Законодательная Дума постановляет:
1. Принять Проект закона Хабаровского края "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае" в первом чтении.
2. Направить настоящий Законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок.
3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите доработать указанный Законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение законодательной Думы во втором чтении.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Вносится депутатом
Законодательной Думы
Хабаровского края
В.Л. Буханцевым
Проект
Закон Хабаровского края
от 23 апреля 2003 г. N ______
"О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав в Хабаровском крае (первое чтение)"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уставом Хабаровского края (далее - край), общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает правовые основы образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории края.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
социальная реабилитация несовершеннолетних - комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, направленных на восстановление утраченных несовершеннолетним основных социальных связей и функций личности, условий для полноценного развития и заботы о нем.
Статья 2. Правовая основа деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Правовую основу деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иные федеральные законы, Устав края, настоящий Закон, нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления края, а также международные правовые акты о правах ребенка, ратифицированные Российской Федерацией.
Статья 3. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в крае составляют:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления.
Статья 4. Порядок образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края является постоянно действующим координирующим органом, обеспечивающим единый государственный подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории края.
2. В состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии, являющиеся, как правило, представителями органов государственной власти края, Департамента федеральной службы занятости населения края (по согласованию), управления внутренних дел края, государственных органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, организаций культуры, а также различных общественных объединений, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
3. Председатель комиссии назначается Губернатором края. Состав комиссии утверждается Губернатором края по представлению председателя комиссии в зависимости от численности несовершеннолетнего населения края и объема работ.
4. Организацию работы комиссии и контроль за выполнением ее решений осуществляет ответственный секретарь.
5. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих, оформляются протоколами, подписываются председательствующим на заседании, ответственным секретарем комиссии и являются обязательными для исполнения.
6. О дне заседания комиссии извещается прокурор края.
7. Комиссия правами юридического лица не обладает.
Статья 5. Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края
1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих неотложных вопросов. План работы комиссии принимается на заседании комиссии и утверждается ее председателем.
2. Комиссия в пределах своей компетенции:
1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) оказывает комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления организационно - методическую помощь, осуществляет анализ их деятельности, обобщает и распространяет положительный опыт работы;
3) принимает участие в разработке правовых актов и программ защиты прав и охраняемых законом интересов, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) регулярно информирует в установленной форме Губернатора края и Законодательную Думу края о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на территории края;
5) обобщает и распространяет опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) изучает и анализирует состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Права комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края
Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного Самоуправления, организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, необходимые для работы сведения;
2) привлекать для участия в работе представителей государственных
органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий всех форм собственности и других заинтересованных лиц;
3) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, предприятия всех форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений комиссий и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;
4) заслушивать на заседании комиссии сообщения руководителей органов местного самоуправления, учреждений системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних;
5) вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 7. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав органами местного самоуправления
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципальных образований.
2. В состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, члены комиссии (представители социальных служб, органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, молодежной политики; служб занятости населения, правоохранительных органов, уголовно - исполнительной системы (по согласованию), а также представители общественных объединений).
3. Деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемой органом местного самоуправления, руководит председатель комиссии.
4. Организацию работы комиссии и контроль за выполнением ее решений осуществляет ответственный секретарь.
5. Персональный состав комиссии, образуемой органом местного самоуправления, утверждается постановлением главы муниципального образования.
6. О дне заседания комиссии извещается прокурор города, района.
Статья 8. Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемой органом местного самоуправления
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района (города), района в городе, образуемая органом местного самоуправления (далее - комиссия при органе местного самоуправления):
1) осуществляет не реже одного раза в год комплексный анализ полученных данных о положении детей в целом на территории города (района), о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних;
2) принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) принимает участие в разработке (городских, районных) программ по предупреждению антиобщественных и асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) организует проверки и обследования условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних;
5) рассматривает дела об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и краевыми законами;
6) рассматривает представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
7) взаимодействует с органами внутренних дел по осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними, подвергнутыми мерам воспитательного или административного воздействия, и их родителями, а также с несовершеннолетними:
а) употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;
б) совершившими правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
в) совершившими правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
г) освобожденными от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера;
д) не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
е) обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
ж) условно - досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
з) получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
и) освобожденными из учреждений уголовно - исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении, и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
к) осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
л) осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
8) взаимодействует с родителями (законными представителями), не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей или отрицательно влияющими на их поведение, либо жестоко обращающимися с ними;
9) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
10) обеспечивает применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и края;
11) выявляет и берет на учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
12) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
13) оказывает помощь (содействие) в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, нуждающихся в помощи государства;
14) информирует органы внутренних дел о выявленных фактах жестокого обращения родителей (законных представителей) с несовершеннолетними;
15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и краевым законодательством.
Статья 9. Права комиссии при органе местного самоуправления
Комиссия при органе местного самоуправления имеет право:
1) запрашивать и получать в органах местного самоуправления сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
2) пользоваться информационными ресурсами, имеющимися в органах местного самоуправления, содержащими сведения о несовершеннолетних, их родителях (законных представителях);
3) обращаться в суд с исками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
4) требовать от Администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков в воспитательной работе, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;
5) создавать в случае необходимости рабочие группы и комиссии, привлекая для работы в них специалистов из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
7) рассматривать материалы, поступившие из правоохранительных органов, на лиц:
а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного характера;
д) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
8) вести прием несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и иных лиц;
9) ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений комиссии;
10) ходатайствовать перед судом о применении наказания, применении более мягкого наказания, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, о выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетнего;
11) ходатайствовать перед администрацией воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;
12) посещать учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
Статья 10. Меры воздействия, применяемые комиссией при органе местного самоуправления к несовершеннолетним
1. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка может применить следующие меры воздействия:
1) обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему;
2) направить несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, с его согласия и согласия его родителей (законных представителей) в специальное реабилитационное учебно - воспитательное учреждение открытого типа;
3) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
2. При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы службами, осуществляющими профилактику правонарушений и преступлений.
Статья 11. Меры воздействия, применяемые комиссией при органе местного самоуправления к родителям (законным представителям) несовершеннолетних
К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссия при органе местного самоуправления может применить следующие меры воздействия:
1) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей (законных представителей);
2) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
3) наложить Административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Статья 12. Подготовка и порядок проведения заседаний комиссии при органе местного самоуправления
1. Заседания комиссии при органе местного самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее членов.
2. Материалы, подлежащие рассмотрению, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решения:
1) рассмотреть дело на заседании комиссии;
2) провести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям.
3. Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.
4. О дне заседания комиссии извещается прокурор.
5. При рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссия принимает меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. На заседании комиссии необходимо присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) в отношении которого рассматриваются, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях - педагога и других лиц по усмотрению комиссии.
7. Защитник или представитель несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию, а по делам об административных правонарушениях - в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Материалы (дело) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), за исключением поступивших из правоохранительных органов материалов о совершении несовершеннолетним общественно - опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но не подлежащим уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, дел об административных правонарушениях несовершеннолетнего, его родителей, могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии их своевременного извещения о времени и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения.
9. Лица, совершившие административные правонарушения, уклонившиеся от явки на заседание комиссии, на основании мотивированного постановления комиссии могут быть подвергнуты принудительному приводу сотрудниками органов внутренних дел.
10. При рассмотрении материалов (дел), связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.
11. Комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, потерпевшего, свидетелей, представителя и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные административным законодательством и статьями 10, 11 настоящего Закона;
2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.
12. Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
13. Поступившие в комиссию материалы (дела) должны быть рассмотрены в 15-дневный срок со дня их поступления.
14. Указанный срок может быть продлен по мотивированному Постановлению, а по делам об административных правонарушениях - определению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случае уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей) от явки на заседание комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.
Статья 13. Акты, принимаемые комиссией при органе местного самоуправления
1. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает соответствующие постановления и вносит представления.
2. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.
3. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
4. Копия постановления вручается под расписку заинтересованным лицам либо высылается указанным лицам и в соответствующие органы и организации в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
5. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, с целью устранения выявленных причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
6. Руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений и иные юридические лица, граждане, получившие постановления (представления), обязаны в месячный срок сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
7. Неисполнение указанными лицами постановления комиссии, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии, влечет ответственность в соответствии с законодательством.
8. Постановления комиссии могут быть обжалованы в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка
к Проекту закона Хабаровского края "О порядке формирования и деятельности
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае"
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Существующее положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума верховного совета РСФСР от 3 июля 1967 года, не соответствует действующему законодательству. В нем содержатся ссылки на недействующие в настоящее время Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отличающаяся от компетенции, определенной вышеуказанным Положением.
Законопроект предполагает в целях урегулирования на краевом уровне вопросов образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структурно законопроект состоит из 15 статей.
Депутат Законодательной Думы
Хабаровского края |
В.Л. Буханцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 23 апреля 2003 г. N 711 "О Проекте закона Хабаровского края "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае"
Текст постановления официально опубликован не был