Рассмотрев Проект федерального закона N 199223-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Законодательная Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отрицательный отзыв на указанный Законопроект согласно Приложению к настоящему Постановлению.
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не принимать указанный Законопроект во втором чтении, как противоречащий Конституции Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением высказаться про тив принятия во втором чтении указанного Законопроекта.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 25 декабря 2002 г. N 589
Отзыв
на Проект федерального закона N 199223-3 "О внесении изменений и дополнений
в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального
закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Законодательная Дума Хабаровского края, рассмотрев Проект федерального закона N 199223-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", считает, что концепция данного Законопроекта противоречит конституционным положениям, устанавливающим принципы федерализма и развитие парламентаризма в России, ограничивает права субъектов Российской Федерации в отношении парламентской деятельности их представителей - членов Совета Федерации.
Считаем, что в статье 2 Законопроекта содержится антиконституционная норма о том, что законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе давать своим представителям - членам Совета Федерации - поручения о голосовании по вопросам, отнесенным статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации.
Это означает, что субъекты Российской Федерации могут определять позицию по голосованию своих представителей в Парламенте только по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное положение ограничивает право субъектов Российской Федерации через своих представителей - членов Совета Федерации - высказывать и отстаивать свою позицию по таким важнейшим вопросам федерального законодательства, как федеративное устройство, федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития, федерального бюджета, федеральных налогов и сборов и др.
Более того, исходя из положений данного Законопроекта, регионы не вправе давать своим представителям поручения, в которых отражается позиция субъектов Российской Федерации по таким принципиально значимым для регионов проблемам, как утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации, судей высших российских судов и др.
Не соответствует конституционным установлениям положение Законопроекта, разрешающее членам Совета Федерации не исполнять поручения избравших (назначивших) их органов государственной власти субъектов Российской Федерации по одобрению федеральных законов, в случае если в отношении этих законов есть заключение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, даже комитетов, комиссий Парламента об их несоответствии Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
Общеизвестно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (глава 7) соответствие законов Конституции Российской Федерации и другим федеральным законам определяют суды. Таким образом, законопроект прямо предписывает членам Совета Федерации при голосовании опираться только на мнение Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации и не учитывать позицию регионов, которые они, в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации, представляют.
В принятом законопроекте содержатся беспрецедентные в мировой парламентской практике нормы о том, что Совет Федерации может влиять на формирование собственного состава. В частности, сам Совет Федерации может инициировать отзыв представителя региона из состава Совета Федерации.
Таким образом, принятие вышеназванного закона есть попытка создания правовых основ для превращения Совета Федерации в элитарный клуб, независимый от интересов регионов, а также для устранения законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от решения общероссийских проблем.
В связи с вышеизложенным Законодательная Дума Хабаровского края обращается к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением не принимать данный законопроект во втором чтении, как противоречащий Конституции Российской Федерации.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 25 декабря 2002 г. N 589 "О Проекте федерального закона N 199223-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 6 февраля 2003 г. N 5 (часть 1)