Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Голосование и определение результатов голосования по отзыву
депутата
Статья 36. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования или иным лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей для таких целей не допускается), ящики для голосования.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образцы заполненных бюллетеней и информационный материал об отзываемом депутате.
4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Статья 37. Бюллетень для голосования
1. Каждый избиратель получает один бюллетень для голосования по отзыву депутата.
2. Форма и текст бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
3. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
4. В бюллетене указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой депутатом выборной должности в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), информация о том, по каким основаниям и какой инициативной группой депутат отзывается. Справа от указанных сведений об отзываемом депутате помещаются два пустых квадрата, над которыми помещаются слова "за отзыв" и "против отзыва".
5. Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии муниципального образования и являются документами строгой отчетности. Число бюллетеней, изготовленных для проведения голосования по отзыву депутата, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.
6. Бюллетени печатаются на русском языке.
7. Бюллетени типография после выбраковки передает по акту не менее чем двум уполномоченным для этого членам избирательной комиссии, разместившей в соответствии с настоящим законом заказ на изготовление бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, доверенных лиц инициативных групп, отзываемого депутата уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
8. Передача бюллетеней окружным избирательным комиссиям осуществляется по акту не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям - не позднее чем за три дня до дня голосования. Форма актов сдачи - приемки бюллетеней устанавливается избирательной комиссией края.
9. Ответственность за правильность передачи бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
10. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей избирательной комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи бюллетеней. Если число избирателей, внесенных в список избирателей, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.
11. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении.
12. На лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Бюллетени, не заверенные участковой комиссией, признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
13. В исключительных случаях на участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, допускается изготовление документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией.
Статья 38. Порядок голосования
1. Избирательные комиссии муниципальных образований, участковые комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования по отзыву депутата не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
2. Голосование проводится в календарный выходной день с 7:00 до 21:00 часа по местному времени, если иное не установлено федеральным законом. Участковая комиссия на участках, образованных в отдаленных и труднодоступных районах, может объявлять голосование завершенным до наступления 21:00 часа, если проголосовали все избиратели, внесенные в список избирателей.
3. При невозможности обеспечить соблюдение порядка и правил голосования, установленных настоящим законом, решением соответствующей комиссии голосование на данном участке переносится на ближайший выходной день.
4. В 7:00 часов в день голосования председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для бюллетеней, которые вслед за тем опечатываются.
5. Председатель участковой комиссии предъявляет лицам, указанным в части 4 настоящей статьи, также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными в соответствии с частями 7, 8 статьи 39 настоящего закона.
6. Председатель участковой комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.
7. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня, член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Бюллетени заполняются в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
9. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении бюллетеня, заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов участковой комиссии, представителей инициативных групп, отзываемого депутата и их доверенных лиц или наблюдателей.
В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
10. Для того чтобы заполнить бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате.
11. В случае если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, который выдал ему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень вместо испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем двумя членами участковой комиссии составляется акт.
12. Избиратели опускают заполненные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.
13. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии. В случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или любой другой член участковой комиссии, должным образом уполномоченный ею.
14. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчетом голосов и оформлением протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями следующие лица:
члены вышестоящих избирательных комиссий;
доверенные лица инициативных групп и отзываемого депутата;
наблюдатели;
иностранные (международные) наблюдатели;
представители средств массовой информации.
15. Представители инициативных групп, отзываемый депутат, его доверенные лица вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосования участковой комиссией.
16. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются препятствовать работе комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
17. Представителям инициативных групп, отзываемому депутату, его доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по поручению или просьбе указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Статья 39. Досрочное голосование
1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (окружной) (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии.
2. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей.
3. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня (бюллетеней) в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет список проголосовавших избирателей. Участковая комиссия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших досрочно.
4. Избиратель помещает заполненный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену участковой или окружной избирательной комиссии. Два члена комиссии ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.
5. Запечатанные конверты с бюллетенями хранятся у секретаря соответствующей избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, а в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
6. Окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, и конверты с заполненными бюллетенями соответствующей участковой комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосования по отзыву депутата. Участковая комиссия обязана проверить переданный окружной избирательной комиссией список избирателей, проголосовавших досрочно, и число запечатанных конвертов с бюллетенями, после чего председатель и секретарь окружной и участковой комиссии подписывают акт передачи указанных документов по форме, установленной соответствующей избирательной комиссией, и делают отметку в первом экземпляре списка избирателей в пустых графах "досрочно голосовал в окружной избирательной комиссии", "досрочно голосовал в участковой комиссии".
7. В исключительных случаях окружная избирательная комиссия по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования вправе принять решение о проведении досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на одном и более участках, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 38 настоящего закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями настоящего закона.
8. В случае, если отдельные группы избирателей, включенные в список избирателей на соответствующем участке, находятся в значительном удалении от помещения для голосования, в местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, окружная избирательная комиссия совместно с членами участковой комиссии по согласованию с вышестоящей комиссией вправе провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования. С этой целью используют переносные ящики для голосования, количество которых определяется муниципальной избирательной комиссией.
Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в списке досрочно голосующих избирателей, получает бюллетень, заполняет и опускает его в переносной ящик для голосования. Секретарь участковой комиссии в списке избирателей в свободных графах делает отметку "голосовал досрочно в участковой комиссии" и ставит свою подпись.
9. С момента окончания досрочного голосования прорези для бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются, и ящики хранятся вместе со списками досрочно проголосовавших избирателей в участковой комиссии.
Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на участке и не используются для проведения голосования.
Статья 40. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования
1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, которые внесены в список избирателей на данном участке и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных ящиков, которое определяется вышестоящей комиссией. Каждому переносному ящику участковой комиссией присваивается порядковый номер.
2. Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 39 настоящего закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.
3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
4. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.
5. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик, необходимое количество бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе, и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем бюллетеня.
6. Фамилии членов комиссии, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол комиссии. Члены комиссии, сопровождающие переносные ящики, получают под подпись по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии, бюллетени.
7. Непосредственно перед отправкой переносных ящиков председатель участковой комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования и сообщает о числе поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам комиссии, сопровождающим переносной ящик, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным инициативными группами по отзыву, отзываемым депутатом.
8. После получения бюллетеня избиратель на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня, после чего заполняет бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного и об общем количестве полученных бюллетеней.
9. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избирательные права граждан.
10. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.
11. В случае если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии бюллетень (бюллетени) до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
12. По возвращении членов комиссии, сопровождающих переносные избирательные ящики, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серии и номера паспортов (или заменяющих их документов) избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается отметка "голосовал вне помещения для голосования". Количество письменных заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
13. Переносные ящики должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.
Статья 41. Протокол участковой комиссии
1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке.
2. Протокол участковой комиссии должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью данной комиссии. Протокол участковой комиссии об итогах голосования должен содержать:
1) номер экземпляра;
2) наименование голосования по отзыву депутата, дату голосования, наименование и номер избирательного округа;
3) слово "Протокол";
4) наименование комиссии с указанием номера участка;
5) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2 - число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в участковой комиссии;
строка 4 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной избирательной комиссии;
строка 5 - число погашенных бюллетеней;
строка 6 - число бюллетеней, выданных избирателям на участке в день голосования;
строка 7 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8 - число бюллетеней, содержащихся в опечатанных конвертах, переносных ящиках для голосования, заполненных избирателями досрочно и вне помещения для голосования;
строка 9 - число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10 - число действительных бюллетеней;
строка 11 - общее число недействительных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными на основании части 13 статьи 42 настоящего Закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14 - число голосов, поданных за отзыв;
строка 15 - число голосов, поданных против отзыва;
6) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии и их подписи;
8) дата и время (часы, минуты) подписания протокола;
9) печать комиссии.
3. Числа, указанные в строках части 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.
Статья 42. Подсчет голосов избирателей на участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования и получившие бюллетени, могут проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, представители инициативных групп, отзываемый депутат, его доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
3. Перед вскрытием ящиков члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны. Затем оглашается и заносится число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесенных в список;
2) число бюллетеней, выданных избирателям на участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в участковой комиссии;
5) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной комиссии.
5. После внесения указанных в части 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, заверяемых подписями председателя и секретаря и печатью участковой комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в части 2 настоящей статьи.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
1) число избирателей, внесенных в список;
2) число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной (окружной) комиссии, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 3, 4, 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в участковой комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной (окружной) комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
число бюллетеней, выданных избирателям на участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей).
8. После этого председателем или секретарем комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 22 настоящей статьи.
9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковых комиссий с правом решающего голоса.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. В первую очередь производится подсчет голосов бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования и конвертах, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями. Председатель комиссии проверяет печати на всех переносных ящиках и конвертах для голосования и предлагает членам комиссии, представителям инициативной группы, отзываемому депутату, их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики и конверты должным образом запечатаны.
13. Председатель поочередно вскрывает каждый конверт, извлекает оттуда бюллетени, ставит на их оборотной стороне печать участковой комиссии, соблюдая при этом тайну волеизъявления избирателей. Если из конверта извлечены бюллетени в большем количестве, чем это предусмотрено для голосования, то они признаются недействительными и погашаются, о чем составляется акт. Затем члены комиссии с правом решающего голоса вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают число извлеченных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждому ящику, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы из опечатанных конвертов и переносных ящиков оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если число обнаруженных бюллетеней внутри соответствующего переносного ящика для голосования превышает число отметок в списке избирателей о досрочно проголосовавших или число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, содержащиеся в таком переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт с указанием фамилий и инициалов членов участковой комиссии, сопровождавших данный переносной ящик для голосования. Число признанных недействительными бюллетеней, обнаруженных в конвертах и переносных ящиках, вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из опечатанных конвертов, переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за отзыв депутата, а также по голосам, поданным против отзыва депутата, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
16. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена комиссии подсчитывают бюллетени отдельно по позициям "за отзыв" и "против отзыва". Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не поставлено никаких отметок. В случае сомнения комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участковой комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
18. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой комиссии будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на участке (но не менее 10 избирателей), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При этом бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей (устанавливаются по проставленным печатям с обратной стороны бюллетеней), упаковываются отдельно и опечатываются.
19. Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней.
20. Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
22. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.
23. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
25. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
26. По требованию члена участковой комиссии, представителя инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
27. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
28. Второй экземпляр протокола вместе с документами голосования, предусмотренными настоящим законом, включая бюллетени, а также печать участковой комиссии, хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
29. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
30. В случаях и в порядке, предусмотренных краевыми законами, участковые комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов по отзыву депутата технические средства подсчета голосов (в том числе сканеры бюллетеней). При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
31. В случаях и в порядке, предусмотренных краевыми законами и федеральными законами, данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола.
32. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на участке, образованном на судне, находящемся в плавании, передаются по техническим каналам связи в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования и всей документации при первой возможности непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность и доставку их по назначению.
Статья 43. Обработка итогов голосования
1. После окончания голосования перед получением протоколов участковых комиссий окружная комиссия в присутствии членов комиссии, представителей инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц, наблюдателей и иных лиц, указанных в части 2 статьи 42 настоящего закона, подсчитывает и гасит оставшиеся в комиссии бюллетени, о чем составляется акт, упаковывает их, а после подведения итогов голосования по территории уничтожает их, о чем также составляется акт.
2. На основании данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования, правильность которых должна быть предварительно проверена, окружная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через два дня со дня голосования устанавливает итоги голосования по округу.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий, осуществляют непосредственно члены окружных комиссий с правом решающего голоса.
3. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования либо возникновении сомнений в правильности составления этих протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, окружная комиссия принимает решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой комиссией либо о проведении самостоятельного повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке в присутствии наблюдателей.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) окружной комиссии с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом своих членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в части 2 статьи 42 настоящего закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей.
По итогам повторного подсчета голосов избирателей комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
4. По итогам голосования окружная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на территории округа, а также о числе протоколов этих комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий об итогах голосования. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по округу.
Протокол и сводная таблица составляются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. Если после подписания протокола об итогах голосования и сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую комиссию комиссией, направившей протокол и (или) сводную таблицу, в них выявлена неточность (опечатка либо ошибка при сложении данных протоколов избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу.
О принятом решении соответствующая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию.
6. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов соответствующей комиссии, поступившие в комиссию, составлявшую протокол, жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, а также принятые по ним решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений указанной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
7. Первые экземпляры протоколов окружных и участковых комиссий с первыми экземплярами сводной таблицы об итогах голосования направляются в избирательную комиссию муниципального образования.
8. Второй экземпляр протокола окружной комиссии вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 2 статьи 42 настоящего закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также другой документацией, предусмотренной настоящим законом, хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении, а затем в течение установленного законом срока передается в архив.
Копии второго экземпляра протокола комиссии и сводной таблицы к нему официально направляются в средства массовой информации для опубликования (обнародования).
Третьи экземпляры протокола и сводных таблиц об итогах голосования через пять дней после подведения итогов голосования направляются в избирательную комиссию края.
10. К каждому экземпляру приобщаются:
сводная таблица об итогах голосования по отзыву депутата на соответствующем округе, включающая полные данные всех поступивших протоколов участковых комиссий об итогах голосования;
акт о получении окружной комиссией и о передаче участковым комиссиям бюллетеней;
акт о погашении неиспользованных бюллетеней.
Сводные таблицы и акты подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования.
Статья 44. Порядок определения результатов голосования по отзыву депутата
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий путем суммирования содержащихся в них данных, окружная избирательная комиссия определяет результаты голосования по отзыву депутата не позднее чем через четыре дня со дня голосования. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты голосования лично. О результатах голосования составляется в трех экземплярах протокол, в который заносятся данные о количестве участковых комиссий на округе, о количестве поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий и сводная таблица об итогах голосования. При этом вправе присутствовать лица, указанные в части 2 статьи 42 настоящего Закона.
2. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
3. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и первыми экземплярами протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
4. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов окружной комиссии с правом совещательного голоса, представителей инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
5. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса представителям инициативной группы, отзываемому депутату, их доверенным лицам.
6. Отзываемый депутат признается окружной комиссией отозванным, если число голосов, поданных избирателями за отзыв, больше числа голосов, поданных против отзыва, и если число голосов, поданных за отзыв, оказалось больше числа голосов, поданных за избрание данного депутата на выборах.
В случае, если число голосов, поданных за отзыв, меньше числа голосов, поданных за избрание данного депутата на выборах, то окружная комиссия принимает решение о том, что в результате голосования депутат не отозван.
7. Окружная избирательная комиссия признает результаты голосования по отзыву депутата недействительными в случае:
1) если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
3) по решению суда.
8. В случаях, указанных в части 7 настоящей статьи, назначается повторное голосование по отзыву депутата по соответствующему избирательному округу.
9. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии заносятся результаты суммирования данных протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной комиссией:
о признании отозванным депутата с указанием его фамилии, имени, отчества;
о признании депутата в результате голосования неотозванным;
о признании голосования недействительным.
Статья 45. Повторный подсчет голосов избирателей
1. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования, составленных нижестоящей избирательной комиссией, или возникновении сомнений в правильности составления этой избирательной комиссией протоколов и (или) сводных таблиц соответствующая вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке, в избирательном округе.
2. Повторный подсчет голосов избирателей на участке проводится не позднее чем через 2 дня со дня голосования по отзыву депутата, в избирательном округе - не позднее чем через 7 дней со дня голосования.
3. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей.
4. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 2 статьи 42 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей.
5. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию.
Статья 46. Определение общих итогов голосования по отзыву депутата
1. На основании протокола окружной избирательной комиссии о результатах голосования по избирательному округу избирательная комиссия муниципального образования в течение 7 дней со дня голосования подводит общие итоги голосования по отзыву депутата.
2. Избирательная комиссия муниципального образования:
1) признает недействительными итоги голосования по избирательному округу в случае:
если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
признания итогов голосования недействительными по решению суда;
2) принимает решение отозван депутат либо не отозван;
3) назначает повторное голосование.
3. Избирательная комиссия муниципального образования представляет заверенные копии своего постановления об итогах голосования по запросу инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации.
4. При определении общих итогов выборов на заседании избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать представители инициативной группы, отзываемый депутат и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
5. К протоколу приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии муниципального образования, а также поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушение настоящего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
6. Постановление избирательной комиссии муниципального образования направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы окружной избирательной комиссии об итогах голосования в представительный орган местного самоуправления.
7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, представителей инициативной группы, отзываемого депутата, их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении общих итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим законом, хранится секретарем избирательной комиссии муниципального образования.
Статья 47. Прекращение полномочий депутата в случае его отзыва
1. Решение избирательной комиссии муниципального образования о состоявшемся отзыве депутата в течение 10 дней после голосования направляется в представительный орган местного самоуправления и является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.
2. Представительный орган местного самоуправления не позднее 20 дней со дня голосования принимает постановление о досрочном прекращении полномочий отозванного депутата.
Статья 48. Повторное голосование по отзыву депутата
1. В случае, если голосование по отзыву депутата было признано недействительным, назначается повторное голосование. При признании голосования недействительным голосование назначается не позднее чем через шесть месяцев со дня признания голосования недействительным. При этом сроки действий по отзыву депутата могут быть по решению избирательной комиссии муниципального образования сокращены, но не более чем на одну треть.
2. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторного голосования не позднее чем через семь дней со дня первоначального голосования.
3. Подготовка и проведение повторного голосования осуществляются избирательными комиссиями, проводившими первоначальное голосование. Избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых комиссий в новом составе.
Статья 49. Использование государственной автоматизированной информационной системы
При проведении голосования по отзыву депутата может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим законом, иными краевыми законами.
Статья 50. Хранение и передача в архив документов по проведению голосования по отзыву депутата
1. Соответствующая документация по отзыву депутата должна храниться в течение одного года со дня опубликования итогов голосования.
2. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением отзыва депутата, утверждается избирательной комиссией края по согласованию с соответствующими архивными органами.
Статья 51. Обнародование итогов голосования
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты голосования по отзыву депутата по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, представляются для ознакомления избирателям, инициативным группам, отзываемому депутату, их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Указанные данные представляет избирательная комиссия.
2. Соответствующие избирательные комиссии направляют общие данные о результатах голосования по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов голосования.
3. Официальное опубликование общих итогов голосования, включая данные о количестве голосов, поданных за отзыв и против отзыва, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее 30 дней со дня проведения голосования по отзыву депутата.
4. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия публикуют данные об итогах голосования, которые содержатся в протоколах этих избирательных комиссий, и данные о результатах голосования, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий. Официальное опубликование полных данных о результатах голосования осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.