Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края
от 11 марта 2002 г. N АИ-1/24
Арбитражный суд при участии в судебном заседании: от истца: Кропачев А.В. доверенность N 7/744 от 17.12.01 г., от ответчика: Белоножко Т.Г. доверенность N 19-12/210 от 19.02.2002 г., доверенность б/н от 16.01.2002 г., Тимошенко С.Н. доверенность N 04/890 от 03.04.2002 г., N 1.33-90 от 18.12.2001 г., Хальчицкий А.С. доверенность от 16.01.2002 г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на решение арбитражного суда Хабаровского края от 29 ноября 2001 г. по делу N А73-1947/2001-33/19, установил:
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 29 ноября 2001 года по делу N А73-1947/2001-19 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации пользу ОАО "Хабаровскэнерго" убытки в сумме 123693 руб. 64 коп.
При принятии решения по делу суд первой инстанции руководствовался ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Министерство финансов РФ не согласно с названным судебным актом. В апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и в иске отказать, поскольку истец не доказал обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ повторил содержание апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении. Представители истца, третьего лица и других ответчиков считают оспариваемый судебный акт законным и обоснованным и просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционная инстанция установила следующее.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации г. Хабаровска в лице финансового департамента неполученные доходы в сумме 123693 руб. 64 коп.
Основанием к заявлению иска послужили следующие обстоятельства.
В период с 01.10.98 г. по 01.01.2001 года открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго", руководствуясь Законом РСФСР "О социальной защите подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, постановления главы администрации Хабаровского края "О порядке осуществления мер социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", "Порядка реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", утверждено постановлением главы администрации Хабаровского края N 150, ОАО "Хабаровскэнерго" предоставляло тепловую энергию гражданам, проживающим в г. Хабаровске, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом размер предоставленных льгот в денежном выражении составляет по утверждению истца составляет 123639 руб. 64 коп. По ходатайству ответчика суд апелляционной инстанции обязал стороны произвести сверку. В результате проделанной работы установлено, что в оспариваемый период льготы для названной категории граждан предоставлены на 141221 руб. 63 коп., однако истец не заявлял об увеличении исковых требований и настаивает на взыскании 123693 руб. 64 коп. Фактическое предоставление льгот подтверждается расчетом Хабаровского муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр", а также письмом ООО "Программа учета" N 73 от 01.03.2002 года. Данная сумма также признана ответчиками.
Определением арбитражного суда Хабаровского края от 20.09.2001 г. по делу N А73-1947/2001-19 в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, администрация Хабаровского края, финансовый департамент администрации Хабаровского края.
Как следует из оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции при принятии решения по делу руководствовался ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Действительно, названной нормой материального права предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Кроме того, ст. 14 этого же Закона установлено, что лицам, подвергшимся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС предоставляется льгота в виде скидки в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением.
В судебное заседание апелляционной инстанции Управление федерального казначейства предоставило отчеты за 1998-2000 г.г. об использовании средств выделенных на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Из данных отчетов следует, что в оспариваемый период времени из федерального бюджета денежные средства на оплату расходов, связанных со снижением на 50% оплаты за предоставленные коммунальные услуги, в том числе и за отопление, в адрес Хабаровского края не поступало. В деле имеется обширная переписка между администрацией г. Хабаровска, Хабаровской краевой Думы, администрации Хабаровского края. Из содержания этой переписки следует, что, в оспариваемый период времени администрацией г. Хабаровска, на реализацию государственных полномочий, в том числе и для реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" запрашивались денежные средства, Однако эти денежные средства выделены не были. Поскольку в оспариваемый период времени бюджет города характеризуется наличием дефицита, собственных денежных средств у муниципального образования г. Хабаровск, на финансирование названной федеральной программы не имелось. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 5, 6 федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления" государственные полномочия могут быть возложены на муниципальное образование при условии соответствующего финансирования. Такое финансирование предоставлено не было. Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно освободил муниципальное образование г. Хабаровск от ответственности. Поскольку действующим в оспариваемый период времени иных источников финансирования предоставленных льгот кроме как за счет федерального бюджета не предусмотрено, суд первой инстанции обоснованно взыскал денежные средства с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В отношении апелляционной жалобы.
Ответчик считает, что при принятии решения по делу суд первой инстанции не учел ст. 3 Федерального закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В то же время данной нормой права предусмотрено, что льготы предоставляются в порядке установленном правительством РФ. Такой Порядок утвержден Постановлением правительства РФ N 506 от 24 апреля 1996 года.
Действительно, из оспариваемого судебного акта невозможно сделать вывод, что при принятии решения по делу суд первой инстанции и руководствовался названным порядком.
Поскольку в соответствии со ст. 155 АПК РФ суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно предоставленным доказательствам повторно рассматривает дело, апелляционная инстанция рассмотрела в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом Постановления правительства РФ N 506 от 24 апреля 1996 года.
Пунктом 2 названного Порядка главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ должно производить ежемесячное авансовое перечисление денежных средств в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено финансирование расходов по предоставлению льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Это финансирование осуществляется Министерством финансов РФ за счет средств федерального бюджета, путем их перечисления в распоряжение Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заявок этих фондов о размере предстоящих расходов на указанные цели, представляемые за 10 дней до начала очередного квартала.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка финансирование расходов связанных с представлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерством внутренних дел РФ, государственным таможенным комитетом РФ, государственной фельдъегерской службой РФ, федеральной службой налоговой полиции РФ, за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.
Апелляционной инстанцией арбитражного суда Хабаровского края исследовано исполнение порядка финансирование расходов связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на территории Хабаровского края. УФК Хабаровского края в судебное заседание предоставлены отчеты об использовании средств, выделенных на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1998-2000 годы.
Из данных отчетов следует, что в различное время на территории Хабаровского края проживало от 130 до 164 граждан подвергшихся радиационному облучению. При этом денежные средства из федерального бюджета поступали. Так в 1998 году поступило 365,1 т.р., в 1999 году 360 т.р., в 2000 году 295 т.р. при потребности 376 т.р., 405 т.р. 380 т.р. соответственно. В то же время, как это следует из названных отчетов, денежные средства на компенсацию расходов связанных со снижением на 50% оплаты за отопление из федерального бюджета не поступали. В судебном заседании представитель Министерства финансов Хабаровского края предоставил отчет о предоставлении данных для формирования межбюджетных отношений в 2001 году. В отчете проведен анализ поступления денежных средств на реализацию федеральных целевых программ. Так в частности, при потребности в 1999 году 0,3 млн. руб. на реализацию целевой программы по устранению последствий Чернобыльской катастрофы, в край поступило 0,02 млн. руб.
В отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию в период прохождения военной службы в районе расположения Чернобыльской АЭС. В соответствии с определением арбитражного суда Хабаровского края от 29 января 2002 года по делу N АИ-1/24 стороны провели персональную проверку граждан, проживающих в г. Хабаровске и при этом установили, что в г. Хабаровске в оспариваемый период времени не проживали и не проживают в настоящее время лица, подвергшиеся радиационному воздействию в период прохождения военной службы при устранении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Нет в их числе и лиц, которые в настоящее время являются пенсионерами силовых ведомств. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты как основание к отмене или изменению оспариваемого судебного акта.
Как основание к отмене оспариваемого судебного акта не могут быть приняты во внимание доводы представителя Министерства финансов РФ в части того, что оспариваемый судебный акт противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с названной нормой материального права, обращение взыскания на бюджетные средства осуществляются на основании судебного акта, предусматривающего возмещение в размере недофинансирования, в случае, если взыскиваемые денежные средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета.
Как следует из Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год", в составе расходов бюджета предусмотрена целевая программа по устранению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На реализацию названной программы в бюджете предусмотрены денежные средства в размере 4334982,5 т.р. Данных о том, что запланированные затраты меньше необходимых расходов на реализацию в 2000 году названной целевой программы в законе не имеется. Расходы по реализации целевой программы по устранению последствий катастрофы на устранение последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрены и в федеральных бюджетах на 1998 и 1999 годы. При этом в названных законах нет указаний на то, что целевая программа по устранению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС реализуется частично. Не предоставило такие доказательства и Министерство финансов РФ.
Руководствуясь ст. 155 апелляционная инстанция по имеющимся в деле и вновь представленным доказательствам повторно рассмотрела дело и оснований к его отмене или изменению не установила.
Руководствуясь ст.ст. 157-159 АПК РФ, постановил:
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 29 ноября 2001 года по делу А73-1947/2001-33/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 11 марта 2002 г. N АИ-1/24
Текст постановления предоставлен арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационном-правовом сотрудничестве
Текст Постановления официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника