Законодательная Дума постановляет:
1. Принять Проект закона Хабаровского края "О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края" в первом чтении.
2. Направить настоящий Законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок.
3. Комитету по социально-экономическому развитию края доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы во втором чтении.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Проект
Закон
Хабаровского края
от 30 октября 2002 г. N ___
"О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности
Хабаровского края"
(первое чтение)
Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества, находящегося в соответствии с Уставом Хабаровского края в составе краевой собственности (далее - краевое государственное имущество).
Статья 1. Законодательство Хабаровского края о приватизации краевого государственного имущества
Законодательство Хабаровского края (далее - край) о приватизации краевого государственного имущества состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов края.
Статья 2. Полномочия Законодательной Думы края в сфере приватизации краевого государственного имущества
В сфере приватизации краевого государственного имущества Законодательная Дума края обладает следующими полномочиями:
1) утверждает перечень не подлежащих приватизации объектов, находящихся в краевой государственной собственности (перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ края), включающий в себя:
- краевые государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения социально-экономического развития края, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, проживающих на территории края (далее - стратегические предприятия);
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в краевой собственности и участие края в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы края, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, проживающих на территории края (далее - стратегические акционерные общества);
2) утверждает прогнозный план (программу) приватизации краевого государственного имущества на соответствующий год;
3) осуществляет контроль за соблюдением краевого законодательства в области приватизации краевого государственного имущества;
4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и краевыми законами.
Статья 3. Полномочия Правительства края в сфере приватизации краевого государственного имущества
Правительство края в сфере приватизации краевого государственного имущества обладает следующими полномочиями:
1) представляет Губернатору края для утверждения предложения о формировании перечня не подлежащих приватизации объектов, находящихся в краевой государственной собственности (перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ края);
2) представляет Губернатору края предложения о внесении изменений в перечень не подлежащих приватизации объектов, находящихся в краевой государственной собственности (перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ края), касающихся:
- состава краевых государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);
- необходимости и степени участия края в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
3) организует разработку прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества на соответствующий год, обеспечивает его выполнение;
4) принимает решения об условиях приватизации краевого государственного имущества;
5) руководит деятельностью исполнительных органов государственной власти края по вопросам приватизации краевого государственного имущества;
6) готовит отчет о результатах приватизации краевого государственного имущества за прошедший год для представления его Губернатором края в Законодательную Думу края;
7) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам приватизации краевого государственного имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией краевого государственного имущества;
9) устанавливает размеры и виды затрат на организацию и проведение приватизации краевого государственного имущества, а также порядок зачисления денежных средств в краевой бюджет;
10) определяет порядок подведения итогов продажи краевого государственного имущества и порядок заключения с покупателем договора купли - продажи краевого государственного имущества без объявления цены;
11) принимает решения об использовании и прекращении действия специального права ("золотой акции") на участие края в управлении открытыми акционерными обществами, назначает своих представителей в совет директоров и в ревизионную комиссию такого открытого акционерного общества, утверждает положения о своих представителях;
12) принимает решения о внесении краевого государственного имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы хозяйственных обществ в качестве вклада;
13) определяет порядок осуществления от имени края полномочий высшего органа управления общества - общего собрания акционеров открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в краевой собственности;
14) определяет порядок управления находящимися в краевой собственности акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
15) поручает отраслевым исполнительным органам государственной власти края осуществлять права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в краевой собственности;
16) определяет средства массовой информации, в которых подлежат опубликованию информационные сообщения о продаже краевого государственного имущества;
17) устанавливает перечень сведений, подлежащих опубликованию в информационном сообщении о продаже краевого государственного имущества;
18) принимает решение о продаже акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами;
19) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и краевыми законами.
Статья 4. Полномочия министерства имущественных отношений края в сфере приватизации краевого государственного имущества
1. Уполномоченным органом, осуществляющим функции по приватизации краевого государственного имущества, является министерство имущественных отношений края.
2. При осуществлении функций по приватизации краевого государственного имущества министерство имущественных отношений края обладает следующими полномочиями:
1) проводит приватизацию краевого государственного имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации;
2) по согласованию с соответствующими исполнительными органами государственной власти края принимает решения об условиях приватизации краевых государственных унитарных предприятий, имущественных комплексов, отдельных объектов, а также акций (паев, вкладов) акционерных обществ (хозяйственных товариществ), находящихся в краевой государственной собственности, за исключением тех случаев, когда такие решения принимаются Правительством края;
3) создает комиссии по приватизации краевого государственного имущества, включая в них, при необходимости, представителей заинтересованных исполнительных органов государственной власти края;
4) проводит экспертизу оценки стоимости приватизируемого краевого государственного имущества;
5) привлекает для проведения экспертиз оценки стоимости приватизируемого краевого государственного имущества (проверок, ревизий, инвентаризаций) юридические лица;
6) по согласованию с соответствующими исполнительными органами государственной власти края утверждает уставы открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования краевых государственных унитарных предприятий, определяет количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначает членов совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя, а также членов ревизионной комиссии (ревизора) обществ до первого общего собрания акционеров;
7) по согласованию с соответствующими исполнительными органами государственной власти края осуществляет, в соответствии с положением о министерстве, права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности края;
8) согласовывает совершение сделок, связанных с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства края в уставный капитал общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, а равно сделок, влекущих за собой возможность отчуждения или передачи таких акций в доверительное управление;
9) устанавливает порядок осуществления голосования в органах управления открытого акционерного общества победителем конкурса по продаже акций этого общества до перехода к победителю права собственности на указанные акции по вопросам, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
10) устанавливает порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за исполнением условий конкурса и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом и нормативными правовыми актами Правительства края.
3. Владельцем акций открытого акционерного общества, принадлежащих на праве собственности краю, в реестре акционеров акционерного общества указывается край в лице министерства имущественных отношений края.
Статья 5. Фонд имущества края
Функции по продаже приватизируемого краевого государственного имущества осуществляет краевое государственное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края".
Статья 6. Прогнозный план (программа) приватизации краевого государственного имущества
1. Приватизация краевого государственного имущества осуществляется в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации краевого государственного имущества на основании решений Правительства края и министерства имущественных отношений края.
2. Законодательная Дума края утверждает прогнозный план (программу) приватизации краевого государственного имущества на соответствующий год.
3. Прогнозный план (программа) приватизации краевого государственного имущества содержит перечень краевых государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в краевой собственности, которые планируется приватизировать в соответствующем году.
В прогнозном плане (программе) приватизации краевого государственного имущества указываются характеристика краевого государственного имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
4. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации краевого государственного имущества после принятия Законодательной Думой края решения об уменьшении степени участия края в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.
Статья 7. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества
1. Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества на соответствующий год осуществляется в соответствии с принятыми программами социально - экономического развития края.
2. Исполнительные органы государственной власти края не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в министерство имущественных отношений края предложения о приватизации находящихся в их ведении краевых государственных унитарных предприятий, а также находящихся в краевой собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного краевого государственного имущества.
Органы местного самоуправления, краевые государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в краевой собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство края или министерство имущественных отношений края свои предложения о приватизации краевого государственного имущества в очередном финансовом году.
Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества определяется Правительством края.
3. Проект прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества направляется в Законодательную Думу края одновременно с проектом закона о краевом бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов и материалов.
4. На основании решения Правительства края могут быть приватизированы следующие объекты и предприятия, находящиеся в краевой собственности:
1) предприятия и объекты социально-культурного назначения (в том числе кинематографии, физической культуры и спорта);
2) объекты и предприятия по оказанию ритуальных услуг;
3) аптеки (с обязательным государственным лицензированием их деятельности);
4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры местного (краевого) значения, а также выявленные объекты культурного наследия);
5) имущество, находящееся на балансе органов государственной власти края и обеспечивающее их деятельность;
6) предприятия, изготавливающие продукцию и выполняющие работы (услуги) по протезированию (в том числе зубопротезированию, протезостроению, ортопедии);
7) аэропорты регионального и местного значения;
8) предприятия оптовой торговли, обслуживающие удаленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы с ограниченными сроками навигации, включая вахтовые поселки, поселки геофизических и геологических партий, районы проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
9) предприятия малой энергетики, использующие энергию малых рек, солнца, ветра, энергию геотермальных источников, предприятия, работающие в автономном режиме эксплуатации и не связанные с единой энергосистемой, за исключением атомных станций;
10) морские порты регионального и местного значения.
5. Приватизация объектов, находящихся в краевой собственности, не указанных в пунктах 1-10 части 4 настоящей статьи и не имеющих ограничений на приватизацию, может осуществляться на основании решений министерства имущественных отношений края.
Статья 8. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества
1. Правительство края ежегодно готовит отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества за прошедший год для представления его Губернатором края в Законодательную Думу края одновременно с отчетом об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год.
2. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов краевых государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного краевого государственного имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества за прошедший год Правительство края представляет Губернатору края информацию о результатах приватизации муниципального имущества за прошедший год.
3. Информация о результатах приватизации краевого государственного имущества и муниципального имущества за прошедший год представляется Правительством края в Правительство Российской Федерации или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
Статья 9. Способы приватизации краевого государственного имущества
1. Используются следующие способы приватизации краевого государственного имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа краевого государственного имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа краевого государственного имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в краевой государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа краевого государственного имущества посредством публичного предложения;
8) продажа краевого государственного имущества без объявления цены;
9) внесение краевого государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В иных случаях приватизация имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным федеральным законом способами.
3. Приватизация имущественных комплексов краевых государственных унитарных предприятий и находящихся в краевой собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством края, может осуществляться: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в краевой государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
посредством внесения краевого государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
4. Приватизация имущества, не соответствующего указанным в части 3 настоящей статьи критериям, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на конкурсе;
посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В случае если аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим способом, установленным частью 1 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Статья 10. Решение об условиях приватизации краевого государственного имущества
1. Решение об условиях приватизации краевого государственного имущества, в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации краевого государственного имущества, принимается Правительством края или по его поручению министерством имущественных отношений края.
Решение об условиях приватизации краевого государственного имущества, указанного в частях 4 и 5 статьи 7 настоящего закона, принимается министерством имущественных отношений края. В решении об условиях приватизации указанного краевого государственного имущества должны содержаться следующие сведения:
наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации имущества;
нормативная цена;
срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
иные необходимые для приватизации имущества сведения.
2. В случае приватизации имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия решением об условиях приватизации краевого государственного имущества также утверждается:
состав подлежащего приватизации имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия, определенный в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса краевого унитарного предприятия.
3. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации краевого государственного имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества краевое государственное унитарное предприятие не вправе без согласия министерства имущественных отношений края:
1) сокращать численность работников указанного краевого государственного унитарного предприятия;
2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного краевого государственного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного краевого государственного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
3) получать кредиты;
4) осуществлять выпуск (эмиссию) ценных бумаг;
5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
До момента передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность обязанность по их содержанию возлагается на покупателя имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия или открытое акционерное общество, созданное в процессе приватизации имущественного комплекса краевого государственного унитарного предприятия, в соответствии с договором на содержание и безвозмездное пользование, заключаемым с министерством имущественных отношений края.
Статья 11. Цена выкупа земельных участков, занимаемых недвижимым имуществом
1. Цена выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, а также земельных участков, необходимых для использования этих объектов, устанавливается:
1) по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
2) по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам края, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
2. При исчислении выкупной цены не учитываются льготы, предоставляемые по уплате земельного налога, а также увеличение земельного налога за превышение норм отвода земли.
Статья 12. Порядок оплаты приобретаемого краевого государственного имущества
1. Оплата приобретаемого покупателем краевого государственного имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год.
2. Решение о предоставлении рассрочки может быть принято в случае продажи краевого государственного имущества без объявления цены.
3. В решении о предоставлении рассрочки указываются сроки ее предоставления и порядок внесения платежей. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей подлежат опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации краевого государственного имущества.
Решение на рассрочку оплаты приобретаемого краевого государственного имущества принимается министерством финансов края по предложению министерства имущественных отношений края.
4. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов, исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации объявления о продаже.
Покупатель вправе оплатить приобретаемое краевое государственное имущество досрочно.
5. Передача покупателю приобретенного в рассрочку краевого государственного имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договором купли - продажи, не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора.
6. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку краевого государственного имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество в силу настоящего закона признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенного краевого государственного имущества.
В случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей обращается взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.
С покупателя могут быть взысканы также убытки, причиненные неисполнением договора купли - продажи.
7. Контроль за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи краевого государственного имущества денежных средств в краевой бюджет осуществляет министерство финансов края.
Статья 13. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли - продажи краевого государственного имущества
1. Возврат денежных средств покупателю по недействительным сделкам купли - продажи краевого государственного имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда после передачи имущества в государственную собственность края за счет денежных средств, поступивших в краевой бюджет по другим сделкам приватизации краевого государственного имущества.
2. В случае недостаточности денежных средств от сделок купли - продажи краевого государственного имущества для обеспечения полного возврата денежных средств в срок, предусмотренный исполнительными документами, возврат недостающих денежных средств осуществляется за счет денежных средств казны края.
Статья 14. Защита прав края как собственника имущества
1. Правительство края, министерство имущественных отношений края обращаются в суды с исками и выступают в судах от имени края в защиту имущественных и иных прав и законных интересов края.
2. Защита прав края как собственника имущества финансируется за счет средств краевого бюджета, а также за счет денежных средств, полученных от продажи краевого государственного имущества.
3. Денежные средства, полученные от взыскания штрафных санкций за неисполнение обязательств по сделкам приватизации краевого государственного имущества, подлежат перечислению в краевой бюджет.
Убытки, причиненные нарушением условий охранного обязательства по объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (краевого) значения взыскиваются в доход государственного органа по охране памятников истории и культуры - государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края".
Статья 15. О признании утратившими силу отдельных краевых законов
Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:
Закон Хабаровского края от 30 мая 1996 года N 53 "Программа приватизации краевых государственных предприятий и объектов, находящихся в краевой государственной собственности" (Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы, 1996, N 11);
Закон Хабаровского края от 26 марта 1997 года N 15 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Программа приватизации краевых государственных предприятий и объектов, находящихся в краевой государственной собственности" (Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы, 1997, N 3);
Закон Хабаровского края от 30 сентября 1998 года N 62 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Программа приватизации краевых государственных предприятий и объектов, находящихся в краевой государственной собственности" (Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края, 1998, N 7);
Закон Хабаровского края от 31 января 2002 года N 8 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Программа приватизации краевых государственных предприятий и объектов, находящихся в краевой государственной собственности" (Сборник нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края, 2002, N 1), за исключением частей 2, 3, 4 статьи 1, которые утрачивают силу со дня вступления в силу краевого нормативного правового акта, утверждающего прогнозный план (программу) приватизации краевого государственного имущества на 2003 год.
Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Исполняющий обязанности
Министра имущественных
отношений Хабаровского края |
Г.М. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 481 "О проекте закона Хабаровского края "О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края"
Текст постановления официально опубликован не был