Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
Вносится депутатом
Законодательной Думы
Хабаровского края
А.И. Бондаренко
Проект
Закон
Хабаровского края
от 23 апреля 2003 г. N___
"Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на
территории Хабаровского края (первое чтение)"
Настоящий Закон разработан в целях повышения уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан, проживающих в жилищном фонде всех форм собственности, и защиты их прав на территории Хабаровского края (далее - край).
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
исполнитель жилищно-коммунальных услуг (далее - исполнитель) - предприятия и учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд или объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление гражданину жилищно-коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, индивидуальные предприниматели, уполномоченные исполнять функции исполнителя для граждан, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; предприятия, индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в частном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, в том числе заключение договоров на обслуживание, а также обеспечение жилищно-коммунальными услугами граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности;
жилищно-коммунальные услуги - действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче гражданам электрической энергии, газа, тепловой энергии, холодной и горячей воды;
виды жилищно-коммунальных услуг: к жилищным услугам относятся услуги общественного потребления, а именно:
капитальный и текущий ремонт жилого дома, его конструктивных элементов и мест общего пользования (кровля, стены, фундаменты, межпанельные швы, подъезды, чердаки, подвалы и т.д.);
бесперебойная работа лифтового оборудования;
содержание мусоропроводов;
ремонт печей в неблагоустроенном жилищном фонде;
сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
бесперебойная работа электрических плит;
содержание мест общего пользования жилых домов и придомовой территории;
к коммунальным услугам относятся услуги индивидуального (семейного) потребления, оказываемые гражданину непосредственно в жилом помещении, а именно:
теплоснабжение (отопление);
горячее водоснабжение;
газоснабжение;
электроснабжение;
холодное водоснабжение;
водоотведение (канализация);
стандарт жилищно-коммунальных услуг (далее - стандарт) - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству жилищно-коммунальных услуг;
снижение качества жилищно-коммунальных услуг (далее - снижение качества услуг) - перерыв в снабжении коммунальными услугами, отклонение качества услуг от требований стандарта, от установленных органами местного самоуправления режимов предоставления и нормативных объемов потребления услуг, от условий договоров;
государственная жилищная инспекция Правительства края - орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соблюдением требований стандарта, нормативного уровня и режима обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами на территории края;
жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания;
сохранность жилищного фонда - результат действий граждан и обслуживающих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих функционирование жилищного фонда в соответствии с действующими нормативами в течение установленного срока эксплуатации;
инженерные системы - внутридомовые инженерные сети и оборудование, а также подводящие коммуникации (сети) и сооружения коммунального назначения, обеспечивающие подачу водо- и энергоресурсов, водоотведение, вертикальный транспорт (лифт), мусороудаление (вывоз твердых и жидких бытовых отходов);
режимы функционирования инженерных систем - совокупность установленных нормативами технологических параметров работы коммуникаций и оборудования, соответствующих потребительским качествам предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
собственник жилья - субъект, имеющий правоустанавливающий документ на владение, пользование и распоряжение жилым помещением;
льготы - предоставление гражданам преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей либо облегчение условий их выполнения;
квартира - жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат и имеющее отдельный вход;
жилое помещение - жилой дом, квартира, часть жилого дома, квартиры (комната), отвечающие санитарным и техническим требованиям и предназначенные для постоянного проживания;
норматив потребления коммунальных услуг - установленный органом местного самоуправления объективно необходимый объем предоставляемых коммунальных услуг соответствующего качества, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность граждан и населенного пункта в целом;
наниматель - гражданин, владеющий, пользующийся и в пределах, определенных законом или договором, распоряжающийся жилым помещением на основе договора найма жилого помещения;
управляющая организация - организация любой формы собственности, уполномоченная собственниками, объединениями собственников жилищного фонда выполнять работы по управлению жилищным фондом, организации его эксплуатации и ремонта, обеспечению жилищно-коммунальными услугами;
экспертиза - независимая вневедомственная финансовая и технологическая проверка факторов, влияющих на формирование тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате жилья и коммунальных услуг, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
общественный жилищный инспектор - гражданин, оказывающий содействие государственной жилищной инспекции Правительства края в ее деятельности по контролю за содержанием и ремонтом жилищного фонда, предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих стандартам качества;
товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Статья 2. Цели и задачи краевого государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить качественное и разнообразное предоставление услуг населению края при снижении затрат на их производство и предоставление, повышение уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда.
Статья 3. Содержание управления жилищным фондом
1. Управление жилищным фондом осуществляется непосредственно собственником, уполномоченной им управляющей организацией и включает в себя обеспечение надлежащего использования, содержания и ремонта жилищного фонда, инженерного оборудования и коммуникаций, мест общего пользования, придомовой территории, сбор всех платежей, расчет с подрядными организациями и поставщиками услуг, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан.
2. Собственники жилищного фонда вправе заключать договоры на управление жилищным фондом с соответствующими организациями любой организационно-правовой формы на условиях конкурсного отбора жилищно-эксплуатационных организаций.
3. Жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья вправе самостоятельно управлять домом или нанимать управляющего, а также заключать договор с управляющей организацией.
4. Граждане, общественные организации, добровольные объединения нанимателей и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности с це лью защиты своих экономических и социальных прав и интересов вправе участвовать в выборе управляющей организации через своих представителей.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти края в сфере обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере
1. К полномочиям Законодательной Думы края в сфере обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере относятся:
принятие краевых Законов и Постановлений Думы;
утверждение краевых целевых Программ развития жилищно-коммунального хозяйства и улучшения обслуживания населения;
контроль за исполнением краевых законов;
осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
2. К полномочиям Правительства края в сфере обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере относятся:
проведение государственной политики в указанной сфере;
принятие Постановлений;
разработка и реализация краевых целевых Программ развития жилищно-коммунального хозяйства и улучшения обслуживания населения;
осуществление мероприятий по содержанию, развитию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в краевой государственной собственности;
осуществление иных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере
К ведению органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере относятся:
утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ);
утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
участие в решении вопросов, касающихся обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере;
принятие необходимых мер по соблюдению качества жилищно-коммунальных услуг и нормативов их потребления;
реализация гражданами прав, вытекающих из договора социального найма;
контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда;
осуществление иных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Органы территориального общественного самоуправления, их полномочия в сфере обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере
1. Органами территориального общественного самоуправления по месту жи тельства граждан могут быть советы или комитеты микрорайонов, жилищных ком плексов населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов, домов, подъездов домов и т.п.
2. Органы территориального общественного самоуправления создаются в соответствии с Законом Хабаровского края "О территориальном общественном само управлении в Хабаровском крае".
3. Органы территориального общественного самоуправления на основе доб ровольно взятых на себя обязательств вправе:
по предварительному согласованию с органом местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений, содействовать жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда;
осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории.
4. Представители органа территориального общественного самоуправления в обязательном порядке входят в состав конкурсной комиссии по отбору организаций для обслуживания жилищного фонда.
Статья 7. Общественные жилищные инспектора
1. Государственная жилищная инспекция Правительства края в целях привлечения населения к контролю за содержанием и ремонтом жилищного фонда, пре доставлением жилищно-коммунальных услуг создает институт общественных жилищных инспекторов.
2. Положение об общественном жилищном инспекторе утверждается Государственной жилищной инспекцией Правительства края.
Статья 8. Обязанность собственника жилищного фонда по содержанию и ремонту жилищного фонда
Собственник жилищного фонда или уполномоченная им организация (управляющая организация) обязаны обеспечить выполнение всех видов работ в целях соблюдения действующих правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда, по профилактическому, текущему, капитальному ремонту жилых и нежилых помещений и инженерного оборудования, находящегося в них, а также содержанию и ремонту мест общего пользования: лестниц, лифтов, коридоров, крыш, технических подвалов, фасадов, придомовых территорий и других объектов общего пользования.
Статья 9. Конкурсный отбор организаций, обслуживающих жилищный фонд
1. Отбор организаций для обслуживания жилищного фонда производится собственником жилищного фонда на конкурсной основе с участием органов территориального общественного самоуправления данного жилого массива (домовых комитетов и т.п.) в порядке, определенном гражданским Законодательством.
2. В число участников конкурсных комиссий по отбору организаций для обслуживания жилищного фонда включаются также представители отраслевых профсоюзов, организаций, обществ по защите прав потребителей и других общественных организаций, обладающих информацией по вопросам, являющимся предметом деятельности конкурсной комиссии. Число этих представителей должно быть не менее пятидесяти процентов от общего числа членов конкурсной комиссии.
Условия конкурса должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
3. Конкурсный отбор организаций, обслуживающих жилищный фонд, и развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляются с целью улучшения качества обслуживания и увеличения перечня жилищно-коммунальных услуг.
Статья 10. Основания предоставления жилищно-коммунальных услуг
1. Жилищно-коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании соответствующего вида договора, заключенного с исполнителем услуг и оформлен ного в письменном виде.
2. С гражданами, проживающими в жилых помещениях краевого государст венного и муниципального жилищного фонда социального использования и не являющимися собственниками жилья, заключается договор социального найма жилого помещения.
3. С собственниками жилых помещений заключаются договоры на обслуживание жилых помещений.
4. С гражданами, проживающими в жилых помещениях всех видов жилищного фонда, кроме жилищного фонда социального использования, и не являющимися собственниками жилья, заключаются договоры коммерческого найма жилого помещения.
5. Собственники жилых помещений при предоставлении жилья юридическим лицам заключают договоры аренды жилого помещения.
6. Исполнитель обязан своевременно принимать меры по подготовке проекта и к заключению соответствующего вида договора на предоставление жилищнокоммунальных услуг и техническое обслуживание жилого помещения.
7. Граждане, проживающие в жилых помещениях любого вида жилищного фонда, имеют равные права на бесперебойное обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами. Прекращение предоставления жилищнокоммунальных услуг гражданам иначе как в случаях, предусмотренных действующим законодательством либо договором, не допускается.
8. Качество жилищно-коммунальных услуг предусматривается обязательными требованиями нормативов и стандартов, санитарными правилами и нормами и индивидуальными договорами.
Статья 11. Договоры на обслуживание жилищного фонда
1. Выполнение работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда осуществляется на основании договоров.
2. Система договорных отношений состоит из договоров на обслуживание:
1) между органами местного самоуправления (службами заказчика или управляющими компаниями) и организациями жилищно-коммунального хозяйства;
2) между юридическими лицами, товариществами собственников жилья и гражданами, имеющими в собственности жилищный фонд или объекты коммуналь ного назначения, и организациями различных форм собственности;
3) между собственниками жилищного фонда и нанимателями жилых помеще ний;
4) между организациями жилищно-коммунального хозяйства и организациями - потребителями услуг;
5) между организациями различного вида деятельности жилищно-коммунального хозяйства;
6) между гражданами и исполнителями услуг.
Статья 12. Договор социального найма жилого помещения в домах краевого государственного и муниципального жилищного фонда
1. Органы государственной власти края и органы местного самоуправления на основании примерного договора социального найма жилого помещения в краевом государственном или муниципальном жилищном фонде (Приложение к настоящему Закону) разрабатывают договор социального найма жилого помещения в краевом государственном или муниципальном жилищном фонде.
2. Существенными условиями указанного договора являются:
1) описание качества жилья, минимально гарантированного по договору, в том числе минимальный уровень надежности и экологической безопасности предоставляемых товаров, работ и услуг с указанием нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;
2) обязательства наймодателя по обеспечению и поддержанию необходимого технического и технологического состояния жилого дома, включая выполнение капитального и других ремонтов;
3) обязательства нанимателя по оплате жилья, предоставленных товаров, работ и услуг;
4) ответственность наймодателя и нанимателя в случае нарушения своих обязательств.
3. В случае разногласий, касающихся текста договора между гражданином и исполнителем, собственником либо органами местного самоуправления, не урегулированных в установленном порядке, стороны имеют право на обращение в суд.
4. Наниматель, проживающий в домах краевого государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, вправе по своей инициативе направить наймодателю предложение о заключении договора и его условиях, а также об изменении условий договора.
5. Договор считается заключенным с момента подписания его обеими сторонами.
Статья 13. Финансовый лицевой счет
1. Финансовый лицевой счет является учетным документом и содержит следующую информацию о жилом помещении:
1) сведения о собственнике (нанимателе) жилого помещения (фамилия, имя, отчество, год рождения, дата регистрации в данном жилом помещении, основания пользования жилым помещением (право собственности, найма);
2) сведения о совместно проживающих с собственником (нанимателем) (либо имеющих право собственности или пользования на данное жилое помещение наряду с ним) лицах (фамилия, имя, отчество, год рождения, дата регистрации в данном жилом помещении, наличие родственных связей с собственником (нанимателем);
3) основные характеристики жилого помещения (площадь жилого помещения (общая, жилая), изолированность помещений и их количество, вспомогательные помещения (кухня, туалет, ванная, холл и т.п.);
4) сведения о наличии льгот у собственника (нанимателя) либо у лиц, имею щих наряду с ним право собственности (пользования) на данное жилое помещение, основания предоставления указанных льгот;
5) иные сведения.
2. Финансовый лицевой счет является единственным документом, по которому собственник (наниматель, пользователь) может проверить правильность произведенных начислений по оплате жилищно-коммунальных услуг.
3. Финансовый лицевой счет открывается собственником жилищного фонда (для нанимателя) либо управляющей организацией (для собственника либо нанимателя).
Основаниями для открытия лицевого счета являются договор найма либо наличие права собственности на жилое помещение.
4. Финансовый лицевой счет подлежит изменению (разделу) в следующих случаях:
1) при изменении договора найма с согласия нанимателя, членов его семьи и наймодателя либо по решению суда;
2) при определении участниками общей долевой собственности на жилое помещение порядка пользования указанным помещением либо при недостижении согласия - по решению суда.
Статья 14. Обеспечение права гражданина на получение коммунальных услуг
Исполнитель осуществляет подачу в жилое помещение гражданина услуг по электро- и теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и газоснабжению на основании заключенного непосредственно с ним договора.
Статья 15. Требования, предъявляемые к качеству жилищно-коммунальных услуг
Под качеством предоставляемых исполнителями жилищно-коммунальных услуг понимается их необходимое соответствие по объему и параметрам соответствующим техническим нормам и правилам эксплуатации жилых домов, при котором обеспечиваются:
1) режим функционирования инженерных сетей и оборудования, сохранность конструктивных элементов зданий, санитарное, санитарно-гигиеническое содержание их и придомовой территории;
2) вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
3) бесперебойная, круглосуточная работа в течение года систем горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения (канализации), электро снабжения, газоснабжения;
4) соответствие горячего и холодного водоснабжения установленным стандартам.
Статья 16. Реализация права гражданина на получение достоверной информации
1. Граждане, проживающие на территории края, имеют право обратиться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления по всем вопросам, относящимся к системе формирования и изменения тарифов, ставок на жилищно-коммунальные услуги, а также по вопросам, затрагивающим права гражданина в жилищно-коммунальной сфере.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права гражданина в сфере обеспечения его жилищно-коммунальными услугами, а также возможность получения гражданином другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления по организации работы в жилищно-коммунальной сфере.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения гражданина в течение месяца со дня его поступления.
4. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления перед гражданами за нарушение сроков и порядка ответа на обращения наступает в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 17. Установление ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
1. Тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию утверждаются региональной энергетической комиссией края.
2. Ставки и тарифы на жилищные и коммунальные услуги (за исключением тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления.
Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (кроме тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ) устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от местоположения, качества и благоустройства жилищного фонда (материал стен, этажность, наличие лифта, мусоропровода, износ и др.), наличия отдельных видов коммунальных услуг.
3. Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги вводятся в действие после их официального опубликования.
4. Изменение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в течение финансового года производится с одновременным внесением изменений и дополнений в местный бюджет с учетом реальных доходов населения.
Статья 18. Порядок проведения экспертизы экономической обоснованности ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
1. Изменение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тепловой, электрической энергии и газа) производится после проведения независимой экспертизы экономического обоснования ставок и тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате жилищных и коммунальных услуг (далее - экспертиза).
2. Экспертиза проводится в порядке, предусмотренном Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
3. Экспертиза проводится организацией, имеющей аккредитацию на проведение экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
4. Заключение по результатам экспертизы публикуется органами местного самоуправления в средствах массовой информации в 10-дневный срок со дня его получения.
Статья 19. Оплата по приборам индивидуального учета расхода потребления услуг
1. Гражданин имеет право установить приборы индивидуального учета расхода воды, тепла и других энергоресурсов, внесенные в Государственный реестр выпускаемых для этих целей приборов. В этом случае понесенные гражданином расходы собственник жилищного фонда обязан возместить гражданину в полном объеме.
2. Порядок установки и регистрации приборов индивидуального учета, а так же порядок снятия показаний приборов для начисления платежей за жилищнокоммунальные услуги по факту расхода устанавливаются Правительством края и доводятся до населения путем официального опубликования не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
3. Затраты по эксплуатации приборов учета, установленных внутри квартиры, несет собственник жилищного фонда.
Статья 20. Работы, выполняемые исполнителем бесплатно при текущей эксплуатации жилищного фонда
Работы, предусмотренные нормативами, правилами, стандартами эксплуатации зданий, оборудования, сооружений, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, выполняются исполнителем без дополнительной оплаты при текущей эксплуатации жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Статья 21. Оплата жилищно-коммунальных услуг
1. Граждане производят оплату за фактически предоставленные им жилищно-коммунальные услуги.
2. Наниматель, совершеннолетние члены его семьи, граждане, имеющие жилое помещение в общей собственности, граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства или пребывания, независимо от фактического проживания или пребывания, несут расходы по содержанию и ремонту жилого по мещения и оплате коммунальных услуг.
Статья 22. Оплата дополнительных жилищно-коммунальных услуг
1. Оплата дополнительных жилищно-коммунальных услуг, в том числе по ремонту инженерного оборудования, производится гражданином только при наличии его вины в выходе из строя оборудования или преждевременного износа по вине гражданина. При этом исполнителем должен быть составлен акт о причине выхода из строя оборудования или преждевременного износа жилья с вручением копии гражданину. Гражданин вправе оспорить выводы, указанные в акте, в установленном порядке.
2. При оказании гражданину по его желанию услуг помимо предусмотренных нормативами, правилами, стандартами взимается дополнительная плата.
Статья 23. Рассмотрение обращений граждан
1. Гражданин в связи с отсутствием услуги либо снижением ее качества об ращается к исполнителю услуг либо в орган, уполномоченный рассматривать данные обращения, в письменной или в устной форме.
2. В письменном заявлении указываются: фамилия, имя, отчество и адрес зая вителя; вид снижения качества услуги (услуг); дата и время начала снижения качества услуги (услуг); подпись заявителя и дата написания заявления.
3. При устном обращении гражданин сообщает исполнителю те же данные, что и в письменном заявлении.
4. С заявлением о снижении качества предоставляемых услуг может обра щаться группа граждан.
Статья 24. Порядок регистрации и учета исполнителем заявлений граждан
1. Все поступающие письменные и устные заявления граждан исполнитель обязан учитывать и регистрировать в день их поступления, а также сообщить граж данину номер регистрации данного обращения и время его рассмотрения.
2. Форма регистрации требований (претензий), предъявляемых гражданином в связи с нарушением нормативного качества услуг, устанавливается исполнителем по согласованию с органами местного самоуправления.
3. В случае спорной ситуации для установления отклонений параметров от нормы гражданин вправе самостоятельно вызвать представителя органа, осуществляющего государственной надзор в указанной сфере и производящего выдачу заключений по отклонениям параметров электрической и тепловой энергии в пределах своей компетенции. Расходы, понесенные в связи с вызовом представителя указанного органа, возмещаются виновной стороной в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4. Контроль за соблюдением правил технической эксплуатации жилых домов осуществляется органами, осуществляющими государственный надзор в указанной сфере и производящими выдачу заключений в пределах своей компетенции.
Статья 25. Документ, удостоверяющий отсутствие либо снижение качества услуг
1. Документом, удостоверяющим отсутствие либо снижение качества услуг у гражданина, является акт об отсутствии либо снижении качества услуг, форма которого утверждается органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.
2. В акте указывается: вид снижения качества услуги или ее отсутствие, причины снижения или отсутствия, территория распространения снижения либо отсутствия (улицы, номера домов, квартир), продолжительность снижения или отсутствия, меры и сроки устранения причин, исполнитель работ по устранению причин снижения или отсутствия, срок проведения перерасчета оплаты гражданином за услуги.
3. Гражданин должен быть ознакомлен под роспись с данным актом, и по его требованию акт должен быть выдан ему управляющей организацией.
4. Если акт об отсутствии услуги или некачественной поставке услуг исполнителем не составлен, то доказательством отсутствия услуги в отдельной квартире является заявка гражданина, зарегистрированная в оперативном журнале регистрации заявок.
5. Если заявка по какой-либо причине не зарегистрирована, то доказательством отсутствия услуг или их снижения могут служить и другие доказательства, в том числе акт, составленный представителями органов общественного самоуправления (председателя домового комитета или совета группы жильцов).
Статья 26. Сроки устранения снижения качества услуг
1. Исполнитель должен осуществить выполнение работ по устранению причин снижения качества услуги в сроки, установленные правилами выполнения этих работ или договором, а если срок устранения не установлен - в течение 10 дней со дня обращения гражданина. В случае, если нарушения влияют на безопасность проживания жителей, создают угрозу здоровью и жизни граждан или могут причинить значительный ущерб их имуществу, они устраняются в срок от 1 до 7 суток, в экстренных случаях - немедленно.
2. Управляющая организация обязана в соответствии с установленными раз мерами снижения оплаты производить расчет снижения гражданину оплаты за жи лищно-коммунальные услуги на основании акта и данных, занесенных в "Журнал учета заявлений", и направлять измененный счет оплаты за услуги гражданину до 10 числа следующего за истекшим месяца.
3. Снижение оплаты гражданину некачественных услуг не освобождает исполнителя от принятия мер по устранению причин снижения качества услуг.
4. В случае невыполнения исполнителем перерасчета в связи с отсутствием либо некачественностью услуг гражданин имеет право на обратной стороне счета указать стоимость фактически оказанных услуг в указанном периоде.
5. Исполнитель обязан сверить свои данные с оплаченными счетами и уведомить гражданина о времени разрешения возникших разногласий.
Статья 27. Допустимая продолжительность снижения качества услуг и размеры снижения оплаты за них гражданином
Допустимая продолжительность снижения качества услуг, режим предоставления услуг, гарантированный уровень качества в соответствии со стандартами и с учетом местных условий, мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, перечень отклонений качества услуг и их величина, а также условия и размеры снижения их оплаты гражданином в случае снижения их качества устанавливаются органами местного самоуправления, но они не должны быть ниже установленных в Приложении к настоящему Закону.
Статья 28. Исполнение обращений граждан
1. Обращение гражданина считается исполненным, если:
1) устранено отсутствие либо снижение качества услуг и гражданину произведен перерасчет оплаты за услуги;
2) гражданину дан мотивированный письменный ответ о не подтвердившихся в заявлении фактах и на него не получены возражения гражданина.
2. Если исполнитель нарушил установленный срок выполнения работ по устранению причин отсутствия либо снижения качества услуг или гражданин не удовлетворен результатами разрешения своего обращения, то гражданин вправе по своему выбору:
1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен устранить причину отсутствия либо снижения качества услуг, и потребовать уменьшения оплаты данных услуг;
2) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за обоснованную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
3) обратиться в Государственную жилищную инспекцию Правительства края с заявлением о принятии к исполнителю мер по устранению допущенного им нарушения;
4) обратиться в судебные органы.
Статья 29. Формирование и хранение материалов по обращениям граждан
1. Заявления граждан, акты о снижении качества услуг, копии ответов на заявления и иные документы, связанные с разрешением обращений граждан, хранятся в течение пяти лет у соответствующего исполнителя.
2. Заверенные исполнителем копии и выписки вышеуказанных документов выдаются гражданину по его требованию.
3. По истечении указанного срока по согласованию с Государственной архивной службой Российской Федерации данные документы подлежат уничтожению либо передаются на постоянное хранение в архив.
Статья 30. Контроль за выполнением обращений граждан и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг
Контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг и своевременным разрешением заявлений граждан осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными органами Правительства края, Государственной жилищной инспекцией Правительства края, общественными объединениями потребителей и органами территориального общественного самоуправления.
Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего закона
Нарушение норм настоящего закона влечет ответственность, предусмотренную действующим Законодательством и условиями соответствующих договоров.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Приложение
к Закону
Хабаровского края
от ________ N _________
Примерный договор
социального найма жилого помещения краевого государственного
(муниципального) жилищного фонда
_________________________________________ "___"__________200_г.
(наименование города, поселка, села и др.)
__________________________________________________________________________,
(собственник жилищного фонда, уполномоченная им организация)
именуемый в дальнейшем Наймодатель, от имени _______________________________,
в лице ____________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего на основании ___________________, с одной стороны, и гражда-
нин (ка)
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________,
(данные паспорта, удостоверения личности)
именуемый в дальнейшем Наниматель, с другой стороны (далее - Стороны), на
основании ордера на жилое помещение N ______ серия __________________ от "_____"
__________, выданного на основании
____________________________________________________________________________
(номер решения главы исполнительной власти и дата его принятия)
заключили договор социального найма жилого помещения (муниципального)
жилищного фонда (далее - Договор) о следующем:
1. Предмет договора
В соответствии с настоящим Договором Наймодатель обязуется предоставить Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование пригодное для постоянного проживания изолированное жилое помещение краевого государственного (муниципального) фонда и обеспечить предоставление за плату коммунальных и иных услуг, а Наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению и своевременно вносить плату за пользование жилым помещением и коммунальными услугами.
2. Жилое помещение
2.1. Объектом найма является изолированное жилое помещение (далее -
жилое помещение), состоящее из __________ комнат (ы) в ________________
_______________________________________________________________________
(отдельной, коммунальной)
квартире общей площадью _______________________ кв. м, в том числе жилой
_______________кв. м, по адресу:
Город___________________________ Район______________________________
Поселок_________________________ Улица______________________________
дом N_________________, корпус N __________________, квартира N _________.
2.2. Характеристика и техническое состояние предоставляемого жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования указаны в Паспорте жилого помещения, который является неотъемлемой частью Договора (форма технического паспорта и состав включаемых в него сведений устанавливается федеральным законодательством).
3. Коммунальные и иные услуги
3.1. Нанимателю обеспечивается предоставление в соответствии с
Договором следующих видов коммунальных и иных услуг:
________________________________________________________________________
(теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализация; иные услуги:
________________________________________________________________________
газоснабжение, вывоз мусора, лифт, переговорно-замочное устройство и др.)
3.2. Режим предоставления коммунальных услуг и нормативные объемы их
потребления установлены в соответствии с действующими на территории
_________________показателями.
Предоставление коммунальных услуг Нанимателю жилого помещения может
быть ограничено Договором по мощности с учетом состава и износа основных
фондов коммунального назначения и иных условий:
________________________________________________________________________
(энергопотребление - не более и др.)
3.3. Условия предоставления коммунальных услуг приведены в Приложении 2 к настоящему Договору, которое является его неотъемлемой частью.
4. Права и обязанности Наймодателя
4.1. Наймодатель обязуется:
4.1.1. Передать Нанимателю указанное в разделе 2 Договора жилое помещение в надлежащем состоянии по акту приема - передачи жилого помещения, являющемуся неотъемлемой частью Договора (форма акта приемки-передачи и состав включаемых в него сведений устанавливается в соответствии с законодательством).
4.1.2. Не препятствовать свободному доступу Нанимателя в жилое помещение после передачи ему жилого помещения.
4.1.3. Обеспечить предоставление коммунальных и иных услуг в соответствии с правилами, установленными нормативными актами Российской Федерации и________ , на условиях и в порядке, предусмотренных Договором.
4.1.4. Обеспечить техническое обслуживание санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, а также бесперебойную работу общедомового инженерного оборудования.
4.1.5. Обеспечить ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома.
4.1.6. Обеспечить в квартире Нанимателя необходимый капитальный ремонт, замену вследствие физического износа основных конструкций дома, дверей, оконных переплетов, полов, а также ремонт санитарно - технического и иного оборудования, вызванные нормальным износом, а также непредвиденными обстоятельствами, произошедшими не по вине Нанимателя.
4.1.7. Обеспечить за свой счет внутриквартирный текущий ремонт жилых помещений Нанимателя в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем либо с производством капитального ремонта.
4.1.8.Обеспечить в установленные сроки устранение повреждения санитарно - технического и иного оборудования в квартире Нанимателя по получении от него заявления, а в случае аварии - немедленно.
4.1.9. Обеспечить уборку мест общего пользования жилого дома, а также придомовой территории.
4.1.10. Предоставлять за плату Нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи, указанным в Приложении 1 к Договору, на время проведения капитального ремонта жилого дома (когда ремонт не может быть произведен без выселения Нанимателя) другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не расторгая при этом настоящего Договора.
Переселение Нанимателя и членов его семьи из занимаемого ими жилого помещения на другую жилплощадь и обратно (по окончании ремонта) производится Наймодателем за его счет.
4.1.11. Обеспечивать своевременную подготовку жилого дома, санитарно - технического и иного инженерного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях.
4.1.12. Уведомлять Нанимателя о предстоящем капитальном ремонте дома либо занимаемых Нанимателем жилых помещений - за шесть месяцев, о ремонте мест общего пользования жилого дома - за неделю, об отключении, испытании или ином изменении режима работы инженерных сетей жилого дома - за двое суток.
4.1.13. Включить в установленном порядке по заявлению Нанимателя, подписанному всеми постоянно проживающими с ним совершеннолетними членами его семьи, лиц, указанных в п. 5.2.1, в "Список постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его семьи".
4.1.14. Исключить в установленном порядке из "Списка постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его семьи" включенное в него лицо по его заявлению.
4.1.15. Уведомлять Нанимателя о нормативных актах ________ и Российской Федерации, влекущих изменение порядка и условий исполнения Сторонами Договора, путем публикации сообщений об этом в средствах массовой информации либо иным образом.
4.1.16. Нести иные обязанности, предусмотренные Договором, а также действующими законодательными и иными правовыми актами, содержащими условия социального найма жилых помещений.
4.2. Наймодатель вправе:
4.2.1. В установленном порядке, с предварительным уведомлением Нанимателя производить осмотры жилого дома и жилых помещений, а также санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в них, с целью проверки их состояния и соблюдения Нанимателем условий их использования.
4.2.2. Исключительно с согласия Нанимателя осуществлять переоборудование жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, если такое переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым помещением.
4.2.3. Запретить проживание временных жильцов в жилом помещении при условии несоблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека.
4.2.4. Осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством, содержащим условия социального найма жилых помещений.
5. Права и обязанности нанимателя и членов его семьи
5.1. Наниматель обязуется:
5.1.1. Принять жилое помещение.
5.1.2. Вносить ежемесячно плату за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в порядке, размере и сроки, предусмотренные Договором.
5.1.3. Соблюдать правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, в том числе:
использовать жилое помещение в соответствии с его назначением;
бережно относиться к жилому помещению, санитарно-техническому и иному оборудованию, обеспечивать их сохранность;
при обнаружении неисправностей в квартире немедленно принимать возможные меры к их устранению и в необходимых случаях сообщать о них Наймодателю или в соответствующую аварийную службу;
бережно относиться к жилому дому, объектам благоустройства и зеленым насаждениям;
соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования, выносить мусор, пищевые и бытовые отходы в специально отведенные для этого места;
не допускать сбрасывания в санитарный узел мусора и отходов, засоряющих канализацию, не сливать жидкие пищевые отходы в мусоропровод;
соблюдать правила пожарной безопасности при пользовании электрическими, газовыми и другими приборами, при топке печей и кухонных очагов, не допускать установки самодельных предохранительных электрических устройств, загромождения коридоров, проходов, лестничных клеток, запасных выходов, выполнять другие требования пожарной безопасности;
экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию;
обеспечить устранение за свой счет повреждений жилого помещения, а также ремонт либо замену поврежденного санитарно - технического или иного оборудования, если указанные повреждения произошли по вине Нанимателя либо других лиц, совместно с ним проживающих;
не производить переустройство, реконструкцию, перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно - технического и иного оборудования без предварительно полученного письменного разрешения Наймодателя.
5.1.4. Не допускать выполнения в квартире работ или совершения других действий, приводящих к порче жилых помещений либо нарушающих нормальные условия проживания в других жилых помещениях, в том числе создающих повышенный шум или вибрацию.
5.1.5. Обеспечить доступ в занимаемое жилое помещение представителям Наймодателя, включая работников организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт жилого дома и находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, приборов учета и контроля, находящихся в нем, а работникам указанных организаций также и для выполнения необходимых ремонтных работ, работ по ликвидации аварии либо неисправности оборудования, приборов учета и контроля, находящихся в жилом помещении, создающих угрозу нанесения ущерба иным помещениям, с целью предотвращения ущерба либо уменьшения его объема.
В случае отсутствия в жилом помещении вместе со всеми совместно проживающими с ним членами его семьи и иными лицами более одного месяца Наниматель обязан уведомить об этом Наймодателя.
5.1.6. Переселиться с совместно проживающими с ним членами семьи на время проведения капитального ремонта жилого дома, в котором он проживает (когда ремонт не может быть произведен без выселения Нанимателя), в другое предоставляемое Наймодателем жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
5.1.7. При расторжении Договора освободить и сдать Наймодателю жилое и подсобные помещения, санитарно-техническое и иное оборудование по акту приема - передачи в надлежащем состоянии.
Не выполненные Нанимателем работы по текущему ремонту, который является его обязанностью, а также по устранению имеющихся неисправностей фиксируются в акте приема - передачи жилого помещения. В этом случае стоимость указанного ремонта и расходы по устранению повреждений возмещаются Нанимателем в 10-дневный срок с момента подписания акта приема - передачи жилого помещения.
Акт приема - передачи жилого помещения составляется и подписывается Наймодателем и Нанимателем.
5.1.8. Включить лиц, указанных в п. 5.2.1 Договора, при их вселении в "Список постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его семьи" путем подачи письменного заявления об этом Наймодателю.
5.1.9. Ознакомить всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов своей семьи с условиями Договора.
5.1.10. Обеспечить протапливание жилого помещения в период отопительного сезона в случае отсутствия системы центрального отопления в доме.
5.1.11. Нести иные обязанности, предусмотренные действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами и применимые к условиям социального найма жилых помещений.
5.2. Наниматель вправе:
5.2.1. В установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение в качестве постоянно проживающих с Нанимателем своего супруга(и), детей, роди телей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех постоянно проживающих с ним совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласия остальных членов семьи не требуется.
5.2.2. С письменного согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести в установленном порядке обмен занимаемого жилого помещения.
5.2.3. Сдавать в поднаем с согласия Наймодателя занимаемое жилое помещение или часть его в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
5.2.4. Разрешить в порядке, предусмотренном ст. 680 ГК РФ, по взаимному согласию с проживающими с ним совершеннолетними членами его семьи и с предварительным уведомлением Наймодателя временное, на срок не более шести месяцев, проживание в находящемся в их пользовании жилом помещении другим гражданам (временным жильцам) без взимания платы за пользование помещением.
5.2.5. Требовать от Наймодателя уменьшения платы за пользование жилым помещением в части платежей за коммунальные услуги в связи со снижением объема и качества их предоставления, в том числе вызванным перерывами сверх предусмотренных Договором сроков. При этом уменьшение оплаты не освобождает Наймодателя от возмещения убытков, вызванных снижением объема и качества предоставления коммунальных услуг.
5.2.6. Требовать от Наймодателя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения Наймодателем своих обязанностей по Договору, в том числе связанных с предоставлением коммунальных и иных услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2.7. Осуществлять другие права по пользованию жилым помещением, предусмотренные действующим законодательством, содержащим условия социального найма жилых помещений.
6. Платежи по договору
6.1. В состав платы за пользование жилым помещением, вносимой Нанимателем, включаются:
платеж за содержание и ремонт мест общего пользования;
платеж за коммунальные услуги;
платеж за наем жилого помещения.
6.2. Размер платы за пользование жилым помещением определяется в порядке, установленном действующим законодательством, с учетом площади занимаемого жилого помещения, иных количественных и качественных характеристик жилого помещения и жилого дома, численности семьи Нанимателя, нормативов и качества предоставления коммунальных услуг, объема их потребления (при наличии приборов учета).
При отсутствии приборов учета размер платежа за коммунальные услуги (энергетические и иные ресурсы) определяется по нормативам потребления, в случае снижения фактического объема и качества потребляемых ресурсов размер платежа на основании заявления Нанимателя уменьшается в порядке и на условиях, установленных на территории _______________________________.
6.3. Плата за пользование жилым помещением вносится Нанимателем ежемесячно не позднее десятого числа следующего за прожитым месяца.
6.4. Размер платы за пользование жилым помещением, льготы по оплате за пользование жилым помещением, предоставленные Нанимателю в установленном порядке, сумма неустойки, определенная в соответствии с Договором, и расчетный счет, на который вносятся платежи, указываются в счете, предъявляемом ежемесячно Наймодателем.
6.5. Перерасчет платы за пользование жилым помещением осуществляется Наймодателем в случаях несоответствия размера платы, указанного в счете, предъявленном Нанимателю, размеру платы, определяемому в соответствии с п. 6.2 Договора.
6.6. Сумма, указанная в счете, включает плату за пользование жилым помещением и установленную в соответствии с Договором неустойку и вносится Нанимателем единовременно.
6.7. Плата за пользование жилым помещением начисляется с момента передачи Нанимателю жилого помещения.
6.8. В случае выселения Нанимателя и членов его семьи в иное жилое помещение на период капитального ремонта Наниматель вносит плату за пользование предоставленным на период ремонта жилым помещением.
7. Изменение и расторжение договора
7.1. Изменения и дополнения вносятся в Договор по соглашению Сторон, а в случаях, предусмотренных законодательством, - с согласия всех совершеннолетних членов семьи Нанимателя.
7.2. Договор подлежит изменению в случае принятия Закона, устанавливающего обязательные для Сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении Договора.
7.3. Договор расторгается:
7.3.1. По требованию Нанимателя и с согласия всех совершеннолетних членов его семьи.
7.3.2. По требованию Наймодателя либо Нанимателя по решению суда в случаях, установленных законом, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
7.3.3. Не внесение Нанимателем в течение шести месяцев, если иное не установлено законодательными и правовыми актами , платы за пользование жилым помещением служит основанием для обращения Наймодателя в суд с иском о расторжении Договора и выселении Нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи с предоставлением иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.
7.4.Все изменения Договора оформляются дополнительным соглашением, подписываемым Наймодателем, Нанимателем и членами его семьи, в соответствии с условиями Договора, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
8. Ответственность
8.1. За несвоевременное внесение платы за пользование жилым помещением Наниматель уплачивает пеню в размере 1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная с одиннадцатого числа следующего за прожитым месяца.
8.2. За нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых коммунальных услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг Наймодатель обязан уплатить Нанимателю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах.
8.3. Убытки, понесенные Сторонами в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязательств по Договору, возмещаются виновной Стороной в установленном порядке, а в случае, когда виновной Стороной является Наймодатель, - с учетом требований законодательства о защите прав потребителей.
Ликвидацию последствий аварий, происшедших по вине Нанимателя или совместно проживающих с ним членов его семьи, обеспечивает Наймодатель за счет средств Нанимателя либо с согласия Наймодателя Наниматель.
8.4. Наймодатель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы.
8.5. Наниматель несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности".
9. Прочие положения
9.1. Договор подлежит обязательной регистрации Наймодателем.
Дополнительные соглашения к Договору подлежат обязательной регистрации Наймодателем в случаях изменения состава лиц, указанных в "Списке постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его семьи", замены Наймодателя или Нанимателя, изменения состава жилого помещения, изменения собственника жилого помещения, изменения настоящего пункта Договора, касающегося требования о регистрации.
9.2. Споры, которые могут возникнуть между Сторонами по Договору, разрешаются в судебном либо административном порядке в соответствии с действующим законодательством.
9.3. По вопросам, не урегулированным Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.
9.4. Договор вступает в силу с момента его регистрации в органе, уполномо ченном администрацией.
9.5. Договор составлен в трех экземплярах, первый из которых находится у Наймодателя, второй - у Нанимателя, третий - в органе, осуществляющем регистрацию.
Приложения:
1. Список постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его
семьи.
2. Условия предоставления коммунальных услуг.
Наймодатель: Наниматель:
_____________________________ _________________________________
_____________________________ _________________________________
_____________________________ __________________________________
(наименование организации) (фамилия, имя, отчество полностью)
Адрес:_______________________ __________________________________
_____________________________ __________________________________
Расчетный счет N_____________ __________________________________
_____________________________ __________________________________
(паспортные данные: серия, N,
_____________________________
В____________________________ __________________________________
отделении банка когда и кем выдан)
_____________________________ __________________________________
(адрес местожительства)
Тел. руководителя____________ Тел. бухгалтера:__________________
Должность:___________________ Тел:______________________________
Подпись:_____________________ Подпись:__________________________
М.П.
С правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории Наниматель ознакомлен.
Наниматель_____________________________ ___________________
(подпись)
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Приложение 1
к Договору социального найма
жилого помещения краевого
государственного (муниципального)
жилищного фонда
__________________________________________
(наименование города, поселка, села и др.)
от "___"_____________200__г.
Список
постоянно проживающих совместно с Нанимателем членов его семьи
Проживающие по Договору лица, указанные в Списке, в соответствии с п. 2 ст. 672 ГК РФ пользуются всеми правами и несут все обязанности по Договору наравне с Нанимателем. Совместно проживающие с Нанимателем совершеннолетние члены его семьи в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР несут солидарную с Нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из Договора.
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рож- дения |
Степень родства |
Включение Основание Дата Наймодатель (подпись печать) |
Исключение Основание Дата Наймодатель (подпись, печать) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение 2
к Договору социального найма
жилого помещения краевого
государственного (муниципального)
жилищного фонда
__________________________________________
(наименование города, поселка, села и др.)
от "___"_____________200__г.
Условия
предоставления коммунальных услуг
1. Общие положения
1.1. Предоставление коммунальных услуг (снабжение энергетическими и
иными ресурсами) производится в соответствии с правилами, установленными
правовыми актами Российской Федерации и _________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование города, поселка, села и др.)
1.2. Качество коммунальных услуг, режим их предоставления и нормативные объемы их потребления соответствуют приведенным в Справочном приложении 1 к настоящим Условиям.
1.3. Системы снабжения коммунальными услугами должны быть в постоянной готовности к обслуживанию Нанимателя, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ (устанавливаются производителем услуг по согласованию с Наймодателем в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами, договорами о снабжении энергетическими и иными ресурсами между Наймодателем и ресурсоснабжающими предприятиями); на межотопительный период для систем отопления (устанавливаются Наймодателем); в связи со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от Наймодателя и ресурсоснабжающих предприятий.
1.4. Вопросы, связанные с эксплуатацией жилого дома и находящегося в нем инженерного оборудования, разрешаются в порядке, предусмотренном Договором, организациями, указанными в Справочном приложении 2 к настоящим Условиям.
2. Оплата коммунальных услуг
2.1. Размер платежа за коммунальные услуги определяется в соответствии с п. 6.2 Договора.
2.2. Вне зависимости от наличия приборов учета оплата коммунальных услуг производится непосредственно на расчетный счет Наймодателя.
2.3. В соответствии с ч. 3 п. 6.2 Договора при отклонении качества услуг от установленного Договором размер платежа за коммунальные услуги Нанимателем соответственно уменьшается в порядке, установленном на территории к договору найма
Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения размера платежа за коммунальные услуги приводится в Справочном приложении 3 к настоящим Условиям. Снижение оплаты не допускается, если перерыв в снабжении энергетическими и иными ресурсами связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.
2.4. Контроль за правильностью пользования энергетическими и иными ресурсами осуществляется Наймодателем в соответствии с Договором или представителем специализированной организации, имеющей право допуска к соответствующим установкам и оборудованию.
3. Права и обязанности нанимателя
3.1. Наниматель имеет право:
3.1.1. На получение коммунальных услуг, предусмотренных Договором, установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу.
3.1.2. На устранение Наймодателем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные Договором сроки.
3.2. Наниматель обязан:
3.2.1. Не совершать действий, нарушающих порядок пользования коммунальными услугами, установленный Договором.
3.2.2. Соблюдать требования техники безопасности при пользовании коммунальными услугами.
3.2.3. Оплатить стоимость работ по устранению засоров санитарно - технических приборов и внутриквартирных трубопроводов до канализационного стояка, возникающих по вине Нанимателя.
3.3. Нанимателю запрещается:
3.3.1. Переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения Наймодателя.
3.3.2. Устанавливать, подключать без письменного разрешения Наймодателя и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, включая индивидуальные приборы очистки воды, не имеющие технических паспортов (свидетельств), не отвечающие требованиям безопасности эксплуатации и санитарно - гигиеническим нормативам.
3.3.3. Использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому на значению (производить слив воды из системы и приборов отопления).
4. Права и обязанности наймодателя
4.1. Наймодатель имеет право:
4.1.1. Осуществлять контроль за потреблением энергетических и иных ресурсов и коммунальных услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования и приборов учета у Нанимателя.
4.2. Наймодатель обязан:
4.2.1. Принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых Нанимателю коммунальных услуг.
4.2.2. Обеспечить за свой счет проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту инженерного оборудования, а именно: по уплотнению соединений, устранению течи, смене отдельных участков трубопроводов, сифонов, ревизий, отдельных водоразборных кранов, смесителей, запорной арматуры, секций отопительных приборов, промывке отопительных приборов.
Справочное приложение 1
к Условиям
предоставления коммунальных услуг
Качество
коммунальных услуг, режим их предоставления и нормативные объемы
1. Общие положения
1.1. Наймодатель обеспечивает предоставление Нанимателю коммунальных услуг, соответствующих по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям Договора.
Потребительские свойства и режим предоставления коммунальных услуг должны соответствовать установленным нормативам:
по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;
по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту;
по холодному водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
по канализации - отведению сточных вод.
1.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за безопасностью для потребителя коммунальных услуг, их территориальные органы совместно с органами местного самоуправления вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления коммунальных услуг и устанавливать гарантированный уровень качества с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, других местных условий. О принятых решениях и соответствующей корректировке размеров оплаты коммунальных услуг Наймодатель оповещает Нанимателя в порядке, предусмотренном на территории _________________________________________.
2. Теплоснабжение
2.1. Отопительный сезон начинается и заканчивается в соответствии с Распоряжением Главы муниципального образования __________________. Окончание отопительного сезона осуществляется при температуре наружного воздуха +10 градусов С и выше в течение трех суток.
2.2. Периодическое отопление осуществляется при пониженных среднесу точных температурах наружного воздуха и других неблагоприятных погодных условиях в соответствии с распоряжением главы муниципального образования
Регулярное отопление осуществляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +8 градусов С и ниже в течение пяти суток.
Завершается регулярное отопление при установлении среднесуточных температур наружного воздуха +8 градусов С и выше в течение пяти суток. До окончания отопительного сезона возможно периодическое отопление.
2.3. Расчетные параметры температуры воздуха в помещениях:
жилая комната - +18 градусов С;
кухня - +15 градусов С;
вестибюль, общий коридор - +16 градусов С;
лестничная клетка - +12 градусов С.
3. Электроснабжение
3.1. Величина напряжения - (220 +/-11) В.
3.2. Норматив потребления устанавливается Распоряжением Главы муниципального образования _______________________________________.
4. Горячее и холодное водоснабжение
Норматив потребления устанавливается Распоряжением Главы муниципального образования ______________________________________
Справочное приложение 2
к Условиям
предоставления коммунальных услуг
Сведения
о жилищно-коммунальных организациях
Организация (служба) | Адрес, тел.: | Примечание |
Служба заказчика | Адрес: | |
Приемная (директор) | Тел. | |
Главный инженер | Тел. | |
Зам. директора по эксплуатации |
Тел. | |
Бухгалтерия | Тел. | |
Мастер | Тел. | |
Паспортная служба | Тел. | |
Аварийно - диспетчерская служба |
Тел. | |
Ремонтно - эксплуатационное предприятие |
Тел. | |
Диспетчерская служба | Тел. | |
Специализированные организации |
Адрес: | |
Аварийная лифтовая служба | Тел.: | Повреждение лифтов, устранение неисправностей |
Ремонт электроплит | Тел.: | |
ГП "ТЭК ____________" тепловые сети |
Тел.: | Повреждение уличных тепловых сетей |
АО "__________ энерго"; тепловые сети кабельные сети |
Тел.: | Повреждение уличных тепловых и электрических сетей |
АО "___________ энерго"; электроснабжение |
Тел.: | Расчеты за электроэнергию |
Предприятие "_______ свет" | Тел.: | Уличное освещение |
АП "_______________ газ" межрайонная контора N |
Тел.: | Ремонт газового оборудования (газовые плиты, водонагреватели) |
ПК "________________ газ" аварийная газа |
Тел.: 04 | Устранение неисправностей в связи с утечкой газа |
Пожарная часть | Тел.: 01 | |
Ремонт: телефонной связи радиотрансляционной сети телеантенн |
Тел.: | Обращаться непосредственно к поставщику услуг |
Справочное приложение 3
к Условиям
предоставления коммунальных услуг
Перечень
условий уменьшения оплаты при снижении качества коммунальных услуг
(согласно распоряжению ____________________________________________________
(наименование города, поселка, села и др.)
от __________________ N _________________________
"О порядке предоставления коммунальных услуг в г. _______________________")
Вид услуг |
Показатели качества |
Вид снижения |
Допусти мая продолж- тельность отключе- ния (от- ключений за расчетный период месяц без снижения оплаты |
Условия сни- жения оплаты |
Расчетная единица |
|
при нали- чии прибо- ров учета |
при отсут- ствии прибо- ров учета |
|||||
Водо- снаб- жение |
Бесперебой- ное водоснабже- ние |
Перерывы водоснаб- жения связанные : с авариями на сетях и сооруже- ниях водопро- вода |
24 часа | За каждый час сверх допустимой продолжи- тельности отключе- ния |
По прибо- рам учета |
С одного челове- ка по нормам водо- потреб- ления |
с тушением пожаров |
На период тушения |
Не снижается |
||||
с резким ухудшени- ем качества воды источника |
Не более 24 часов в период наводне- ния и 72 часов в период паводка |
За каждой сверх допус- тимой про- должитель- ности отключе- ния |
||||
Состав и свойства воды в соответствии с ГОСТ 2874- 82 "Вода питьевая" |
Несоот- ветст- вие состава воды установ- ленному нор- мативу |
Не допускася |
||||
Водоо- тве- дение |
Бесперебой- ное круглосуточ- ное водоотведе- ние |
Перерывы в водоотве- де- нии, связан- ные с авария- ми на канали- зации |
24 часа | За каждый час сверхдо- пусти- мой продол- жительнос- ти отключения |
С одного челове- ка по нормам удель- ного водоот- ве- дения по догово- ру |
|
Горя- чее водос- набже- ние |
Бесперебой- ное теплоснабже- ние в течение установлен- ного догово- ром на горячее водоснабже- ние времени |
Перерывы в горячем водоснаб- жении |
24 часа | Суммарное время отключения за расчетный период сверх допустимой продолжи- тельности |
||
Отоп- ление |
Бесперебой- ное теплоснабже- ние в течение всего ото- пительного сезона |
Перерывы в отоплении |
24 часа | За каждый час сверх допустимой продолжи- тельности отключения |
За 1 кв. м общей площади |
|
Температура воздуха в жилых помещениях +18 градусов С при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и пра- вилам |
Понижение темпера- туры в помещени- ях ниже нормы |
48 часов | За каждый час сверх допустимой продолжи- тельно- сти отключения |
По пока- заниям счет- чика |
За 1 кв. м общей площади |
Примечание.
Снижение оплаты не производится, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.
Пояснительная записка
к Проекту закона Хабаровского края "Об обеспечении прав граждан в
жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края"
Действующее Законодательство регулирует некоторые правоотношения граждан в жилищной сфере, а также с сфере потребления жилищно-коммунальных услуг. Однако данное регулирование не полностью отражает специфику жилищно-коммунальных услуг в современных условиях.
Эта специфика в отличие от других сфер услуг состоит в том, что потребитель (его жилое помещение) буквально привязан технологическими процессами к поставщикам (производителям) жилищно-коммунальных услуг (электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и т.д.), которые являются жизненно необходимыми. Их поставщики занимают монопольное положение на рынке услуг и диктуют потребителю свои правила. Гражданин в этих условиях лишен права выбора поставщика и испытывает на себе все негативные последствия от таких отношений.
При такой ситуации возникла острая необходимость наделения граждан дополнительными мерами защиты от действий поставщиков, являющихся монополистами на рынке коммунальных услуг. Данные меры предусматриваются проектом закона Хабаровского края "Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края".
Данным законопроектом предусмотрено:
- право граждан, объединенных в органы территориального общественного самоуправления (советы или комитета микрорайонов, кварталов, улиц, домов и т.д.), по согласованию с органами местного самоуправления выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству и коммунальному обслуживанию;
- право граждан заключать договоры на обслуживание непосредственно с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и предусматривать в договорах меры ответственности за отсутствие или некачественное предоставление услуг;
- право граждан оплачивать предъявленные счета за фактически предоставленные услуги (при невыполнении исполнителем перерасчета в установленные сроки);
- право граждан на получение достоверной информации, связанной с формированием ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, нормативов их потребления;
- право граждан на информацию о результатах проводимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- право граждан на установление приборов учета расхода воды, тепла и других энергоресурсов;
- а также другие меры правовой защиты граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Депутат Законодательной
Думы Хабаровского края |
А.И. Бондаренко |
Таблица
поправок к проекту закона Хабаровского края
N п\п |
Субъект права законодатель- ной инициати- вы |
Глава, статья, часть, пункт, абзац |
Текст законопроекта | Поправка | Текст законопроекта с учетом поправки |
Примечание |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 23 апреля 2003 г. N 712 "О Проекте закона Хабаровского края "Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края"
Текст постановления официально опубликован не был