Рассмотрев Проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законодательная Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отрицательный отзыв на указанный законопроект согласно Приложению.
2. Предложить Государственной Думе федерального Собрания Российской Федерации не принимать указанный законопроект в первом чтении.
3. Направить настоящее Постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением высказаться против принятия в первом чтении указанного законопроекта.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 29 января 2003 г. N 627
Отзыв
на Проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации"
Законодательная Дума Хабаровского края, рассмотрев Проект федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", отмечает, что отдельные его положения не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации о построении системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Данный законопроект устанавливает не общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а регламентирует частные, зачастую организационно-процедурные вопросы формирования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такой концептуальный подход законопроекта, во-первых, вступает в противоречие с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, определяющей, что система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Во-вторых, директивная детализация формирования конкретной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации ограничивает право субъектов Российской Федерации на осуществление собственного правового регулирования с учетом местной специфики и особенностей, включая принятие региональных законов и иных нормативных правовых актов. Данная установка законопроекта не соответствует пунктам "н" части 1 статьи 72, статье 73 и части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Примеров установления не общих принципов, а регламентирование частных вопросов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вышеназванном законопроекте множество.
Так, частью 9 статьи 1 законопроекта устанавливается 50-процентная планка одобрения законов субъекта Российской Федерации от установленного числа депутатов палаты, если в субъекте Российской Федерации институирован двухпалатный законодательный орган; в том же пункте изложена норма голосования при отклонении принятого закона одной из палат законодательного органа.
В законопроекте прослеживается стремление продиктовать субъектам Российской Федерации отдельные процедурные вопросы деятельности органов государственной власти, нормировать не регламентам и их работы, не региональными законами, а только конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Так, в части 6 статьи 1 законопроекта установлено, что правомочность заседания законодательного органа должна определяться конституцией либо уставом, часто меняющаяся норма "числа депутатов, работающих на профессиональной основе", должна устанавливаться также конституцией или уставом субъекта. Из приведенных примеров вытекает, что законопроект подменяет общие принципы детальным регулированием частных вопросов, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются предметом правового регулирования субъектов Российской Федерации.
В нарушение части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации в части 1 статьи 1 законопроекта (во втором абзаце преамбулы) допускается регулирование строительства системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами, кроме рамочного Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью 20 статьи 1 законопроекта в действующий Федеральный закон дополнительно вносится глава IV, которая не согласуется с Конституцией Российской Федерации. В данной главе в статье 26.3 изложен перечень полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, состоящий из 41 пункта. Содержательный смысл перечня полномочий, во-первых, не исчерпывает в полной мере предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предусмотренные статьей 72 Конституции Российской Федерации, во-вторых, в данный перечень включены собственные полномочия субъектов Российской Федерации (предоставление служебных жилых помещений для государственных служащих субъектов Российской Федерации, поддержка народных художественных промыслов и т.д.), не являющиеся предметами совместного ведения и регулирование которых в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации является прерогативой субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 26.1 законопроекта противоречит части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется только Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, и не дает права на регулирование их нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Законопроект, устанавливая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение полномочий по предметам совместного ведения, не дает ответа на вопрос об ответственности федеральных органов государственной власти за неисполнение ими полномочий по предметам совместного ведения.
Абзацем пятым части 7 статьи 1 законопроекта законодательные органы субъектов Российской Федерации отстраняются от правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, что противоречит пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемый законопроект нарушает конституционные принципы федерализма, неоправданно централизует властные полномочия за федеральными органами власти, отстраняет субъекты Российской Федерации от собственного правового регулирования вопросов, отнесенных к их компетенции.
Исходя из вышеизложенного, Законодательная Дума Хабаровского края обращается к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением не принимать данный законопроект в первом чтении, как не соответствующий Конституции Российской Федерации.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29 января 2003 г. N 627 "О Проекте федерального закона N 280525-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 17 февраля 2003 г. N 1/6