Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка
к совету по вопросам общего образования "Об учебной нагрузке
учащихся начальной школы и мерах по ее нормализации"
Оптимизация учебной нагрузки учащихся является одной из основных задач концепции модернизации российского образования. Министерство образования края, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения решают эту задачу в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 51), Гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (СП 2.4.2.782-99), Базисным учебным планом учреждений начального, основного и среднего (полного) общего образования Хабаровского края (приказ комитета общего образования от 03.07.98 N 262), Приказом комитета общего образования от 25.01.99 г. N 21 "О нормализации нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях края", целевой программой "Основные направления деятельности комитета общего образования администрации Хабаровского края по развитию материально-технической базы образовательных учреждений". Созданию условий для снижения ежедневной учебной нагрузки учащихся способствовал переход общеобразовательных учреждений края на четырехлетний срок обучения в начальной школе.
Анализ деятельности общеобразовательных учреждений, выполнения учебных программ, анкетирование учителей первых и выпускных классов начальной ступени общего образования, выступления участников краевой научно-практической конференции "Модернизация образовательного процесса в начальной школе" показали, что учебная нагрузка младших школьников соответствует действующим учебным программам, требованиям Базисного учебного плана. Начальной школе удалось отказаться от малоэффективных "одночасовых" курсов за счет интеграции учебных дисциплин, усиления межпредметных связей. В учебных планах широко представлены интегрированные предметы изо и художественный труд, математика и конструирование, природоведение, объединяющее 7 областей знаний, литературное чтение, включающее материалы из области "Естествознание", что позволяет эффективно решать основные образовательные задачи при минимальных затратах времени с максимальным углублением в содержание, снижает перегрузки учащихся, дает им возможность осознать многообразие подходов к изучению явлений реальной действительности.
В образовательном пространстве начальной школы наметилась положительная тенденция увеличения числа классов, занимающихся по программам развивающего обучения, что способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению и снимает одну из причин "перегрузки" - стресс от "неуспешности". Анализ контрольных работ за курс начальной школы показал, что не усвоили минимум содержания образования 2,4% учащихся, занимающихся по системе Л.В. Занкова, и 5% учащихся, занимающихся по традиционной системе. Правильно выполнили нетиповые задания по математике 40% учащихся, обучающихся по учебникам Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской и только 20% учащихся - по учебнику М.И. Моро. В 2001-2002 учебном году по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, УМК "Школа 2000:" - "Школа 2100" работали 15,4% учащихся начальных классов школ края (1999-2000 учебный год - 6,2%, 2000-2001 учебный год - 10,5%). Однако эти системы внедряются только в шести территориях края.
В целях реализации принципа природосообразности обучения, позволяющего сделать обучение комфортным, а следовательно, предохраняющим младших школьников от перегрузок, на базе 57 классов школ гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Верхнебуреинского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Хабаровского районов апробируются новые учебно-методические комплекты "Школа 2000:"-"Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Гармония", реализующие право ребенка на индивидуальность, формирующие у школьников умение учиться.
В целях оптимизации нагрузки учащихся в крае сложилась система согласования учебных планов, расписания занятий образовательных учреждений с органами санэпиднадзора, медицинскими работниками, определения администрациями школ продолжительности учебной недели, урока. В 2001/2002 учебном году во всех первых классах края учебные планы предусматривали адаптационную четверть (три ежедневных урока длительностью по 35 минут), дополнительные недельные каникулы в III четверти. По итогам первого полугодия лишь 5% первоклассников (интервал по районам от 0,4% до 14,6%) не адаптировались к обучению в школе.
В ряде школ края уделяется должное внимание организации двигательного режима школьников - определяющего фактора их работоспособности, сложилась система проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. В СШ N 44, комплексе "начальная школа-детский сад "Родничок", начальной школе "Открытие", гимназиях NN 2, 3, 7 г. Хабаровска, СШ NN 4, 29 г. Комсомольска-на-Амуре, СШ N 1 г. Советская Гавань, сш NN 4, 2 г. Николаевска-на-Амуре, СШ N 2 г. Вяземский, СШ NN 3, 1 п. Солнечный, сш п. Горин Солнечного района, СШ N 3 п. Троицкое Нанайского района разработаны и реализуются программы "Здоровье", включающие мероприятия по устранению дефицита двигательной активности, профилактике психического перенапряжения школьников, использованию немедикоментозных методов коррекции здоровья (витаминотерапия, йодная профилактика - антиструмин, профилактика близорукости, лечебная физкультура).
Решая задачу компенсации существенных "входных различий" первоклассников муниципальные органы управления образованием г. Комсомольска-на-Амуре, Ванинского, Комсомольского, Охотского, Советско-Гаванского районов проводят целенаправленную работу по подготовке детей к обучению в школе. В этих территориях высокий процент охвата детей дошкольным образованием на базе различных видов образовательных учреждений в течение года и летний период, организована подготовка к школе детей, не посещающих ДОУ. В 2001 году в целом по краю увеличился процент охвата детей 6-7 лет дошкольным образованием и составил 62,4% (2000 г. - 49%).
Вместе с тем анализ изучения состояния учебной нагрузки учащихся начальной школы свидетельствует, что муниципальные органы управления образованием, администрации общеобразовательных учреждений не уделяют должного внимания вопросам ее оптимизации, выполнению нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса младших школьников. В ряде общеобразовательных учреждений г. Комсомольска-наАмуре, Амурского, Хабаровского районов имеют место факты невыполнения в полном объеме учебных программ за курс начальной школы (музыка, физическая культура), что ведет к запланированной перегрузке пятиклассников, отрицательно сказывается на их мотивации к учению.
Более 80% учителей из 13 территорий края работают по традиционной системе обучения, в школах остаются нерешенными проблемы дифференцированного, индивидуального подхода к обучению учащихся, организации образовательного процесса с учетом интересов, возможностей школьников, состоянием их здоровья. Не в полной мере используются возможности, предусмотренные вариативной частью учебного плана на коррекцию учебного процесса. Только 53,8% учащихся (в разных территориях края процент колеблется от 13,4% до 87,6%) выпускников первой ступени общего образования посещают факультативные занятия, 23,6% (разброс от 10% до 58,5%) - индивидуальные. В первых классах эти показатели соответственно 52% и 32,5%, что наносит не меньший ущерб способным и мотивированным учащимся, чем перегрузка школьников с ослабленным здоровьем. Имеются серьезные упущения по обучению учащихся с задержкой психического развития в школах Бикинского, Ванинского, Вяземского, им. С. Лазо, Нанайского, Хабаровского районов.
К сожалению, в большинстве школ края преобладают фронтальные формы обучения, не реализуются здоровьесберегающие технологии, существенную роль в снижении работоспособности учащихся играет сложившаяся традиционная четырехкомпонентная структура урока. В школах края не изжита практика составления расписания занятий "под учителя" без учета множества факторов, в том числе, динамики изменений физиологических функций и работоспособности школьников, биологической потребности их в движении, оптимальной продолжительности урока, учебной недели. В 2001-2002 учебном году у 3,4% младших школьников г. Хабаровска, 21,1% - г. Комсомольска- на-Амуре, большинства учащихся начальных классов Нанайского, Николаевского районов продолжительность урока составляла 45 минут, в то время как работоспособность учащихся при 45-ти минутных уроках к концу занятий понижается на 79%. Процент учащихся первых классов, занимающихся по пятидневной учебной неделе, составил 34,5%, выпускных - 30%, в то время как исследования подтверждают, что при пятидневной учебной неделе происходит быстрее, чем при шестидневной, адаптация первоклассников, а шестидневка снимает высокую тревожность, интенсификацию учебного труда, высокий темп прохождения материала у учащихся вторых - четвертых классов. Поэтому важно организовать пятидневную учебную неделю для первоклассников и шестидневную - для учащихся 2-4 классов.
В большинстве школ края не соответствует санитарным правилам и нормам количество больших перемен и их продолжительность, что не позволяет удовлетворить биологическую потребность школьников в движении, вместе с тем только 11% учителей начальных классов проводят утреннюю зарядку до начала уроков, 30,6% детей занимаются физической культурой в приспособленных спортивных залах, лишь 14,8% первоклассников (разброс по районам от 2,4% до 22,5%) и 22,4% выпускников начальной школы (разброс по районам от 17% до 30%) занимаются спортом во внеурочное время. Однако введение 3 урока физической культуры, ежедневная гимнастика, физминутки на уроках, подвижные игры на большой перемене изменяют возрастную динамику здоровья с негативной на позитивную: увеличивается число детей со средним и высоким гармоничным физическим развитием, возрастает число учащихся с нормальной осанкой, в 1,5 раза улучшаются и количественные, и качественные показатели умственной работоспособности школьников.
Достижение задач оптимизации учебной нагрузки затрудняется тем, что в школу приходят дети, имеющие очень большой разброс в стартовых условиях и возможностях. Не сложилась система работы по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе в г. Хабаровске, Тугуро-Чумиканском, Хабаровском районах, в этих территориях посещают дошкольные образовательные учреждения менее 42% детей. В крае не получили развития образовательные учреждения типа "начальная школа-детский сад" (23 учреждения в 10 районах края с охватом 1643 ребенка11,5%). Вместе с тем функциональная неготовность первоклассника к обучению в школе является основным фактором школьных стрессов, формирует ряды отстающих в учебе. В 2001-2002 учебном году за парты сели 7% детей шести и 22,7% - шести с половиной лет. Исследования подтверждают, что среди детей шести лет 51% "неготовых" к школе, шести с половиной лет - 32%, семилетних - 13%, таким образом, для каждого третьего ребенка учебная нагрузка давалась более дорогой ценой, чем одноклассникам, старше их всего на год или шесть месяцев. Поэтому для обучения в школах детей с шести лет необходимо создать специальные условия: сокращенную продолжительность уроков, организацию полноценного питания, дневного сна, динамических пауз и т.д.
Требует совершенствования работа по созданию здоровьесберегающих условий обучения учащихся: наполняемость классов, подбор мебели, нормируемые уровни освещенности, воздушно-тепловой режим. В школах гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского района допускается превышение норм средней наполняемости классов, в том числе для детей с задержкой психического развития. Так с нарушением норм в 2001-2002 учебном году были скомплектованы 41,9% первых классов в г. Хабаровске, 38,6% - в г. Комсомольске-на-Амуре. В начальных классах школ края необходима замена 15% школьной мебели, более 10% осветительного оборудования.
Одной из главных причин перегрузки школьников является недостаточная профессиональная компетентность педагогов начальной школы. По состоянию на 01.01.02 процент учителей, имеющих высшее образование, составил 46,2%, в то время как учителей предметников, работающих в классах средней и старшей ступеней - 85,5%. Ниже краевого этот показатель в 14 территориях края, в том числе в школах им. С. Лазо (28,8%), Николаевского (28,1 %), им. П. Осипенко (27,2%), Ульчского (22,3%), Аяно-Майского (16,6%), Тугуро-Чумиканского (0%) районов. По итогам аттестации в 2001 году лишь 9,2% учителей начальных классов аттестованы на высшую категорию, 48,8% - на первую, в 2002 году на высшую категорию аттестованы только 8,6% педагогов, что в два раза ниже по сравнению с учителями основной и старшей ступеней (17,6%). Особую тревогу вызывает старение педагогических кадров, работающих в начальном звене общего образования. В школах края в 2001 году работали 14,2% учителей пенсионного возраста. Высокий процент пенсионеров в Тугуро-Чумиканском (31,5%), Охотском (26,6%), Николаевском (23,9%) районах, г. Хабаровске (19,2%). Итоги анкетирования свидетельствуют, что у многих учителей отсутствует необходимая систематичность и последовательность в управлении процессом формирования у учащихся общеучебных умений. По норме читают лишь 40% выпускников начальной школы, ниже нормы- 25-30%, имеют скоропись ниже нормы 13% выпускников. Вызывает обоснованную тревогу развитие у учащихся умения самостоятельно составлять план: 44% выпускников не могут выделить основные компоненты содержания текста и представить их в кратких и четких формулировках. Значительный процент учащихся выпускных классов, стоящих на пороге основной школы, не овладевает различными видами пересказа: 40% -сжатым, 36% -выборочным и 55% -творческим. Отсутствие у учащихся умений правильно организовать учебную деятельность, несформированность у них учебной самостоятельности ведет к увеличению времени, необходимого на выполнение домашнего задания. От 8% до 21% выпускников начальной школы тратят на его выполнение более двух часов, что превышает норму.
В образовательных учреждениях края работают лишь 1025 узких специалистов (330 педагогов - психологов, 406 учителей - логопедов, 289 социальных педагогов). Нет ни одного психолога, социального педагога, логопеда в школах Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов. Только 6,8% первоклассников, 13,2% выпускников начальной школы занимаются с психологом, с логопедом - 3,3% и 13,1% соответственно. Поэтому проблемы психологического здоровья детей, адаптации первоклассников, обучения детей, имеющих недостатки в развитии, ложатся на плечи учителей начальных классов, что не позволяет им оптимально организовать образовательный процесс, подобрать эффективные средства, методы работы по предотвращению перегрузки учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения и развития детей.
Еще не велико влияние школы на семью с целью организации рационального режима дня, формирования здорового образа жизни учащихся. Результаты анкетирования родителей младших школьников показали, что соблюдают режим дня от 16% до 43% детей, вместе с тем нерациональный режим дня влияет на уровень и динамику работоспособности учащихся. Так сокращение сна на 1,5-2 часа приводит к снижению исходного уровня работоспособности (до начала уроков) на 30%.
На основании вышеизложенного первоочередными задачами, решение которых позволит оптимизировать учебную нагрузку младших школьников, являются:
- компенсация существенных входных различий первоклассников, специальная организация их вхождения в учебный процесс;
- организация возрастосообразного гибкого ритма образовательного процесса;
- реализация системы Л.В. Занкова, учебно-методических комплектов, интеграция учебных курсов;
- внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
- медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация ежедневной двигательной активности учащихся, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
- совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом овладения ими здоровьесберегающих технологий обучения, диагностик физического и психического развития детей;
- повышение роли семьи в формировании у учащихся общеучебных и общепознавательных способов деятельности, организации режима дня;
- укрепление материально-технического оснащения образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
<< Назад |
||
Содержание Решение Министерства образования Хабаровского края от 5 августа 2002 г. N 2 "Об учебной нагрузке учащихся начальной школы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.