Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 1979 настоящее Постановление снято с контроля
Законодательная Дума постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки к Проекту федерального закона N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" согласно Приложению.
2. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Хабаровского края, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательной Думы Хабаровского края Озерову В.А.
3. Поручить члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательной Думы Хабаровского края Озерову В.А. представлять данные поправки в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по бюджету, финансовому регулированию и налоговой политике.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка к Поправкам в текст Проекта федерального закона
N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"
Абзац шестой статьи 6 (часть 2 статьи 1) приводится в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому в качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
В абзацы четвертый и пятый статьи 7 (часть 3 статьи 1) вносится дополнение в части составления отчетности, так как оно в статье упущено.
В абзаце седьмом статьи 7 (часть 3 статьи 1) устраняется разночтение между статьями законопроекта (расходные обязательства - это обязательства органов власти соответствующего уровня, а не соответствующего бюджета).
В соответствии с данным законопроектом органам государственной власти субъектов Российской Федерации дается право установления дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований только по налогу на доходы физических лиц (не менее 20 процентов доходов).
Считаем, что передача дополнительных нормативов в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц не менее 20 процентов не подтверждена необходимыми расчетами и приведет к существенному сокращению прогноза доходов бюджета субъекта Российской Федерации и ограничению полномочий субъекта Российской Федерации в вопросе самостоятельного определения видов налогов и сборов, за счет которых возможно установление дополнительных отчислений на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов). В связи с этим пункты 2 и 3 статьи 58 (часть 13 статьи 1) предлагается изложить в новой редакции.
Предлагаемая в законопроекте система межбюджетных отношений между различными уровнями местного самоуправления выстроена недостаточно четко и требует доработки, особенно в сфере обеспечения самостоятельности формирования бюджетов городских и сельских поселений. Считаем, что в статье 31 "Принцип самостоятельности бюджетов" необоснованно исключено право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также исключена недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Предлагается поправка в законопроект о дополнении данной нормой статьи 31 (часть 7 статьи 1), которая, как мы считаем, исключена необоснованно.
В целях сохранения и недопущения существенного сокращения доходов бюджета субъекта Российской Федерации предлагаются поправки о сохранении транспортного налога как регионального налога (часть 13 статьи 1) и об исключении его из перечня местных налогов (часть 15 статьи 1). Транспортный? налог относится к региональным налогам (подпункт "ж" пункта 1 статьи 20 закона об основах налоговой системы и глава 28 части второй Налогового кодекса), а не к местным. В настоящее время транспортный налог (в размере 100%) является одним из источников формирования целевого бюджетного территориального дорожного фонда. Направление поступлений транспортного налога в бюджеты городских округов приведет к распылению средств, не даст возможности направить средства на строительство и реконструкцию дорог краевого значения, используемых в том числе различными муниципальными образованиями края.
Абзац пятый пункта 4 статьи 41 предлагается исключить, так как доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, в предлагаемой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации уже включены в пункт 5 данной статьи.
Определение межбюджетных трансфертов (часть 2 статьи 1 законопроекта) не согласуется с иными положениями законопроекта (новой редакции статей 129, 135, 142). Так, согласно определению, к межбюджетным трансфертам относятся средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В то же время указанные положения законопроекта, определяющие формы межбюджетных трансфертов, ограничивают данное понятие безвозмездными и безвозвратными перечислениями, а также бюджетными кредитами. Таким образом, бюджетные средства, перечисляемые другим бюджетам в иных формах (например, в форме бюджетной ссуды, определение которой содержится в статье 6 действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации), не могут относиться к бюджетным трансфертам на основании новой редакции статей 129, 135 и 142.
Пункт 4 статьи 86 (часть 20 статьи 1) приводится в соответствие с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В законопроекте упущено положение по оплате труда членов выборных органов местного самоуправления, которыми могут быть члены контрольного органа местного самоуправления. Поправкой предлагается устранить данное упущение.
В статье 129 (часть 21 статьи 1) и статье 135 (часть 21 статьи 1) законопроекта в перечне форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не указываются бюджетные ссуды, возможность предоставления которых региональным и местным бюджетам предусмотрена в настоящее время (пункт 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Выделение из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетных ссуд необходимо на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В связи с этим поправками вносятся дополнения в часть 21 статьи 1 данного законопроекта.
В пункте 4 статьи 130 (часть 21 статьи 1) законопроекта предоставляется возможность устанавливать в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации дополнительные условия выделения субсидий из федерального бюджета местным бюджетам. Однако положения этой статьи не соответствуют статье 129 (часть 21 статьи 1) законопроекта, предусматривающей, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета в форме финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований предоставляются в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. В связи с этим вышеуказанные дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета местным бюджетам необходимо устанавливать федеральными законами. Поправкой предлагается устранить данное противоречие.
В статье 142 (часть 21 статьи 1) законопроекта в качестве формы межбюджетных трансфертов из местных бюджетов предусмотрены субвенции, перечисляемые в обязательном порядке из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на выполнение межмуниципальных функций в соответствии со статьей 142.3 данного Кодекса.
Вместе с тем в пункте 4 статьи 15 новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается перечисление субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов и из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений на основе соглашений между органами местного самоуправления данных муниципальных образований о передаче осуществления части полномочий соответственно органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов. Однако в указанной статье законопроекта такая форма межбюджетных трансфертов из местных бюджетов как перечисление субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов и из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений на основе соглашений между органами местного самоуправления данных муниципальных образований о передаче осуществления части полномочий соответственно органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, не предусмотрена. Предлагается устранить данное противоречие.
Законопроектом предложена новая редакция главы 16 "Межбюджетные трансферты". В отличие от действующей редакции главы 16, определяющей основы и принципы межбюджетных отношений на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты при формировании финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в законопроекте вводится принципиально новый подход к формированию межбюджетных отношений. В пункте 1 статьи 138 и в пункте 2 статьи 142.1 (часть 21 статьи 1) законопроекта не дается определение понятий "бюджетная обеспеченность муниципальных районов (городских округов)" и "финансовые возможности поселений по осуществлению своих полномочий", что не позволяет четко установить цели и порядок распределения дотаций из данных фондов. При этом согласно пункту 24 статьи 1 законопроекта из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключается понятие "минимальная бюджетная обеспеченность" и "минимальные государственные социальные стандарты", с чем мы принципиально не согласны. В связи с этим предлагается ряд поправок, дополняющих законопроект в части сохранения порядка формирования и исполнения расходов бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг.
Статью 215-1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции, так как данная статья в редакции вышеназванного законопроекта обязывает обеспечивать кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации, нарушая бюджетный федерализм и лишая регионы одной из существенных функций по организации бюджетного процесса.
Конституцией Российской Федерации не отнесено исполнение бюджета субъекта Российской Федерации ни к предметам исключительного ведения Российской Федерации (статья 71), ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72). Вследствие этого субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти по исполнению своего бюджета. Статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия наряду с установлением порядка составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждения, а также порядка исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в части 24 статьи 1 законопроекта не отменяются положения пункта 7 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие создание муниципальных казначейств в целях обслуживания местного бюджета, и статьи 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляющей право органам исполнительной власти осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основе соглашений.
Применение этой нормы приведет к разрыву в последовательности этапов бюджетного процесса, закрепленных статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку за исполнение бюджета отвечает субъект Российской Федерации, а обслуживание исполнения бюджета осуществляет орган Федерального казначейства, не несущий ответственности за его исполнение.
Перевод региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства приведет к усложнению организации бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях, невозможности владения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления всей необходимой информацией для управления бюджетными ресурсами.
Представляется целесообразным сохранить субъектам Российской Федерации право выбора органа, осуществляющего кассовое обслуживание их бюджетов. Ограничение прав субъекта по кассовому обслуживанию собственного бюджета может привести к снижению мобильности в управлении бюджетными средствами на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также Законодательной Думой Хабаровского края вносится целый ряд поправок, касающихся терминологии законопроекта, которую следует согласовать с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 25 февраля 2004 г. N 1094 "О поправках к Проекту федерального закона N 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля