Уплата водного налога в 2005 году
Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ часть вторая НК Российской Федерации дополнена главой 25.2 "Водный налог", которая введена в действие с 01.01.2005 года. Водный налог заменяет плату за пользование водными объектами, подлежащими лицензированию, порядок и исчисление которой установлен Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 71 "О плате за пользование водными объектами".
В отличие от Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" глава 25.2 НК РФ расширяет круг налогоплательщиков:
- к налогу привлекаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица;
- налогоплательщиками признаются водопользователи, осуществляющие как специальное, так и особое водопользование;
- факт признания водопользователя налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии.
Налогоплательщиками водного налога являются лица, осуществляющие специальное и особое водопользование, в отличие от платы, которая взималась только при специальном водопользовании и только при том, которое подлежало лицензированию.
Существует три типа пользования водными объектами: общее, специальное и особое. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений и устройств и не требует получения лицензии. Осуществляется общее водопользование, как правило, на водных объектах общего пользования, то есть тех, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании.
Специальным признается водопользование с применением сооружений, технических средств и устройств. На осуществление специального водопользования необходимо обязательное наличие лицензии. Порядок выдачи лицензий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 "Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии".
Не лицензируются следующие виды водопользования:
1) использование водных объектов для плавания на маломерных судах;
2) использование водной поверхности для разовых посадок (взлетов) воздушных судов на водные объекты;
3) водопользование для пожарных нужд;
4) забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
5) пользование обособленными водными объектами, которое осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.
Практически все не лицензируемые виды деятельности включены в перечень видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, поэтому налог за них, также как и плата не взимается. Исключение составляют обособленные водные объекты, но при их использовании уплачиваются платежи при пользовании землей.
Особое водопользование - это пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем и транспорта, для иных аналогичных нужд. На осуществление особого водопользования необходимо наличие лицензии.
В отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым является водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства Российской Федерации.
Плата за особое пользование водными объектами до 2005 года не взималась, и поэтому привлечение к уплате водного налога за особое водопользование является новшеством в законодательстве о налогах и сборах. В то же время объектом обложения водным налогом не признается особое пользование водными объектами, осуществляемое в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Наиболее существенным отличием водного налога от платы за пользование водными объектами является отсутствие в составе объектов налогообложения сброса сточных вод в водные объекты. Теперь за сброс следует платить только плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Перечень остальных объектов сохранен: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
По сравнению с платой за пользование водными объектами несколько изменились состав и структура перечня видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом.
Появилась новая норма об освобождении от налогообложения забора воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования.
Претерпела изменения норма, предусматривающая освобождение от налогообложения деятельности по рекреации без применения сооружений и спортивной охоты и любительского рыболовства. Если плата за пользование водными объектами не взималась при осуществлении спортивной охоты и любительского рыболовства, то водный налог не взимается при использовании акватории не только при осуществлении спортивной охоты и любительского рыболовства, но и в целом при осуществлении рыболовства и охоты, в том числе в виде промысла.
Объектом налогообложения не признается использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Указанные виды водопользования не лицензируются и, соответственно, не являлись объектом платы за пользование водными объектами.
В перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, включен забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Это освобождение предоставлялось и Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", но содержалось в статье закона, посвященной плательщикам платы за пользование водными объектами.
Три вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, сохранились практически в неизменном виде:
- забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
- использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
По трем видам водопользования, не признаваемым объектами налогообложения, незначительно уточнена редакция, приведенная в Федеральном законе "О плате за пользование водными объектами".
Норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, дополнена нормой об освобождении забора воды, необходимого для обеспечения пожарной безопасности.
Объектом обложения водным налогом не будет признаваться использование акватории водного объекта, как для размещения, так и для стоянки плавательных средств, используемых при осуществлении деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод. Кроме того, объектом налогообложения не будет являться осуществление вышеуказанной деятельности на водных объектах.
При использовании акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения глава 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации не требует, чтобы вышеуказанное сооружение являлось отдельно стоящим, как предусмотрено Законом "О плате за пользование водными объектами".
По некоторым видам водопользования внесены существенные изменения. Сужен круг водопользователей, которые могут быть освобождены от налогообложения при пользовании водными объектами для организованного отдыха (в редакции Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" - при организованной рекреации). От водного налога будет освобождаться пользование, во-первых, только акваторией водного объекта, во-вторых, только организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов. Главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации уточнена норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывающая множество споров при заборе воды садоводческими и огородническими объединениями граждан.
Редакция Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения не признавала забор воды в вышеуказанных целях только в том случае, если он осуществлялся сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в последующем вода в централизованном порядке направлялась на животноводческие фермы и животноводческие комплексы, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческие и огороднические объединения граждан.
Глава 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации устранила данное противоречие, и от обложения водным налогом освобождается забор воды любым водопользователем как для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды в следующих целях:
- полив садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;
- водопой и обслуживание скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.
В отличие от платы за пользование водными объектами водный налог не уплачивается, не только при заборе воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, но и при использовании акватории в этих целях.
Исключен такой вид водопользования как строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья), и при проведении указанных работ (в случае наличия объекта налогообложения) нужно будет уплачивать водный налог.
Не облагаемый платой за пользование водными объектами сброс дренажных, шахтных и карьерных вод заменен необлагаемым забором из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.
Статья 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации по отдельным видам шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.
Так, установлено, что при заборе воды объем воды нужно определять на основании показаний водоизмерительных приборов (водомеров, расходомеров). Эти показания отражаются в журналах первичного учета использования воды, а именно в журнале водопотребления (водоотведения) средствами измерений. Для целей налогообложения принимаются сведения из журнала, сложившиеся по итогам каждого налогового периода (квартала).
В случае их отсутствия глава 25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу исходя из времени работы и производительности технических средств, объема выпускаемой продукции, времени работы и производительности насосов, по суммарному расходу электроэнергии.
В случае невозможности применения метода определения количества забранной воды исходя из времени работы и производительности технологического оборудования объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Налоговой базой при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики является количество произведенной электроэнергии. Этот показатель определяется на основании данных первичного учета.
При использовании водных объектов для целей лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях) налоговая база определяется как количество (объем) древесины, сплавляемой в плотах и кошелях.
Налоговая база при использовании акватории водных объектов в иных целях представляет собой площадь предоставленного в пользование водного пространства. Этот показатель содержится в лицензии на водопользование либо в договоре на водопользование, а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных необходимые сведения нужно взять из соответствующей технической и проектной документации.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом является период, по окончании которого налогоплательщик должен определить налоговую базу, исчислить сумму налога и уплатить ее в бюджет.
По плате за пользование водными объектами существовало два типа этого периода: квартал и месяц. Статьей 333.11 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2005 года введена единая для всех категорий налогоплательщиков продолжительность налогового периода по водному налогу - квартал, и исчисление налога производится за отдельный взятый квартал.
Глава 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации принципиально изменила подходы к установлению налоговых ставок.
Если по плате за пользование водными объектами предусматривалась многоступенчатая система установления ставок, то ставки водного налога установлены непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации (статьей 333.12). Эти ставки не могут быть изменены ни Правительством Российской Федерации, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законодательные органы субъектов Российской Федерации к тому же лишены права на предоставление дополнительных льгот по водному налогу.
Вместе с тем, сохранен принцип установления налоговых ставок по экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам, видам водопользования, типам вод для забора воды (подземные и поверхностные водные объекты).
Ставки установлены в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы: 1 тыс. куб.м воды; 1 кв.км водного пространства; 1 тыс. квт/ч электроэнергии; 1 тыс. куб.м леса за 100 км сплава.
При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в тысячах рублей за 1 кв.км. не на квартал, а на год. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период - квартал - исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке. Такой же порядок применялся и по плате за пользование водными объектами.
Ставки налога за забор воды, за использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам.
Главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько льготных ставок водного налога.
Вновь появилась льготная ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. При этом, льготная ставка увеличена до 70 рублей по сравнению с предельной ставкой платы за пользование водными объектами при водоснабжении населении, действовавшей до 1 января 2003 года, - 60 рублей за 1 тыс. куб.м воды. Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном порядке органами МПР России (Федерального агентства водных ресурсов). Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами для забора воды для населения налогоплательщиком не могут применяться.
К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда - городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).
Потери воды при заборе и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам водоснабжающих организаций, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке. Объем забранной и потерянной непосредственно в домах и квартирах воды облагается по пониженной налоговой ставке только в случае ведения отдельного учета использования воды на эти цели. В противном случае налог исчисляется не по льготной ставке.
На четыре налоговых периода 2005 года распространяется льгота для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения.
Данная категория водопользователей исчисляет водный налог по соответствующим ставкам с коэффициентом 0,85 при заборе воды для технологических нужд в пределах установленных лимитов. Следует учитывать, что если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет водный налог по налоговой ставке без применения коэффициента.
В водном налоге сохранилось положение, предусматривающее увеличение ставок в пять раз. Это может иметь место в отношении забора воды сверх установленных лимитов.
Лимиты водопотребления утверждаются органами МПР России (Федерального агентства водных ресурсов) в целом на год или на месяц и указываются в лицензии (договоре водопользования). Величина лимита может устанавливаться и отдельными решениями. Лимиты водопотребления устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод (для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям - организациям, для водоснабжения населения и т.д.).
Следует учитывать следующие особенности при исчислении водного налога при сверхлимитном водопользовании. Налоговым периодом по водному налогу определен квартал, поэтому и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным лимитом забора воды. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то в целях налогообложения квартальная величина лимита исчисляется в соответствии с законом делением величины годового лимита на четыре.
Это прямо предусматривается пунктом 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же водопользователю утверждены месячные лимиты, то в целях налогообложения суммируются лимиты месяцев, составляющих конкретный квартал (либо месячный лимит умножается на три - в случае если установлена неизменная величина месячного лимита).
Действующая применительно к плате за пользование водными объектами норма об исчислении платежей в пятикратном размере при безлицензионном пользовании главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Водопользователь при отсутствии лицензии будет привлекаться к уплате налога по одинарным налоговым ставкам.
Статья 333.14 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает тот же предельный срок уплаты водного налога, который предусмотрен по плате за пользование водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. Сохранен порядок уплаты водного налога по местонахождению объекта налогообложения - соответствующего вида пользования водным объектом.
Водный налог сохранил свой федеральный статус, а при перечислении его в бюджет необходимо указывать код бюджетной классификации "182 1 07 03000 01 0000 110". Это тот же код, на который в 2005 году уплачивается задолженность по плате за пользование водными объектами за 2004 год. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.
С введением водного налога устраняются сложности, присущие процессу представления деклараций по плате за пользование водными объектами. Налогоплательщик должен представлять одну налоговую декларацию за налоговый период и только в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения (соответствующего вида пользования водными объектами).
Налоговая декларация по водному налогу заполняется в Порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005г. N 29н.
Предельный срок представления налоговой декларации по водному налогу совпадает с предельным сроком уплаты налога - 20-е число месяца, следующего за налоговым периодом.
Налогоплательщики - иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения органа, выдающего лицензию на водопользование, в срок установленный для уплаты налога.
начальник отдела
ресурсных, имущественных и
прочих налогов | В.Д. Сехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уплата водного налога в 2005 году
Текст документа приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст документа предоставлен УМНС РФ по Хабаровскому краю, по договору об информационно-правовом обслуживании
Разъяснения дает начальник отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов В.Д. Сехина
Текст документа опубликован в газете "Налоговый советник" от 12 июля 2005 г., N 7(127)