Коллегия Комитета общего образования Администрации края отмечает, что в крае создана система по защите прав несовершеннолетних. В целях совершенствования ее деятельности изданы Законы Хабаровского края: "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" (от 31.03.99 N 109); "О социальной адаптации лиц, оставшихся без попечения родителей, выпускников образовательных учреждений всех типов" (от 01.02.95 N 1); "Об оплате труда приемных родителей в Хабаровском крае" (от 02.03.99 N 101); принимаются локальные акты, способствующие улучшению положения детей в муниципальных образованиях (г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Бикинский, им. Лазо, им. П. Осипенко, Солнечный районы).
Вместе с тем органы опеки и попечительства края не приняли исчерпывающих мер по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации по охране прав и интересов несовершеннолетних. В результате многие дети продолжительное время остаются незащищенными в сложных жизненных ситуациях, своевременно не получают помощь и поддержку.
Есть случаи позднего выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их устройства (Амурский, Верхнебуреинский районы, г. Хабаровск); продолжительного пребывания детей (от 1 года до 3 лет) в лечебных учреждениях из-за отсутствия мест в домах ребенка, домах-инвалидах; несвоевременной постановки детей-сирот на краевой и государственный учет (Солнечный, Верхнебуреинский, им. П. Осипенко районы, г. Комсомольск-на-Амуре).
Органами опеки и попечительства Нанайского, Верхнебуреинского, Бикинского, Амурского, Вяземского районов гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре нарушаются жилищные права несовершеннолетних: несвоевременно приватизируется жилье, в котором остались проживать дети, оставшиеся без попечения родителей; во многих личных делах опекаемых, воспитанников детских домов и школ-интернатов, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют документы, подтверждающие сохранность жилья, его состояние; при обмене жилья ухудшаются жилищные условия несовершеннолетних; не всегда решение сделок по отчуждению собственности несовершеннолетних соответствует их интересам; не используется право принудительного размена (обмена) жилой площади в отношении лиц, лишенных родительских прав.
В Хабаровском, Верхнебуреинском районах не принимаются надлежащие меры по защите имущественных прав несовершеннолетних; с нарушениями составляются опись имущества и акты передачи на его сохранность; своевременно не устанавливаются права на наследование имущества, переходящего несовершеннолетнему после смерти родителей.
Во всех территориях края имеются факты, когда органы опеки и попечительства способствуют нарушению прав и интересов несовершеннолетних: не взыскивают алименты с родителей в пользу детей; при подготовке исков в суды о лишении граждан родительских прав и взыскании с них алиментов не открывают личные счета в сбербанках на детей.
Не соблюдаются права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение профессионального образования и представленных государством льгот, обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Не на должном уровне находится медицинское обслуживание опекаемых (подопечных) в Ульчском, им. П. Осипенко, Вяземском, Совгаванском, Охотском, Тугуро-Чумиканском районах.
Органы опеки и попечительства Нанайского, Верхнебуреинского, Хабаровского районов не располагают данными о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в трудоустройстве и постановке их на учет в центрах занятости населения.
Руководство детских домов, школ-интернатов не всегда принимает исчерпывающие меры по установлению правового статуса детей, оставшихся без попечения (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Нанайский район), взысканию алиментов с родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей, на их содержание; зачислению денежных средств и их расходованию; на счета воспитанников; целевому использованию денежных средств (составляющих разницу между назначенной и положенной к выплате пенсии воспитанникам), поступающих на счет учреждения из пенсионного фонда.
Отмеченные недостатки стали возможны потому, что органы опеки и попечительства не принимают должных мер по безусловному выполнению законодательных актов федерального и краевого уровня по защите прав и интересов несовершеннолетних; недостаточно взаимодействуют с ведомствами, администрациями поселков и сел, на которые законодательными актами возложена защита прав несовершеннолетних; не оперативно реагируют на социально-экономические изменения, происходящие в обществе, и несвоевременно решают вопросы по социальной и правовой защите детей на муниципальном уровне; функции по контролю за содержанием опекаемых детей, сохранностью закрепленного за ними жилья переложили на администрацию образовательных учреждений (Центральный и Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре).
На основании вышеизложенного Коллегия решила:
1. Руководителям органов управления образованием, начальникам отделов по защите прав несовершеннолетних (Центральный округ), по социально-правовым проблемам семьи (Ленинский округ) г. Комсомольска-на-Амуре:
1.1. Обеспечить соблюдение и постоянный контроль за исполнением законодательных актов федерального и краевого уровня по защите прав и интересов несовершеннолетних, обратив особое внимание на охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2. Принять незамедлительные меры по устранению отмеченных недостатков.
1.3. Скоординировать и осуществлять совместную деятельность с ведомствами, на которые законодательными актами возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, по вопросам:
1.3.1. Своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройство в месячный срок.
1.3.2. Своевременного розыска воспитанников детских домов и школ-интернатов, самовольно покинувших учреждения.
1.3.3. Осуществления контроля за состоянием и использованием жилья, закрепленного за несовершеннолетними.
1.3.4. Обеспечения медицинским осмотром детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с ежегодным анализом медицинских осмотров детей и определением мер по улучшению их здоровья.
1.3.5. Организация профориентационной работы среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью успешного их обучения в профессионально-технических училищах с указанием документов о статусе несовершеннолетних, наличии жилья.
1.4. Оказывать систематическую помощь администрациям сел и поселков при оформлении документов, требуемых при исполнении законодательных актов по защите прав и интересов несовершеннолетних.
1.5. Потребовать от руководителей образовательных учреждений усилить работу педагогических коллективов с родителями по воспитанию детей, обратив особое внимание на семьи, уклоняющиеся от воспитания детей; принимать незамедлительные меры по привлечению к ответственности родителей, допускающих насилие над несовершеннолетними, антигуманное отношение к ним.
1.6. Повысит ответственность руководителей детских домов, школ-интернатов за выполнение законодательства актов федерального и краевого уровня по защите прав и интересов воспитанников.
1.7. С целью своевременного устройства проанализировать контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся продолжительное время в лечебных учреждениях, причины их длительного пребывания; результаты анализа направить в комитет общего образования Администрации края до 01.03.2001 г.
2. Отделу социальной защиты и реабилитации детей Комитета общего образования Администрации края (Бучек Н.Ф.):
2.1. Продолжить в 2001 г. работу по совершенствованию законодательной базы на уровне субъекта РФ по защите жилищных прав несовершеннолетних.
2.2. Разработать механизм взаимодействия органов опеки и попечительства с администрациями поселков и сел по защите прав несовершеннолетних (01.07.2001 г.).
2.3. Ежегодно готовить доклад о положении детей в Хабаровском крае и предложения в Администрацию края о мерах по его улучшению (10.02.2001 г.).
2.4. Совместно с управлением начального профессионального образования Администрации края изучить возможность открытия дополнительных специальностей на базе профтехучилищ для выпускников учреждений образования, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии (01.04.2001 г.).
3. Органам управления образованием, отделам по защите прав несовершеннолетних, социально-правовым проблемам семьи (Центральный и Ленинский округа г. Комсомольска-на-Амуре) информацию о проделанной работе предоставить комитету общего образования Администрации края до 01.07.2001 и 03.12.2001.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований скоординировать на межведомственном уровне деятельность органов, обеспечивающих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов; потребовать от них неукоснительного исполнения Семейного кодекса РФ в части своевременного выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Контроль за исполнением данного Решения возлагается на Иванцеву И.А., первого заместителя председателя Комитета общего образования Администрации края.
Председатель |
Секретарь Коллегии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комитета общего образования Хабаровского края от 20 декабря 2000 г. N 4 "О выполнении органами опеки и попечительства законодательства Российской Федерации по охране прав детей в Хабаровском крае"
Текст Решения официально опубликован не был