Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Профессиональное образование
Система профессионального образования в крае включает:
1. Профессиональных технических училищ - 48, (160 специальностей)
2. Средних специальных учебных заведений - 28, (61 -"- )
3. Высших учебных заведений -19, (94 -"- )
4. Научно-исследовательских организаций и вузов по подготовке аспирантов и докторантов - 16.
Этими учебными заведениями ежегодно выпускается около 16000 специалистов различной квалификации. Частично они распределяются по соседним регионам и другим субъектам федерации, однако основная масса работает или ищет работу в пределах Хабаровского края.
Преподавание и обучение различным специальностям осуществляют более 4,5 тыс. штатных преподавателей, 860 мастеров производственного обучения. Кроме того, на условиях почасовой оплаты и по совместительству в системе образования занято 700 - 800 высококвалифицированных специалистов.
Объем финансирования в 1995 г. по всем статьям дохода составляет 199136 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 146302 млн. руб., из региональных и местных источников - 17169 млн. руб. и поступления, связанные с учебной деятельностью 35665 млн. рублей. Финансовой основой профессионального образования в крае, таким образом, является федеральный бюджет.
3.1. Профессиональные технические училища
Всего в крае работают 43 дневных профессиональных училища, 5 ПТУ при ИТУ МВД; в 27 училищах действуют вечерние отделения по подготовке взрослого населения. В училищах преподают различные специальности 424 преподавателя и 752 мастера производственного обучения (рис. 3.1).
В профессиональных училищах Хабаровского края ежегодно приобретают профессию более 13 тысяч человек. В дневных профессиональных училищах обучаются более чем по 80 профессиям и 160 специальностям.
В том числе:
- в дневных профучилищах - 8,2 тыс. чел.;
- на вечерних отделениях ПУ - 4 тыс. чел.;
- в профучилищах при ИТУ МВД - 1,2 тыс. чел.
На период до 2005 года, по прогнозу объединения, подготовка учащихся в дневных ПУ ежегодно составит около 9 тыс. человек. В целях сокращения миграции подростков, отрыва их от родителей и удовлетворения потребностей в рабочих кадрах, объединением взято направление на развитие сети профессиональных училищ и создана гибкая система различных форм обучения, открыты малокомплектные училища и филиалы действующих ПУ (рис. 3.2), в которых обучается более полутора тысяч учащихся (рис. 3.3).
Количество профессиональных училищ по городам и районам края
г. Хабаровск - 18
г. Комсомольск - на - Амуре - 11
г. Амурск и Амурский район - 4
г. Советская Гавань - 2
п. Ванино - 1
г. Николаевск - на - Амуре - 1
п. Солнечный - 1
г. Бикин - 1
п. Хор, район им. Лазо - 1
Верхнебуреинский район - 1
Хабаровский район - 1
п. Вяземский - 1
Численность учащихся профессиональных училищ по городам и районам края на 01.10.96 г.
г. Хабаровск - 6673
г. Комсомольск-на-Амуре - 4972
г. Амурск и Амурский район - 1566
г. Советская Гавань - 594
п. Ванино - 316
г. Николаевск-на-Амуре - 406
п. Солнечный - 375
г. Бикин - 313
п. Хор, район им. Лазо - 354
Верхнебуреинский район - 136
Хабаровский район - 137
п. Вяземский - 245
Так, в 1993 - 95 гг. созданы профессиональные училища в г. Вяземске, с. Ильинка, п. Эльбан, п. Ванино, открыты филиалы в пп. Высокогорном, Мариинске, Горино, Лермонтовке, Березовом, Дуки.
В 6 высших профессиональных училищах (лицеях) началась подготовка рабочих высокой квалификации со средним специальным образованием по специальностям: банковское дело, технология машиностроения, производство летательных аппаратов, техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования, техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт телерадиоэлектронной техники, техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электронной медицинской техники, зоотехник, техник-механик сельскохозяйственного производства.
Расширяется сеть дополнительных образовательных услуг для населения края. Программы обучения составляются для удовлетворения потребностей различных слоев населения. В училищах открыты новые профессии: - лаборант -эколог (широкого профиля); оператор ЭВМ, программист; техник - менеджер (киномеханик, оператор видеозаписи); хозяйка усадьбы; служащий гостиничного сервиса; работник социального здравоохранения; секретарь-референт органов юстиции; секретарь судебных заседаний; бухгалтер; младший воспитатель-гувернант.
Кроме того, по 43 профессиям проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации на вечерних отделениях ПУ, где обучаются: взрослое население, желающее получить другую профессию, безработные, молодежь (рис. 3.4, 3.5, 3.6, 3.7).
Структура распределения выпускников ПУ по отраслям экономики в 1996 г.
(выпуск - 7600, из них 1602 не направлено на работу)
1. Промышленность - 30 %
2. Транспорт и связь - 18 %
3. Лесная промышленность - 2 %
4. Строительство - 12 %
5. Торговля и обслуживание - 10 %
6. Информационно-вычислительное обслуживание - 1 %
7. Сельское хозяйство - 6 %
8. Прочие сферы материального производства - 5 %
12. Кредитование - 4 %
13. Органы управления, юриспруденции, суды - 2 %
14 Другие отрасли народного хозяйства - 10 %
Переподготовка населения в ПУ (выпуск)
1993 г. - 3189
1994 г. - 3090
1995 г. - 4029
1996 г. - 3342
Возможность переподготовки населения в ПУ
1997 г. - 4500
1998 г. - 5000
2000 г. - 5700
2005 г. - 7000
Переподготовка населения в ПУ в 1996 г. (по отраслям экономики)
Промышленность - 173
Транспорт и связь - 854
Строительство - 585
Сельское хозяйство - 138
Торговля и обслуживание - 385
Здравоохранение - 13
Кредит - 98
Прочие - 173
Итого - 2419
Вечерние отделения в училищах работают на хозрасчетной основе по договорам. Так, в 1995 году подготовлено по договорам со службой занятости 1189 человек, по договорам с предприятиями - 1363 чел., по договорам с гражданами - 1545 человек.
На вечерних отделениях можно получить престижные профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Например, электрогазосварщик, машинист автомобильного крана, автомеханик, водитель автомобиля, водитель трамвая, изготовитель изделий из меха, портной, закройщик, повар - кондитер, продавец, секретарь-машинистка, бухгалтер, массажист и др. Вечерние отделения по подготовке взрослого населения в ПУ будут развиваться и дальше, т.к. это один из путей решения проблемы безработицы.
Трудоустройство выпускников.
В целом по училищам можно констатировать, что значительная часть молодежи, получившей начальное профессиональное образование, не распределяется по предприятиям (рис. 3.8). В 1996 году из 7600 человек устроены на работу 5370 чел., или 71 %, не устроены на работу по различным причинам 1602 чел., или 29 % от выпуска, в том числе: около 300 чел. поступали в вузы и техникумы, около 800 чел. призваны на службу в Российскую армию.
Численность учащихся ПУ, не направленных на работу
1990 г. - 749
1993 г. - 2248
1994 г. - 2820
1995 г. - 2959
1996 г. - 1602
Таким образом, только 14 % выпускников получили свободное трудоустройство. Часть из них трудоустраивается самостоятельно. Хорошо трудоустраиваются выпускники следующих профессий: телерадиомеханики, токари, программисты, слесари-сантехники, мастера столярного и мебельного производства, закройщики, изготовители хлебобулочных изделий, служащие гостиничного сервиса. Многие выпускники устраиваются на работу в частные предприятия. Некоторые организуют свое дело. Телерадиомеханики открывают мастерские по ремонту аппаратуры, изготовители хлебобулочных изделий - пекарни и т.д.
Средства на содержание профессиональных училищ выделяются Министерством финансов РФ в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом по мере поступления доходов. В сопоставимых ценах федеральное финансирование неуклонно снижается (рис. 3.9).
Бюджетное финансирование профессиональных училищ края, приведенное к уровню 1992 г. (млн. руб.)
1990 г. - 30
1993 г. - 135
1994 г. - 144
1995 г. - 91
Бюджет текущего года, как и прошлых лет, утвержден без учета реальных цен и тарифов и не обеспечивает потребностей учебных заведений. Финансируются расходы только по защищенным статьям федерального бюджета: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендия, питание. Не выделяются ассигнования на оплату коммунальных услуг, учебных расходов, приобретение и ремонт оборудования, текущего и капитального ремонта зданий и сооружений.
3.2. Среднее профессиональное образование
В системе среднего профессионального образования функционирует 28 самостоятельных государственных образовательных учреждений. Из них в федеральной собственности находится 21 учебное заведение, а в собственности края - 7 учебных заведений системы образования, здравоохранения, культуры.
В г. Хабаровске находится 60 % средних специальных учебных заведений (ссуз), остальные размещаются вне города Хабаровска. Это дает возможность удовлетворения потребностей в получении среднего профессионального образования жителям малых городов и поселков, а также позволяет более целенаправленно обеспечивать регион специалистами среднего звена.
В крае функционирует 7 учреждений повышенного типа - колледжей: культуры, информатики и связи, машиностроительный, технологический, 2 педагогических и банковская школа. Выпуск из колледжей составляет 4,9 % от общего выпуска средних специальных учебных заведений. В среднем по России - 7,8 %.
Общая численность преподавателей в 1996 г. составила 1033 чел., на условиях почасовой оплаты работают - 362 чел. Среди штатных преподавателей высшее образование имеют - 96,4 %, высшую квалификационную категорию - 57 %. Устойчивая тенденция к сокращению преподавателей (рис. 3.10) приводит к увеличению учебной нагрузки и численности студентов в расчете на одного педагога, что уже в ближайшем будущем скажется на качестве подготовки специалистов среднего звена.
Численность штатных преподавателей ССУЗ
1990 г. - 1624
1993 г. - 1275
1994 г. - 1273
1995 г. - 1130
1996 г. - 1033
Общая площадь учебно-лабораторных зданий - 156461 кв. м, на одного студента в среднем приходится 10,8 кв. м (для сравнения в России - 8 кв. м), обеспеченность общежитиями студентов ссуз - 97,8 % (для сравнения в России - 82 %) количество площадей на 1 студента - 11,5 кв. м (для сравнения в России - 9,7 кв. м).
Обучение ведется по 3 формам обучения: дневной - 13816 человек, вечерней - 995 чел., заочной - 7072 чел. Прослеживается тенденция к увеличению числа студентов по сравнению с 1995 г. на 445 чел., на дневном отделении на 129 чел. (рис. 3.11). Анализ приема в 1996 году показывает, что 84 % студентов принято из Хабаровского края.
Средний конкурс по краю имеет тенденцию к росту и составляет в 1996 году 1,47 человека на место. В 1996 году в учебных заведениях промышленности вырос конкурс до 1,83 человека на место против 1,29 человека в 1995 г. Это произошло в результате перепрофилирования учебных заведений, открытия специальностей экономического и юридического профиля. Престижными в настоящее время являются учебные заведения, сориентированные на подготовку специалистов для рыночных структур: торгово-коммерческий техникум и банковская школа.
В средних специальных учебных заведениях края вводятся новые специальности для такой отрасли, как природопользование. Открыты специальности: землеустройство, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В 11 учебных заведениях идет подготовка по специальности "Экономика, бухгалтерский учет и контроль". В такой перспективной отрасли, как информатика, открыты специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления.
Численность студентов в государственных учебных заведениях 21 тыс. 883 человек, 139 чел. в расчете на 10 тыс. человек населения края (в России - 45 чел. на 10 тыс. населения). Прием по всем формам обучения в 1995 году составил - 7691, выпуск - 5239 человек.
Из числа обучающихся по всем формам на базе 9 классов обучается 7878 чел., или 36 % от общего количества студентов ссуз, что способствует расширению возможности профессионального обучения молодежи.
Подготовка ведется по 61 специальности, по 8 отраслям экономики. Для промышленности готовят 9 учебных заведений - машиностроительный колледж, колледж информатики, металлургический, целлюлозно - бумажный, легкой промышленности, технологический, техникум геодезии и картографии, 3 судостроительных техникума; для строительства - 2 строительных техникума, индустриальный, монтажный; для транспорта - техникум железнодорожного транспорта, автодорожный и политехнический техникумы; для здравоохранения - Николаевское, Комсомольское и Хабаровское медицинское училище; для образования - Хабаровский педагогический колледж, Комсомольский педагогический колледж, Николаевское педагогическое училище; для рыночных структур - банковская школа, торгово-коммерческий техникум; для культуры - колледж искусств; для сельского хозяйства - лесохозяйственный техникум.
В крае не готовят специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса, энергетики, рыбного хозяйства, геологоразведки.
В последние годы произошли значительные изменения в структуре специальностей выпускников. Резко сократился по сравнению с 1990 г. выпуск специалистов по инженерно-техническим специальностям (в 2 раза), в области экономики и управления (в 3 раза). Начиная с 1994 г. положение стабилизировалось, а по экономическим специальностям наблюдается устойчивый рост.
Стабильностью характеризуется структура специальностей по транспорту. В крае для транспорта готовят специалистов 2 учебных заведения-автодорожный и железнодорожный техникумы. Для промышленности в крае готовят специалистов 9 техникумов и колледжей. В них расширяется общетехническая подготовка. Например, специальность "Технология машиностроения" по новому классификатору объединила 10 ранее действующих специальностей. По ряду специальностей в средних специальных учебных заведениях края прекращен набор (дизелестроение, обработка металла в давлении, литейное производство черных и цветных металлов, технология железобетонных изделий) из-за отсутствия спроса на выпускников.
В учебных заведениях системы образования и здравоохранения, с одной стороны, сократился выпуск специалистов, с другой - изменилось качество их подготовки. Хабаровским педагогическим колледжем осуществляется непрерывная подготовка специалистов-преподавателей русского и иностранного языков по системе "колледж-вуз". В Комсомольском педагогическом колледже введена узкая специализация для преподавателей начальных классов - логопед, дефектолог и др.
Медицинских училищ в крае - 3: в гг. Николаевске, Комсомольске и Хабаровске, в которых прием сократился почти вдвое. Причин несколько: в г. Николаевске рынок насыщен: - 90 % выпускников не получают распределения. В Хабаровске не удовлетворен спрос на выпускников по специальностям акушерское и сестринское дело, лабораторная диагностика, притом, что конкурс в отраслях здравоохранения растет (в 1996 г. по сравнению с 1995 г. - с 1,75 до 2,2).
Один из основных процессов, происходящих в образовании, это интеграция образовательных систем.
Взаимосвязь среднего профессионального образования с высшим образованием, в системе непрерывного образования, характеризуется значительной численностью выпускников ссуз, продолжающих образование в вузах. В 1995 г. прием выпускников ссуз в вузы составил 12,4 % от всех принятых. Подготовку по ускоренным программам проходят 2027 выпускников ссуз, что составляет 5,2 % контингента вузов.
Интеграция с системой начального профессионального образования идет по двум направлениям:
с одной стороны, это расширение реализации программ начального профессионального образования, т.е. получение рабочей профессии в среднем специальном учебном заведении, а также получение второго образования на коммерческой основе (рис. 3.12), что способствует адаптации на рынке труда; с другой стороны, профессиональные лицеи (высшие профессиональные учебные заведения) осуществляют реализацию интегрированных программ начального и среднего профессионального образования.
Возможность получения второго образования в ССУЗ в 1996 г.
Образование - 124
Здравоохранение - 3
Инженерно-технические - 2104
Экономика и управление - 274
Культура и искусство - 5
Процесс непрерывной профессиональной подготовки в условиях функционирования рыночной экономики остро ставит вопрос о введении открытых сертификатов, когда каждый новый уровень, имея ступень в подготовке специалистов, даст ему возможность занять более престижную и высокооплачиваемую должность.
Средние специальные учебные заведения края находят свое место в рыночной экономике. На их базе ведется переподготовка безработных и незанятого населения, повышение квалификации работников отрасли, подготовительные курсы (рис 3.13), т. е. оказываются дополнительные образовательные услуги.
Переподготовка и повышение квалификации в ССУЗ в 1996 г.
Образование - 30
Здравоохранение - 123
Инженерно-технические - 865
Экономика и управление - 238
Культура и искусство - 14
Одним из важных является вопрос переподготовки кадров преподавателей. В настоящее время эту функцию выполняет Дальневосточный зональный хозрасчетный научно-методический центр. За 2 года прошли переподготовку 674 преподавателя техникумов, в том числе 300 человек из Хабаровского края. В этом году открыт факультет по специальности "Менеджер образования". В центре работают преподаватели педагогического университета, академии государственной службы и академии экономики и права, имеющие ученые степени докторов и кандидатов наук.
Финансирование средних специальных учебных заведений осуществляется из средств федерального и местного бюджетов, за счет обучения на коммерческой основе и другой коммерческой деятельности. Основным источником финансирования по-прежнему остается федеральный бюджет, размеры которого в сопоставимых ценах существенно сократились (рис. 3.14). В связи с этим актуален вопрос о введении многоканального финансирования, установлении льгот по оплате тепло -, электроэнергии и коммунальных услуг. А также введение целевой контрактной подготовки в соответствии с потребностями края.
3.3. Высшее профессиональное образование
Подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации в Хабаровском крае осуществляют 19 вузов, сосредоточенные в 2-х крупных городах края. В г. Хабаровске базируется 17 высших учебных заведений разных форм собственности: государственные-Дальневосточная академия государственной службы (ДВАГС); Дальневосточная государственная академия путей сообщения (ДВГАПС); Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ); Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭП); Хабаровский государственный институт искусств и культуры (ХГИИК); Хабаровский государственный институт физической культуры (ХГИФК); Хабаровский государственный педагогический университет (ХГПУ); Хабаровский государственный технический университет (ХГТУ); Хабаровский военный институт погранвойск (ХВИПВ); Хабаровская высшая школа МВД (ХВШ МВД); Хабаровский филиал Сибирской академии телекоммуникаций и информатики (ХфСАТИ) и негосударственные: - Дальневосточный институт законодательства и управления (ДВИЗиП), Дальневосточный институт менеджмента и бизнеса (ДВИМБ), Дальневосточный филиал московского университета потребкооперации (ДВфМУП), Приамурский институт агротехники и бизнеса (ПИАБ), Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (СПИВЭСЭП), Тихоокеанский институт экономики и права (ТИЭП). В г. Комсомольске - на - Амуре 2 государственных вуза: Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт (КнАГПИ) и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ). По сравнению с базовым 1990 г. количество вузов возросло на треть. Семь вузов края изменили свой статус: 4 из них преобразованы в университеты и 3 получили статус академии.
Профессорско-преподавательский состав вузов (рис. 3.15, 3.16) насчитывает 3072 чел., из них 104 доктора наук (для сравнения в 1995 г. - 107 докторов) и 1548 кандидатов наук (в 1995 г. - 1362 кандидата). На одного преподавателя вуза приходится 14 студентов. По Российской Федерации это соотношение составляет 1:8.
Количество штатных преподавателей в вузах
1990 г. - 3334
1993 г. - 3488
1994 г. - 3248
1995 г. - 3212
1996 г. - 3072
Уровень квалификации преподавателей вузов 1996 г.
Доктора технических наук - 1 %
Доктора гуманитарных наук - 4 %
Кандидаты технических наук - 33 %
Кандидаты гуманитарных наук - 38 %
Не имеют степени - 24 %
Материально-техническая база: общая площадь учебно-лабораторных зданий - 457780 кв. м, на одного студента приходится 10,7 кв. м (по России - 12,5 кв. м); обеспеченность студентов вузов общежитиями на одного студента - 7,5 кв. м.
Приведенные данные позволяют судить о том, что потенциал системы подготовки кадров в крае достаточно высок.
На начало 1996 - 97 учебного года в вузах края обучается 42686 человек. В 1996 г. осуществляется обучение по 94 специальностям. На дневное отделение принято 5112 человек. После спада приема и численности студентов в вузах в последние годы заметна отчетливая тенденция к их увеличению и по многим (преимущественно экономическим) специальностям Администрациями вузов планируется увеличение приема. По сравнению с 1990 годом в 2 раза увеличился прием студентов на заочное отделение.
Показатель числа студентов на 10 тыс. человек населения имеет тенденцию к повышению: 1990 г. - 267; 1994 г. - 236; 1995 г. - 244; 1996 г. - 266 человек.
Увеличился и спрос на получение высшего образования. В целом, начиная с 1993 года, конкурс в вузы вырос с 1,81 до 2,1 человек на место. Более 1000 студентов на коммерческой основе получают второе высшее образование.
Расширяются услуги образования. В ХГТУ открыто 8 новых специальностей, в том числе по заказу сельскохозяйственного сектора экономики - "Землеустройство", в КнаГТУ "Химическая технология и биотехнология". В области транспорта дополнительно открыты, "Кораблестроение и океанотехника "; "Информационные системы "; Электрический транспорт", "Организация дорожного движения".
Однако существует потребность в специалистах по лесовосстановлению, охране окружающей среды, недропользованию, рыбодобыче и рыбообработке.
Специалистов в области образования, здравоохранения, культуры и искусства подготовку ведут КнаГПИ, ХГПУ, ХГМУ, ХГИИК. Наряду с традиционными открыты новые специальности (культурология, восточные языки, социальная педагогика, психология, мировая художественная культура, экономика).
Для базовых отраслей экономики основными остаются традиционные специальности:
- машины и оборудование лесного комплекса;
- лесоинженерное дело;
- технология деревообработки;
- технология химической переработки древесины;
- геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых.
Подготовку специалистов в области транспорта и связи ведут ХГТУ (по 10 специальностям), ДВГАПС (по 7) и КнаГТУ (по 4).
Учитывая выгодное транзитно - транспортное положение Хабаровского края относительно рынков стран АТР, потребность в специалистах транспорта и связи будет сохраняться. Можно предположить возрастание потребности в специалистах авиа-морского и речного транспорта, т.к. спрос на эти услуги достаточно высок. Инженерные кадры технического профиля готовят ХГТУ и ДВГАПС - по 4 специальностям: "Подъемно-транспортные и дорожно-строительные машины и оборудование", "Мосты и транспортные тоннели", "Теплогазоснабжение и вентиляция", "Водоснабжение и водоотведение". Открытие новых специальностей в области сооружения и эксплуатации инженерных коммуникаций не планируется, хотя потребность в специалистах данного профиля сохраняется и будет возрастать.
Специалистов для отраслей топливно-энергетического комплекса готовят ХГТУ - "Двигатели внутреннего сгорания", ДВГАПС - "Электроснабжение". В КнаГТУ открыта специальность "Теплоэнергетика". Учитывая важность ТЭК, как жизнеобеспечивающей отрасли, можно утверждать, что потребность в данных специалистах сохранится.
Специалистов в областях рыночной инфраструктуры выпускают 12 вузов края по 15 специальностям, из них 5 специальностей являются новыми: "Антикризисное управление", "Реклама", "Маркетинг", "Мировая экономика", "Товароведение и экспертиза потребительских товаров".
По специальностям "Коммерция", "Бухгалтерский учет и аудит", "Финансы и кредит" ведут подготовку одновременно 4 вуза, по специальности "Менеджмент" - 5 вузов, а по специальности "Юриспруденция" - 6 вузов. В 1996 г. по специальности "Юриспруденция" в вузы края принято 1253 чел., из которых 59 % - жители края, по специальности "Менеджмент" принято 321 чел., из которых 51 % - жители края.
Для ХГТУ и КнаГТУ специальности "Менеджмент" и "Юриспруденция" являются непрофильными. Причем, открытие экономико-юридических специальностей в технических вузах происходит на фоне достаточно развитой специализированной базы подготовки кадров данного направления - ХГАЭП, ДВАГС и негосударственных вузов.
Несмотря на то, что вузы ежегодно выпускают около 2,0 тыс. специалистов, в селах, и поселках края ощущается недостаток в учителях, врачах, работниках сферы культуры. Положение усугубляется снижением профессиональной миграции молодых специалистов, которые, получив образование за государственный счет, не желают выезжать в отдаленные районы края. Тем не менее, многие вузы социального профиля планируют снижение выпуска специалистов.
В вузах края ведется подготовка специалистов высшей квалификации для других регионов страны и, прежде всего, Дальнего Востока. Наибольшее количество студентов из других регионов ДВ обучается в ХГГУ - 44 %, ХГМУ - 42 %, ДВАГС - 39 %, ДВГАПС - 36 %. По специальностям: стоматология - 70 %, правоохранительная деятельность - 65 %, промышленное и гражданское строительство - 50 % (рис. 3.17).
Анализ структуры источников поступления финансовых средств (рис. 3.18) показывает явную тенденцию к снижению федеральных поступлений с 94 % в 1990 году до 76 % в 1995 году (рис 3.19). Увеличились внебюджетные поступления с 6 % в 1990 году до 24 % в 1995 году, основную долю которых составляет плата за обучение (рис. 3.20) В общей сумме финансирования вузов доходы от населения незначительны (13,3 %). Обеспечить финансовую стабилизацию вузов можно путем многоканального их финансирования. Кроме средств федерального бюджета и населения должны быть привлечены средства предприятий всех форм собственности, которые в настоящее время получают специалистов высшей квалификации бесплатно, т.к. система возмещения затрат не отработана.
Структура финансирования вузов в 1995 г.
Федеральный бюджет - 76 %
Плата за обучение - 15 %
Прочие поступления - 9 %
Одним из направлений политики Администрации края в области подготовки кадров является поддержка талантливой молодежи. Так, в 1993 году Администрацией края для лучших студентов была учреждена стипендия имени Н.Н. Муравьева-Амурского. За прошедшее время ею был поощрен 151 студент. Впервые в 1996 году по направлению и за счет краевой Администрации начата подготовка в ДВГАПС 15 студентов в области менеджмента по совместной Российско-американской программе.
3.4. Подготовка кадров высшей квалификации
3.4.1. Организации и кадры науки
Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению как численности работников научных организаций (рис. 3.21), так и самих организаций (рис. 3.22).
За период с 1989 г. по 1995 г. число организаций сектора отраслевой науки уменьшилось в два раза, заводской - в четыре. Численность работников основной деятельности по всем секторам науки за этот же период уменьшилась почти в пять раз. Однако статистика не учитывает скрытую безработицу, когда работники научных организаций находятся в административных отпусках или работают не полную неделю. Фактически это - уменьшение численности работников.
Уменьшение количества научных организаций произошло, в основном, за счет отраслевой и заводской науки. При этом сильно сократилось количество самостоятельных конструкторских бюро, проектных и проектно - изыскательских организаций, НИИ и подразделений на промышленных предприятиях. Но увеличилось число малых предприятий различных форм собственности, отнесенных к отрасли "Наука и научное обслуживание". В 1995 г. их в крае насчитывалось 67 со среднесписочной численностью 386 человек.
На фоне общего уменьшения численности работников научных организаций в 1993 г. увеличилось количество докторов наук. Это связано, видимо, с увеличением числа защит докторских диссертаций. Среди специалистов и научно-педагогических работников количество докторов наук в 1995 г. вышло на уровень 1991 г. При этом край "потерял" около 40 докторов наук. Стало резко снижаться количество кандидатов наук, занимающихся научной работой (например, за 1995 г. - с 730 до 557 человек).
В 1995 г. три четверти исследователей края работали в области естественных и технических наук (рис. 3.23). Из-за отсутствия данных по предыдущим годам невозможно отследить в динамике распределение исследователей по областям науки.
3.4.2. Подготовка кадров
Традиционно подготовкой кадров науки занимаются аспирантура и докторантура. На конец 1995 г. численность докторантов в крае составила 8 человек. Число организаций, имеющих аспирантуру, с 1993 г. практически не изменилось. В 1995 г. их насчитывалось 16. Но набор аспирантов за это время увеличился вдвое. В целом по краю наблюдается рост числа обучающихся аспирантов (рис. 3.24). В то же время падает доля аспирантов, заканчивающих аспирантуру. Так, в 1985 г. их количество составляло 38 % от числа обучающихся аспирантов, а в 1995 г. - 11 %. Ситуация в вузовских аспирантурах еще неблагоприятнее: в 1985 г. выпуск аспирантов составлял 51 %, а в 1995 г. - 11 % (рис. 3.25). Такое же положение и в аспирантурах НИИ (рис. 3.26).
Количество обучающихся аспирантов в 1995 г. по сравнению с 1985 г. увеличилось по всем областям науки, кроме сельскохозяйственной (рис. 3.27). Однако их распределение претерпело существенные изменения (рис. 3.28, 3.29). Значительно увеличилась доля аспирантов гуманитарных и общественных наук, а сельскохозяйственных, медицинских и естественных - уменьшилась.
Распределение обучающихся аспирантов по областям науки в 1985 году
Гуманитарные науки - 5 %
Естественные науки - 14 %
Общественные науки - 21 %
Технические науки - 21 %
Сельскохозяйственные науки - 24 %
Медицинские науки - 15 %
Распределение обучающихся аспирантов по областям науки в 1995 году
Гуманитарные науки - 22 %
Естественные науки - 9 %
Технические науки - 25 %
Общественные науки - 31 %
Медицинские науки - 8 %
Сельскохозяйственные науки - 5 %
3.4.3. Финансирование
Объемы выполненных научно-технических работ в фактически действующих ценах по годам представлены на рисунке 3.30. Для приведения к ценам 1991 г. использовался коэффициент инфляции (КИ). Поскольку в 1989 - 90 гг. инфляция не учитывалась, КИ за этот период принят равным единице. Считая, что стоимость научно-технических работ полностью финансируется бюджетом (в действительности это не совсем так), и, учитывая КИ, можно рассчитать по годам требуемый объем финансирования в действующих ценах. Отношение объема выполненных работ к требуемому объему финансирования покажет долю фактического финансирования. Из рисунка 3.30 видно, что начиная с 1993 г. бюджетное финансирование научно-технических работ уменьшается.
Бюджетное финансирование научно-исследовательских работ по краю в ценах приведенных к уровню 1991 г. (млн. руб.)
1989 г. - 81
1990 г. - 85,2
1991 г. - 99,5
1992 г. - 98,8
1993 г. - 57,4
1994 г. - 71,1
1995 г. - 49,2
Однако данные рисунка 3.30 можно использовать только справочно. Дело в том, что здесь не учтено уменьшение численности работников основной деятельности, изменение структуры финансирования, налоги, финансирование из бюджета только внутренних текущих затрат на НИОКР (капитальные затраты учитываются отдельной строкой).
Сравнивая распределение внутренних текущих затрат по видам работ за 1994 и 1995 гг., следует отметить, что доля затрат на разработки в 1995 г. увеличилась почти вдвое, а доля затрат на фундаментальные и прикладные исследования уменьшилась (рис. 3.31, 3.32). Изменилось и распределение затрат по областям науки, но незначительно (рис. 3.33, 3.34). Несмотря на появление новых источников финансирования, основным остается федеральный бюджет. Он покрывал в 1995 г. больше половины (57,5 %) внутренних затрат на исследования и разработки (рис. 3.35). Около 2,5 % затрат фактически финансировалось из краевого бюджета, хотя бюджет этого не предусматривал.
Среднемесячная зарплата специалистов, выполнявших в 1995 году НИОКР, в академическом секторе науки составляла 367,7 тыс. руб., в вузовском - 412,1 тыс. руб., в отраслевом - 414,1 тыс. руб., в заводском - 674,6 тыс. рублей.
Распределение внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ за 1994 год
Разработки - 24 %
Фундаментальные исследования - 47 %
Прикладные исследования - 29 %
Распределение внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ за 1995 год
Фундаментальные исследования - 39 %
Прикладные исследования - 18 %
Разработки - 43 %
Распределение внутренних текущих затрат по областям науки за 1994 год
Естественные науки - 33 %
Технические науки - 40 %
Медицинские науки - 6 %
Сельскохозяйственные науки - 12 %
Общественные науки - 9 %
Гуманитарные науки - 0,2 %
Распределение внутренних текущих затрат по областям науки за 1995 год
Естественные науки - 29 %
Технические науки - 43 %
Медицинские науки - 4 %
Сельскохозяйственные науки - 14 %
Общественные науки - 10 %
Гуманитарные науки - 0,1 %
Распределение финансирования внутренних затрат по источникам в 1995 г.
Средства организаций госсектора - 14 %
Средства иностранных источников - 2 %
Средства предпринимательского сектора - 7 %
Собственные средства - 11 %
Бюджетные ассигнования на содержание вузов - менее 1 %
Средства внебюджетных фондов - 6 %
Средства бюджета - 60 %
3.5. Система переподготовки кадров
Эффективность функционирования системы дополнительного профессионального образования определяется, прежде всего, ее потенциальными возможностями, т.е. количеством учебных мест, которые она может предоставить своим потенциальным клиентам. В настоящее время в крае нет организации, которая бы отслеживала деятельность различных предприятий, учреждений и организаций, по представлению ими услуг населению в сфере дополнительного профессионального образования. В разделе рассматривается та часть системы дополнительного профессионального образования, с которой взаимодействует краевая служба занятости населения.
Анализ количества учебных мест, предоставляемых для обучения безработных граждан в течение 1995 - 1996 гг. показывает, что в целом по краю наметилась тенденция к их снижению (рис. 3.36).
Наличие учебных мест для переподготовки по линии центра занятости (поквартально в 1995 - 1996 гг.)
1 кв. - 9403
2 кв. - 8333
3 кв. - 8999
4 кв. - 9004
1 кв. - 8573
2 кв. - 8304
3 кв. - 8167
4 кв. - 8269
Это особенно проявляется в г. Комсомольске, Амурском, Солнечном и Совгаванском районах, несмотря на то, что удовлетворение в учебных местах в этих административных единицах относительно высокое (рис. 3.37).
Сравнительная характеристика количества учебных мест, предоставляемых службе занятости по отдельным отраслям в 1994 - 1996 гг., свидетельствует о том, что снижение количества предоставляемых учебных мест в различных отраслях и сферах проявляется неодинаково (рис. 3.38).
Наиболее значительное снижение наблюдается в промышленности, строительстве, транспорте и связи. В то же время увеличилось количество предоставляемых учебных мест в таких сферах, как, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, коммерческая деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство.
Из предложений различных предприятий, учреждений и организаций, сообщивших в службу занятости о готовности организовать на своей базе обучение безработных, на 1 октября 1996 года следует, что наиболее активно в предоставлении услуг в сфере дополнительного профессионального образования участвуют профессиональные училища, учебно-курсовые комбинаты и учебные центры предприятий и организаций (рис. 3.37). В целом они предоставляют более 60 % учебных мест. Несколько менее активны в этом направлении высшие учебные заведения (около 20 %). Очень низкая активность средних специальных учебных заведений. Их удельный вес в общей структуре учебных мест такой же, как и у негосударственных учебных заведений - менее 10 %. Наметилась тенденция переориентации системы дополнительного профессионального образования от переподготовки и повышения квалификации к выполнению функций системы базового профессионального образования - первичная профессиональная подготовка. Это подтверждается анализом требований к исходному образованию слушателя: из 8269 учебных мест 5502 предназначены для лиц, не имеющих основного общего образования.
Удовлетворение в учебных местах для безработных по районам и городам края на 01.10.96
Амурский район - 45,0 %
Аяно-Майский район - 0
Бикинский район - 7,58 %
Ванинский район - 3,16 %
Вяземский район - 25,08 %
Верхнебуреинский район - 23,71 %
г. Комсомольск - 69,37 %
Комсомольский район - 0
Район им. Лазо - 13,94 %
Нанайский район - 9,49 %
Николаевский район - 27,89 %
Охотский район - 20,79 %
Район им. П. Осипенко - 0
Солнечный район - 64,44 %
Совгаванский район - 34,42 %
Тугуро-Чумиканский район - 0
Ульчский район - 6,53 %
Хабаровский район - 2,28 %
г. Хабаровск - 225,35 %
Наличие мест для обучения по линии службы занятости населения на 01.10.96 (всего - 8269)
Типы организаций:
УЦ СЗН - 112
УКК, УЦ предприятий - 0
организаций - 2318
Профучилища - 3113
ССУЗы - 670
ВУЗы, ИПК, курсы - 1404
Негосударственные УЗ - 652
Одним из показателей эффективности системы профессионального дополнительного образования служит ее способность обеспечить учебными местами безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке (получении второй специальности) или повышении квалификации. Из мировой практики известно, что около 30 % безработных нуждаются в профессиональном обучении. Средняя продолжительность обучения безработного - 4 месяца. Исходя их этих требований в настоящее время только в гг. Комсомольске и Хабаровске, а также в Амурском, Солнечном, Совгаванском районах имеющаяся система дополнительного профессионального образования может быть оценена положительно, с позиции готовности решать задачи службы занятости (рис. 3.38).
Наличие учебных мест в системе дополнительного профессионального образования определяет лишь ее потенциальные возможности. Для эффективной реализации этих возможностей необходима заинтересованность в получении дополнительного профессионального образования, как самих работников, так и работодателей.
Изучение ситуации по Хабаровскому краю показывает, что несмотря на качественно низкий уровень квалификации работников предприятий, который существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда, основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.
В условиях дефицита финансовых средств организации, предприятия и учреждения всех форм собственности значительно сокращают затраты на профессиональную подготовку своих работников, на повышение их квалификации, освоение второй профессии. Так, в 1995 году наиболее высокой доля расходов на профессиональное обучение была у предприятий банковской сферы деятельности (0,9 %), транспорта (0,4 %). Не предусматривались такие расходы на предприятиях топливной промышленности, цветной металлургии, легкой промышленности, жилищно - коммунального хозяйства. Такой подход к профессиональной подготовке персонала привел к тому, что на ряде предприятий в крае не действует система обучения работников безопасным приемам работы. Существующие нормативные требования по переподготовке работников, при освобождении их с предприятий, в крае не выполняются. По данным службы занятости, более 50 % безработных, в течение 5 лет, предшествующих своему увольнению с предприятия, не имели возможности повысить свою квалификацию или освоить смежную профессию.
Все это явилось следствием отсутствия контроля за соблюдением законодательства о труде со стороны государства и других организаций, в том числе, профессиональных союзов, трудовых коллективов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.