняются основные приоритеты бюджетной политики страны: большая доля расходов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и образование. В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо более четкое соотношение расходов и целей, на которые они
выделяются. Необходимо оценивать не только объем освоенных в рамках программ средств, но и уровень достижения поставленных целей, социальный эффект, достигнутый в результате освоения бюджетных ресурсов.
Государственное и муниципальное воздействие становится важным инструментом регионального развития. Новые возможности открываются в программно-целевом управлении, которое включается в бюджетные процессы. Четко поставленные цели, подкрепленные соответствующим бюджетированием, позволяют достигнуть их с меньшими затратами.
В этом процессе важная роль отводится кадровой составляющей. Стимулирование муниципальных служащих на выполнение стратегических задач обеспечивается грамотным использованием системы сбалансированных показателей.
В администрации г. Хабаровска внедрена система сбалансированных показателей которая постоянно совершенствуется и в дальнейшем, безусловно, станет действенным инструментом вовлечения всех муниципальных служащих в деятельностный процесс.
Информационное обеспечение реализации Стратегического плана в средствах массовой информации было представлено 907-мью материалами и программами (в 2009 году - 105, в 2010 году - 650), по следующим направлениям: выполнение программ в социальной сфере, по улучшению экологического состояния, энергосбережению, благоустройству, развитию инновационной и инвестиционной активности, внедрению на предприятиях города новых технологий, проведение технического перевооружения, поддержка молодежи и развитие предпринимательства.
Широко освещались вопросы формирования и выполнения бюджета, реализации градостроительной политики, внешнеэкономической деятельности и развития международных связей, совершенствования электронных форм предоставления муниципальных услуг организациям и населению.
В целом, в 2012 году было проведено 16 пресс-конференций с участием Мэра города, его заместителей, руководителей структурных подразделений; подготовлены тематические страницы "Хабаровск" в изданиях: "Российская газета" (12 страниц), "Аргументы и факты" (14 страниц), где публикуются материалы о реализации городских программ, основных мероприятиях администрации города, принятых муниципальных правовых актах.
В эфире радио "Восток России" вышли 48 программ "Хабаровск: детали", подготовленные пресс-службой. В эфире телекомпании "Даль-ТВ" вышли 23 программы "Актуальное интервью" и 25 программ "Лицом к городу" с участием руководителей структурных подразделений администрации города. В течение 2012 года в телевизионном эфире вышли 12 программ "Разговор с Мэром" (ГТРК "Дальневосточная"), в том числе 5 выездных, и 14 программ "Лицом к городу".
Общественное участие. До 43-х ед. увеличилось количество общественных организаций, которые на сегодняшний день взаимодействуют
с органами местного самоуправления (2010 год - 40, 2009 год - 33). Появилось более 20 общественных советов по различным направлениям: экономика, финансы, общественно-политическая и религиозная деятельность, образование, духовно-нравственного развитие и др.
В 2012 году оказывалась всесторонняя поддержка НКО (гранты, субсидии), в том числе аренда и предоставление помещений в безвозмездное пользование, реализация проектов, программ и др. Общий объем оказанной финансовой поддержки составил 66,7 млн. руб.
Созданы домовые и уличные комитеты, 57 советов общежитий. Территориальное общественное самоуправление, с одной стороны, дает возможность горожанам принять прямое участие в решении злободневных проблем, с другой - укрепляет основы гражданского общества.
В настоящее время в г. Хабаровске не осуществлено системного внедрения частно-государственного (муниципального) партнерства по всем направлениям развития, хотя имеются отдельные примеры успешного взаимодействия бизнеса и органов самоуправления. Так, для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих работы по обслуживанию муниципального жилищного фонда, применяется понижающий коэффициент для расчета арендной платы. Частным партнерам, арендующим помещения, предназначенные для реконструкции и создания на их основе объектов социального, культурного и спортивного назначения в рамках инвестиционных проектов, при расчете арендной платы применяется понижающий коэффициент 0,1. Это позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства проводить полноценную инвестиционную политику. В 2012 году инвесторы получили преференции в виде снижения арендных платежей на сумму свыше 100 млн. руб.
Для мониторинга реализации СП использовалось сравнение фактически достигнутых данных с прогнозными оценками. Они были сведены в четыре группы (демография, занятость, производство, уровень жизни) и охватили две траектории движения экономики: инерционную и умеренно-оптимистическую. Последняя в наибольшей степени отвечает целям стратегического развития.
В результате проведенного анализа был отмечен рост по совокупному обороту организаций по видам экономической деятельности. В действующих ценах в 2012 году, по отношению к 2011 году, значение показателя выросло на 5,3%. Однако прогнозных значений оборот организаций достиг только по инерционному варианту, по сравнению с умеренно-оптимистическим он составил 98,4%.
Улучшилась динамика покупательной способности заработной платы и пенсии.
По заработной плате прогнозное значение превышено по инерционному и умеренно-оптимистическому вариантам развития - на 4,3% и 4%, соответственно.
Фактическая покупательная способность пенсии в 2012 году полностью совпала с прогнозной по умеренно-оптимистическому варианту - 1,3 ед. прожиточного минимума и превысила инерционный вариант на 8,3%.
Опережающими темпами растет и покупательная способность населения. Это говорит о повышающейся тенденции финансового благополучия граждан.
В 2012 году произошел существенный спад в строительстве. Значительно сократился показатель ввода в действие жилья и составил 79,1% от значения 2011 года. Не были достигнуты параметры прогнозных оценок ни по инерционному, ни по умеренно-оптимистическому вариантам развития. Жилищная обеспеченность по обоим вариантам превысила расчетные значения - на 0,5 м2 и 0,3 м2 на 1 чел., соответственно. Возможно, что подобная ситуация сложилась исходя из переоценки и уточнения показателя в 2011 году (с 21,5 м2 на 22 м2 в расчете на 1 чел.).
В целом, по результатам анализа основных показателей стратегического развития г. Хабаровска до 2020 года, была проведена их группировка по степени достижения прогнозных показателей инерционного и умеренно-оптимистического вариантов развития города.
Доля показателей, не достигших инерционного сценария, составила 14,3%, в интервале между инерционным и умеренно-оптимистическим - 28,6% и больше умеренно-оптимистического - 57,1 (рис. 3). Это в целом может свидетельствовать о динамичном развитии города Хабаровска.
Рисунок 3 - Оценка достижения фактических показателей развития
г. Хабаровска относительно прогнозных в 2012 году, %
"Рисунок"
Мониторинг показал, что стратегические цели и главные ориентиры были поставлены верно. Вместе с тем, усредненные оценки не должны затенять остроту ряда проблем, с которыми сталкиваются как предприниматели, так и жители г. Хабаровска.
Высокая затратность производства вынуждает малый и средний бизнес значительную часть оборота пускать через теневые схемы. Низкий уровень развития конкурентной среды вкупе со значительной дифференциацией населения по доходам формируют высокие цены на многие виды жизненно важной продукции, жилье.
Меры, нивелирующие эти процессы, недостаточные. Необходимо, с одной стороны, интенсифицировать действия по повышению производительности труда, с другой - расширить мероприятия по поддержке социально незащищенных слоев населения.
Особого внимания заслуживают научно-техническое и инновационное направления развития, экология, строительство доступного жилья, медицина и образование. Они способны существенно повысить привлекательность г. Хабаровска, как для населения Дальнего Востока, так и бизнеса.
Требуется более активное включение механизмов координации и взаимодействия как всех органов власти (муниципальной, краевой и федеральной), так и с институтами гражданского общества (НКО, СОНКО) на выполнение поставленных целей.
Это позволит обеспечить реализацию Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года ускоренными темпами, а вместе с этим - решение геостратегических задач России на Дальнем Востоке.
Начальник управления |
А.С. Анисимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровской городской Думы от 20 августа 2013 г. N 780 "О результатах мониторинга реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года в 2012 году"
Текст решения официально опубликован не был