Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
модели системы здравоохранения Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 25 июля 2005 г. N 86-пр)
Концепция модели системы здравоохранения Хабаровского края определяет структуру действующей системы здравоохранения (далее - Система), основные связи между ее субъектами, объектами, видами и показателями их деятельности.
Концепция модели Системы является базой для разработки программ развития и совершенствования Системы.
Настоящая концепция разработана во исполнение пункта 1.2 Плана мероприятий по реализации Концепции развития амбулаторно-поликлинической помощи населению Хабаровского края на 2005 - 2010 годы, утвержденного решением коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края от 22 декабря 2004 г. N 4.
Термины и определения
Виды обеспечения процесса - объекты, необходимые для выполнения процесса: нормативно-методические (инструкции, рекомендации, описания, алгоритмы, стандарты, методики, правила, требования к результатам и другим видам обеспечения процесса, гарантирующим качество результата); материально-технические (оборудование в комплекте с программными или управляющими средствами, инструмент, инвентарь, расходные материалы, помещения, коммуникации и снабжение и т.п.), информационные (входные и выходные носители информации, справочники и классификаторы, альбомы, картотеки, базы данных, тезаурусы, термины и определения, обозначения и т.п.), программные (планы, графики и т.п.), организационные (штатные расписания, оргштатные структуры и т.п.), правовые (контракты, положения, подзаконные акты, приказы, должностные обязанности и т.п.), математические (формализованные зависимости (формулы), диаграммы, корреляционные таблицы и т.п.).
Дифференцирование - выделение из единого системного целого отдельных элементов, отличающихся по каким-либо признакам или условиям.
Классификатор - совокупность классов, групп, внутренне соподчиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределенных на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.
Концепция - индивидуальный способ понимания, восприятия чего-либо, идея, замысел, точка зрения, система взглядов; руководящий принцип, трактовка; ведущая конструктивная линия различных видов деятельности.
Матрица - (двухмерная, трехмерная и т.д.) табличная модель связей между понятиями, объектами, субъектами, кластерами и т.п.
Моделирование - исследование явлений, процессов или систем с последующим построением их моделей в целях изучения их поведения в различных ситуациях.
Модель - мысленный условный образ объекта, процесса или явления в виде описания, схемы, плана, совокупности многомерных матриц, основанных на совокупности показателей и их значений, связанных с совокупностью всех входящих и выходящих объектов и всех совокупностей элементарных технологических процессов системы, с одновременным отображением совокупностей субъектов системы.
Мониторинг - регулярное статистическое наблюдение, оценка и прогноз результатов или поведения различных процессов.
Объект - имя предмета или лица, на который направлено действие. Входящим и, соответственно, выходящим объектом, в общем случае, могут быть пациенты, материальные объекты (заготовки, изделия и т.п.), носители информации, информация и др.
Оптимизация - процесс выбора наилучшего варианта из возможных, приведение системы в наилучшее состояние.
Показатель входящего (выходящего) объекта - характеристика объекта, измеряемая численно, вербально или двоично (есть/нет) и используемая для идентификации различных возможных состояний объекта в динамике (различные моменты времени).
Программа - набор алгоритмически неупорядоченных мероприятий, процессов, процедур и т.п. действий.
Процесс - совокупность операций воздействия на входящий объект в целях придания ему новых свойств или качеств. Время процесса может подразделяться на подготовительное, основное и заключительное.
Риск - событие, имеющее случайный характер, наносящее финансовый, ресурсный, моральный, правовой и т.п. ущерб субъектам, действующим в единой системе. Например, риски неисполнения договоров, изменения конъюнктуры рынка, усиления или снижения конкуренции, невостребованности или изменения объемов, качества или стоимости результатов деятельности (услуг), возникновения непредвиденных нецелевых или необоснованных затрат, снижения доходов, непрогнозируемой неплатежеспособности партнеров или возникновения дебиторской задолженности, потерь ресурсов и др.
Система - совокупность субъектов, связанных между собой функционально, информационно, предметно и т.п. для достижения общей цели. Система может быть элементом суперсистемы более высокого порядка, или состоять из нескольких подсистем - элементов более низкого порядка.
Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, с опорой на системный подход, математическое моделирование и современные методы управления путем построения обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальных ситуаций.
Ситуация - состояние показателей системы, зафиксированное в определенный момент времени.
Стандарт - типовой образец, эталон, нормативная модель и т.п., принимаемые за исходные для сопоставления с ними других предметов, изделий и т.д.
Структура - совокупность элементов субъекта или процесса и их устойчивых связей, обеспечивающих их целостность, строение или внутреннее устройство.
Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект, относительно автономная организованная совокупность исполнителей, оборудования, помещений и др., выполняющий ряд функций (последовательности технологических процессов) по решению задач во исполнение общей цели системы.
Цель - набор показателей и предельно допустимых их значений (критериев), определяющих качество функционирования системы, процесса и т.п., которые необходимо достичь к определенному дифференцированно установленному моменту (сроку).
Принятые в тексте условные обозначения:
АСУ - автоматизированная система управления;
ЖД - железнодорожный;
ИМН - изделия медицинского назначения;
КСГ - (клинико-статистическая группа медицинской помощи) стандарт лечебно-профилактического учреждения по оказанию медицинской помощи контингенту с определенным заболеванием;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
ЛС - лекарственные средства;
МКБ-10 - Международный классификатор болезней 10-го пересмотра;
МП - медицинская помощь;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
ПМУ - простая медицинская услуга;
РФ - Российская Федерация;
СМО - страховая медицинская организация;
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
1. Основные положения
Органы власти, определяющие политику и порядок управления на всех уровнях, а также организаторы здравоохранения, принимающие управленческие решения, нуждаются в актуальных и достоверных статистических данных по вопросам функционирования отрасли. Необходимая им информация должна давать возможность наблюдать за процессом и результатами реформирования, а также подготавливать управленческие решения.
Например, ввод в действие новых или закрытие "лишних" неэффективных учреждений здравоохранения, директивное изменение потоков пациентов в желаемом направлении, несистемное сокращение, изменение или перераспределение кадрового состава, ограничение номенклатуры и объемов ресурсов, применяемых в деятельности учреждений здравоохранения, могут привести к дисбалансу между объемами медицинской помощи и их ресурсным обеспечением.
В то же время неопределенность, отсутствие достоверных данных по фактическому состоянию и прогнозу спроса на медицинские услуги (особенно в аспекте малых городов и местностей с низкой плотностью населения) по оценке результатов вложения средств в учреждения здравоохранения ставят под сомнение усилия в этом направлении. Поэтому органы управления здравоохранением вынуждены директивно определять пропускную способность больниц на региональном уровне в надежде на то, что соответствующие финансовые механизмы либо сами собой приведут к снижению установленных мощностей учреждений, либо вызовут естественное перераспределение основных фондов и ресурсов. Однако такое реформирование будет происходить бесконтрольно со стороны органов управления здравоохранением, поэтому организаторы здравоохранения должны иметь достаточный уровень системной статистической информации, основанной на использовании новых информационных систем.
Возможности решения этих проблем могут быть созданы с применением адекватных моделей управляемых объектов или систем, обеспечивающих решение многих проблем управления.
Миссией таких моделей является создание условий системного мониторинга изменения ситуаций в здравоохранении при внедрении (или наоборот - длительном отсутствии) мероприятий совершенствования или новых управленческих технологий.
2. Описание модели системы
Типовая концептуальная модель Системы представлена на следующей схеме
"Типовая концептуальная модель"
Модель представляет собой графическое описание связей между объектами Системы.
Объекты Системы объединены в соответствующие классификаторы (таблица 2.1). Связи между ними установлены с помощью соответствующих матриц (таблица 2.2).
Таблица 2.1
Классификаторы модели Системы
N п/п |
Условные обозначения |
Наименование |
1. | К1 | Регистр населения |
2. | К2 | Классификатор заболеваний (МКБ) |
3. | К3 | Классификатор видов медицинской помощи (МП) |
4. | К4 | Классификатор административно-территориального деления (населенных пунктов, районов и т.п.) |
5. | К5 | Классификатор отделений лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) |
6. | К6 | Классификатор медицинского персонала |
7. | К7 | Классификатор простых медицинских услуг (ПМУ) |
8. | К8 | Классификатор медицинского оборудования |
9. | К9 | Классификатор (формуляр) лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) |
10. | К10 | Классификатор немедицинских услуг лекарственного обеспечения |
11. | К11 | Классификатор немедицинских услуг технического обеспечения |
12. | К12 | Классификатор немедицинских услуг кадрового обеспечения |
13. | К13 | Классификаторы ресурсного обеспечения немедицинских услуг |
14. | К14 | Классификатор учреждений здравоохранения |
Таблица 2.2
Матрицы модели Системы
N п/п | Условные обозначения |
Наименование |
1. | М1 | Матрица входимости ЛПУ в территорию |
2. | М2 | Матрица заболеваемости населения |
3. | М3 | Матрица связи заболеваний с видами МП |
4. | М4 | Матрица связи территории с прописанным населением |
5. | М5 | Матрица связи ЛПУ с приписанным к нему населением |
6. | М6 | Матрица связи видов МП с ЛПУ, где они выполняются |
7. | М7 | Матрица входимости отделений в ЛПУ |
8. | М8 | Матрица связи услуг кадрового обеспечения с ЛПУ, где они выполняются |
9. | М9 | Матрица связи услуг технического обеспечения с ЛПУ, где они выполняются |
10. | М10 | Матрица связи услуг лекарственного обеспечения с ЛПУ, где они выполняются |
11. | М11 | Матрица ресурсного обеспечения немедицинских услуг |
12. | М12 | Матрица связи услуг кадрового обеспечения с медперсоналом |
13. | М13 | Матрица связи услуг технического обеспечения с оборудованием |
14. | М14 | Матрица связи услуг лекарственного обеспечения с ЛС |
15. | М15 | Матрица КСГ для каждого отделения каждого ЛПУ |
16. | М16 | Матрица входимости ПМУ в КСГ |
17. | М17 | Матрица обеспечения ПМУ медперсоналом |
18. | М18 | Матрица обеспечения ПМУ оборудованием |
19. | М19 | Матрица обеспечения ПМУ ЛС и ИМН |
20. | М20 | Матрица обеспеченности ЛПУ медперсоналом |
21. | М21 | Матрица обеспеченности ЛПУ ЛС и ИМН |
22. | М22 | Матрица обеспеченности ЛПУ оборудованием |
2.1. Описание классификаторов
2.1.1. К1 в зависимости от назначения имеет различную структуру:
а) К1 имеет структуру классификатора контингентов, дифференцированного по половозрастному и иным необходимым признакам;
б) при использовании в качестве статистического элемента К1 имеет структуру регистра населения и является базой данных, каждая строка которой имеет обязательный "Индивидуальный код" гражданина и дополнительно может состоять из ряда стандартных реквизитов (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Структура регистра населения
Индивидуальный код |
Ф.И.О. | Пол | Дата рождения |
Адрес | Другие характеристики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2.1.2. К2 (классификатор заболеваний) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование заболевания. К2 может строиться на базе МКБ-10 с внесением дополнений или расширений для условий здравоохранения территории.
2.1.3. К3 (классификатор видов МП) является базой данных, каждая строка которой содержит код медицинской помощи и ее наименование. К3 создается на основе ежегодно утверждаемой ТПГГ, отчетной и иной медицинской документации. К3 может быть дифференцирован по уровням оказания МП, по специализациям, по сложности и иным признакам.
2.1.4. К4 (классификатор административно-территориального деления населенных пунктов, районов и т.п.) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование административно-территориальной единицы. К4 может строиться на базе "Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413 (ред. от 01.12.2004) с внесением дополнений или расширений для условий здравоохранения территории.
2.1.5. К5 (классификатор отделений ЛПУ) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование отделения ЛПУ (в том числе аптеки в составе ЛПУ), оказывающего МП. К5 может строиться на основе действующих нормативных документов федерального и территориального уровней.
2.1.6. К6 (классификатор медицинского персонала) является базой данных, каждая строка которой содержит код, наименование медицинских специальностей, а также может иметь необходимые дополнительные характеристики, отражающие особенности данной специальности.
2.1.7. К7 (классификатор ПМУ) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование медицинской услуги. К7 может строиться на основе приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" с дополнениями или расширениями для условий здравоохранения территории.
2.1.8. К8 (классификатор медицинского оборудования) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование медицинского оборудования. К8 может строиться на основе действующих нормативных документов федерального и территориального уровней, разрешенного в установленном порядке к применению в медицинских технологиях, с использованием отчетной документации территориального здравоохранения.
2.1.9. К9 (классификатор (формуляр) ЛС и ИМН) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование ЛС или ИМН в соответствии с утвержденным территориальным формуляром, а также необходимые дополнительные его реквизиты.
2.1.10. К10 (классификатор немедицинских услуг лекарственного обеспечения) представляет собой территориальный справочник действующих технологических нормативов (стандартов, правил и т.п.) лекарственного обеспечения ЛПУ и является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование услуги, связанной лекарственным обеспечением (контролем качества, закупкой, доставкой ЛС и т.п.).
2.1.11. К11 (классификатор немедицинских услуг технического обеспечения) представляет собой территориальный справочник действующих технологических нормативов (стандартов, правил и т.п.) обслуживания медтехники на уровне ЛПУ и является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование услуги, связанной с обеспечением медицинской техники (контролем качества, закупкой, доставкой, монтажом, обслуживанием, тестированием и т.п.).
2.1.12. К12 (классификатор немедицинских услуг кадрового обеспечения) представляет собой территориальный справочник действующих технологических нормативов (стандартов, правил и т.п.) обслуживания кадров и является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование услуги, связанной с работой с кадрами (учет, расчет и выдача заработной платы, повышение квалификации, командировки и т.п.).
2.1.13. К13 (классификаторы ресурсного обеспечения немедицинских услуг) являются базами данных по структуре аналогичными К6, К8 и т.п., содержащими данные о ресурсах, необходимых для выполнения немедицинских услуг.
2.1.14. К14 (классификатор лечебно-профилактических и аптечных учреждений) является базой данных, каждая строка которой содержит код и наименование ЛПУ.
2.2. Описание матриц
В общем случае каждая матрица представляет собой таблицу (таблица 2.4), где в головке таблицы проставляются последовательно коды, например, классификатора 1 от первого до N-го, а в боковике, соответственно коды, например, классификатора 2 от первого до M-го. Ячейка матрицы, образованная пересечением строк и столбцов, несет в себе информацию, связывающую элементы классификаторов.
Таблица 2.4
Типовая форма матрицы
Коды классификатора 1 | ||||||
1 | 2 | 3 | ... | N | ||
Коды классификатора 2 |
1 | |||||
2 | ||||||
... | ||||||
M |
2.2.1. М1 (матрица входимости ЛПУ в территорию) предназначена для отражения распределения ЛПУ (см. К14) по территориям (см. К4), а также для описания доступности для населения одной территории видов МП, оказываемых в ЛПУ на других территориях. Матрица содержит в ячейках соответствующие коды специально разработанных формализованных сведений о коммуникациях между объектами (например, таблица 2.5), коды которых указываются в графах 2 и 3.
Таблица 2.5
Справочник коммуникаций между ЛПУ и территорией
Код связи |
Код ЛПУ |
Код территории |
Вид транспорта | Вид связи | |||||
водный | ЖД | автобус | ... | теплоход | катер | ... | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2.2.2. Содержание М2 (матрица связи заболеваний с контингентом) зависит от ее назначения:
а) при использовании М2 в качестве нормативного элемента модели Системы в ячейках матрицы указывается реквизит диагностического стандарта, который содержит параметры (характеристики, симптомы и т.п.) и диапазоны их значений, строго соответствующие состоянию представителя контингента из классификатора К1 при соответствующем заболевании из классификатора К2;
б) при использовании М2 в качестве статистического элемента в ячейках устанавливается "1" (при наличии) или "0" (при отсутствии) какого-либо заболевания (см. К2) у гражданина из соответствующей позиции регистра (см. К1). Матрица может заполняться в соответствии с классификаторами оказания МП по ОМС и на основании другой действующей в ЛПУ медицинской документации.
Примечание. В процессе персонифицированного учета, когда происходит заполнение М2 фактическими данными о каждом субъекте регистра К1, то при сравнении фактических диагностических персонифицированных данных с диагностическими стандартами для этого контингента выявляются риски неверной постановки диагноза заболеваний в случае отклонений в номенклатуре диагностированных параметров или в случае несоответствия их значений заданному диапазону и др.
2.2.3. Содержание М3 (матрица связи заболеваний с видами МП) зависит от ее назначения:
а) при использовании М3 в качестве нормативного элемента модели Системы в ячейках матрицы указывается "0" (при отсутствии) или реквизиты действующего медицинского стандарта на соответствующий вид МП из территориального классификатора МП (см. К3), оказываемой при конкретном заболевании (см. К2);
б) при использовании М3 в качестве статистического элемента в ячейках указывается фактически оказываемый вид МП.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски неадекватного уровня оказываемого вида МП.
2.2.4. М4 (матрица связи территории с прописанным населением) предназначена для отражения распределения населения из регистра (см. К1) по соответствующим территориям (см. К4).
2.2.5. Содержание М5 (матрица связи ЛПУ с приписанным к нему населением, например, по договору с СМО) зависит от ее назначения:
а) при использовании М5 в качестве нормативного элемента модели Системы в ячейках матрицы указываются значения "1" (при наличии) или "0" (при отсутствии) приписки к соответствующему ЛПУ (см. К14) гражданина из соответствующей позиции регистра (см. К1);
б) при использовании М5 в качестве статистического элемента в ячейках указываются данные фактически обслуженного в ЛПУ контингента.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски, неадекватного планового распределения потоков пациентов между ЛПУ.
2.2.6. Содержание М6 (матрица связи видов МП с ЛПУ) зависит от ее назначения:
а) при использовании М6 в качестве нормативного элемента модели Системы она имеет статус стандартов лечебного учреждения - нормативов лицензированной медицинской деятельности для определенного класса ЛПУ и содержит в ячейках значения "1" (при наличии) или "0" (при отсутствии) подтверждения возможности выполнения в соответствующем ЛПУ (см. К14) определенного вида МП (см. К3);
б) при использовании М6 в качестве статистического элемента в ячейках указываются данные о МП, фактически выполняемой в каждом ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушения в ЛПУ лицензионных условий его деятельности.
2.2.7. М7 (матрица входимости отделений в ЛПУ) содержит в ячейках значения "1" (при наличии) или "0" (при отсутствии) в конкретном ЛПУ (см. К14) соответствующего лечебно-профилактического отделения (см. К5).
2.2.8. М15 (матрица КСГ для каждого отделения каждого ЛПУ) содержит в ячейках значения кодов КСГ из отдельно разработанного территориального справочника действующих КСГ. Предполагается дифференцирование КСГ на разделы:
- КСГ диагностики;
- КСГ лечения, в том числе услуги (схемы, стандарты) лекарственной терапии;
- КСГ диетического питания;
- КСГ социальных (гостиничных) услуг и др.
2.2.9. Содержание М16 (матрица входимости ПМУ в КСГ) зависит от ее назначения:
а) при использовании М16 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или число, равное кратности нормативного применения конкретной ПМУ (см. К7) в соответствующем КСГ (см. М15);
б) при использовании М16 в качестве статистического элемента в ячейках указываются данные о фактически выполненных ПМУ в составе КСГ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски несоблюдения в отделениях ЛПУ стандартов диагностики или лечения.
2.2.10. Содержание М17 (матрица обеспечения ПМУ медперсоналом) зависит от ее назначения:
а) при использовании М17 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные данные о количестве единиц, занятости, квалификации и др. соответствующего вида медперсонала (см. К6), применяемого в конкретной ПМУ (см. К7);
б) при использовании М17 в качестве статистического элемента она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или фактические данные о количестве единиц, занятости, квалификации и др. соответствующего вида медперсонала (см. К6), примененного в конкретной ПМУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски несоблюдения ресурсного стандарта ПМУ.
2.2.11. Содержание М20 (матрица обеспеченности ЛПУ медперсоналом) зависит от ее назначения:
а) при использовании М20 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или число, равное стандартному количеству вида медперсонала (см. К6), необходимого для выполнения функций конкретного ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М20 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о медперсонале конкретного ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушения кадрового состава ЛПУ.
2.2.12. Содержание М18 (матрица обеспечения ПМУ оборудованием) зависит от ее назначения:
а) при использовании М18 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные данные о количестве единиц, занятости, характеристиках и др. соответствующего вида медоборудования (см. К8), применяемого в конкретной ПМУ (см. К7);
б) при использовании М18 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные видов медоборудования, применяемого в конкретной ПМУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски несоблюдения ресурсного стандарта ПМУ.
2.2.13. Содержание М22 (матрица обеспеченности ЛПУ оборудованием) зависит от ее назначения:
а) при использовании М22 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или число, равное стандартному количеству вида медоборудования, необходимого для выполнения функций конкретного ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М22 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о медоборудовании, действующем в конкретном ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски несоблюдения нормативов обеспеченности ЛПУ медоборудованием.
2.2.14. Содержание М19 (матрица обеспечения ПМУ ЛС и ИМН) зависит от ее назначения:
а) при использовании М19 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные данные о количестве, характеристиках и др. каждого вида ЛС и ИМН (см. К9), используемого в конкретной ПМУ (см. К7);
б) при использовании М19 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о ЛС и ИМН, примененных в конкретной ПМУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушения ресурсного стандарта ПМУ.
2.2.15. Содержание М21 (матрица обеспеченности ЛПУ ЛС и ИМН) зависит от ее назначения:
а) при использовании М21 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные данные о количестве, характеристиках и др. каждого вида ЛС и ИМН (см. К9), используемого в ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М21 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о ЛС и ИМН, используемых в ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски необеспеченности ЛПУ необходимыми ЛС и ИМН.
2.2.16. Содержание М12 (матрица связи услуг кадрового обеспечения с медперсоналом) зависит от ее назначения:
а) при использовании М12 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии связи) или стандартное число, равное количеству услуг (см. К12), связанных с обслуживанием вида медперсонала (см. К6);
б) при использовании М12 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о количестве услуг, связанных с обслуживанием вида медперсонала.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в Системе обслуживания медперсонала.
2.2.17. Содержание М13 (матрица связи услуг технического обеспечения с оборудованием) зависит от ее назначения:
а) при использовании М13 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии связи) или число, равное количеству услуг (см. К11), связанных с обслуживанием каждого конкретного вида медоборудования (см. К8);
б) при использовании М13 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о количестве услуг, связанных с обслуживанием каждого конкретного вида медоборудования.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в системе обслуживания медоборудования.
2.2.18. Содержание М14 (матрица связи услуг лекарственного обеспечения с ЛС) зависит от ее назначения:
а) при использовании М14 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии связи) или стандартные данные о видах, количестве и др. услуг (см. К10), связанных с обслуживанием потоков ЛС и ИМН (см. К9);
б) при использовании М14 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о видах, количестве и др. услуг, связанных с обслуживанием потоков ЛС и ИМН.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в системе лекарственного обеспечения МП.
2.2.19. Содержание М11 (матрицы ресурсного обеспечения немедицинских услуг) зависит от ее назначения:
а) при использовании М11 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит стандартные данные о ресурсном обеспечении каждого вида немедицинских услуг (см. К10, К11, К12) по аналогии с матрицами М17, М18, М19;
б) при использовании М11 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические данные о ресурсном обеспечении каждого вида немедицинских услуг.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски несоблюдения стандартов ресурсного обеспечения немедицинских услуг.
2.2.20. Содержание М8 (матрица связи услуг кадрового обеспечения с ЛПУ, где они выполняются) зависит от ее назначения:
а) при использовании М8 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии связи) или стандартные номенклатурные и количественные данные об услугах кадрового обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М8 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические номенклатурные и количественные данные об услугах кадрового обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в организации кадрового обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ.
2.2.21. Содержание М9 (матрица связи услуг технического обеспечения с ЛПУ, где они выполняются) зависит от ее назначения:
а) при использовании М9 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные номенклатурные и количественные данные об услугах технического обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М9 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические номенклатурные и количественные данные об услугах технического обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в организации системы технического обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ.
2.2.22. Содержание М10 (матрица связи услуг лекарственного обеспечения с ЛПУ, где они выполняются) зависит от ее назначения:
а) при использовании М10 в качестве нормативного элемента модели Системы она содержит в ячейках значения "0" (при отсутствии) или стандартные номенклатурные и количественные данные об услугах лекарственного обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ (см. К14);
б) при использовании М10 в качестве статистического элемента в ячейках указываются фактические номенклатурные и количественные данные об услугах лекарственного обеспечения МП, выполняемой в ЛПУ.
При сравнении фактических и нормативных данных выявляются риски нарушений в организации системы лекарственного обеспечения ЛПУ.
3. Применение модели системы
3.1. Модель, сформированная в качестве статистического элемента Системы, является инструментом для многофакторного системного и статистического анализа.
Она имеет некоторые системные особенности:
- отражает состояния Системы в определенный момент календарного времени после актуализации к этому моменту всех ее классификаторов и внесения в ячейки ее матриц;
- из пакета моделей Системы, заполненных для последовательного ряда заданных моментов календарного времени, формируется динамическая модель Системы, служащая основанием для исследования характеристик развития Системы.
3.2. На основании данных матриц М2 и М4 возможно ведение мониторинга и анализ динамики заболеваемости населения в разрезе территорий, что позволит сделать следующие выводы:
а) динамику заболеваемости можно соотносить, например, к данным, подготовленным по специально организованным формализованным статистическим наблюдениям за внешними факторами: экологической, социальной, демографической и др. ситуациями, имеющими место в территориях в эти же моменты календарного времени, в целях выявления степени рисков влияния этих внешних факторов на заболеваемость;
б) на основании полученных данных возможна разработка обоснованных и эффективных целевых программ по управлению рисками заболеваемости от внешних факторов;
в) мониторинг и анализ заболеваемости может выявить эффективность той или иной целевой программы управления рисками заболеваемости от внешних факторов.
3.3. На основании данных матриц М2 и М5 возможно ведение мониторинга и анализ динамики заболеваемости приписанного населения в разрезе ЛПУ, что позволит сделать выводы о медицинской эффективности деятельности каждого ЛПУ, а также сравнить эти показатели между собой.
3.4. Если суммировать данные из ряда матриц:
а) из М5 - какое население приписано к ЛПУ;
б) из М5 + М2 - какие виды заболеваний и в каком количестве у приписанного к ЛПУ населения;
в) из М5 + М2 + М3 - какие виды МП должны быть оказаны заболевшему населению, приписанному к ЛПУ (плановый норматив);
г) из М6 + М5 + М2 + М3 - какие виды МП фактически оказаны заболевшему населению, приписанному к ЛПУ, то при сравнении данных по подпунктам "в" и "г" можно сделать вывод об уровне риска ЛПУ при неисполнении плановых нормативов.
Последующее выявление причин рисков неисполнения плановых нормативов служит основанием для разработки целевых программ управления этими рисками.
3.5. Данные по суммированию и динамике матриц М4, М2, М3 могут быть использованы при прогнозировании и разработке ТПГГ в части ее номенклатуры и объемов.
3.6. Анализ матриц М15, М7, М6 может показать уровень укомплектованности соответствующих ЛПУ из классификатора К15 стандартами КСГ по каждому виду оказываемой ими МП из классификатора К3.
3.7. Суммирование данных матриц М2, М3, М5, М6, М15, М16, М17, М18, М19 может дать сведения об обеспеченности ресурсами ТПГГ.
3.8. Суммирование данных по пункту 3.7 совместно с матрицами М12, М13, М14, М11, М8, М9, М10 может дать сведения об объеме немедицинских ресурсов, составляющих основу накладных расходов каждого конкретного ЛПУ из классификатора К14, при выполнении ими ТПГГ.
3.9. Сравнение данных из пункта 3.7 с фактическими данными из матриц М20, М21, М22 может показать уровень рисков несоответствия обеспеченности ЛПУ ресурсами, необходимыми для выполнения ТПГГ. На основании этих данных могут быть разработаны целевые программы по управлению этими рисками.
3.10. Матрицы М15, М16, М17, М18, М19 (и т.д. по другим ресурсам) создают в комплексе систему медико-ресурсных стандартов для видов МП из классификатора К3.
3.11. Суммирование данных по пунктам 3.7 и 3.8 с прогнозами рыночных цен на ресурсы из классификаторов К6, К8, К9, К11 определяет объем финансовых ресурсов, необходимых для выполнения ТПГГ. Сбалансированность этих данных является целью управления Системой.
Условное искусственное изменение параметров модели Системы и последующее измерение уровня несбалансированности данных пункта 3.11 определяет методику имитационного моделирования ситуаций в Системе.
Имитационное моделирование ситуаций в Системе позволяет определить наибольшее влияние какого-либо параметра модели Системы на уровень риска несбалансированности.
Обработка ситуаций в Системе возможна на основе созданных для этих целей специальных программно-технических средств.
Компьютерные программы обработки данных модели Системы позволят решать множество промежуточных локальных задач:
- оценка эффективности методов распределения финансовых ресурсов между территориями или между ЛПУ;
- оценка деятельности ЛПУ (приложение 1);
- оценка эффективности системы лекарственного обеспечения населения (приложение 2);
- сравнение достижения аналогичными госпитальными структурами определенного равновесия в распределении ресурсов в соответствии со спросом на лечение;
- определение уровня разрыва между качеством данных, полученных для статистической обработки, и полезностью фактов, которые могут быть из них выведены;
- степень влияния регулирования затрат ЛПУ, связанных с изменением ценовой ситуации и предложением на рынке медицинской техники и инструмента, немедицинских госпитальных услуг, лекарственных средств и т.д., на удовлетворение изменяющегося спроса на медицинские услуги;
- оценка влияния внедрения многоцелевых программ, направленных на управление факторами, влияющими на оказание медицинских услуг и сдерживание спроса, на амбулаторно-поликлиническую, стационарную или скорую медицинскую помощь;
- оценка готовности ЛПУ удовлетворять спрос на медицинские услуги.
4. Реализация и управление моделью системы
Ожидаемая эффективность применения модели Системы возможна при создании автоматизированной (на основе современных информационных технологий) информационной системы управления здравоохранением (АСУ здравоохранения), включающей в себя элементы АСУ министерства здравоохранения края, органов управления здравоохранением территорий и ЛПУ, включая АСУ систем лекарственного обеспечения, в том числе аптечных учреждений.
Для этого необходимо создание специальных подразделений АСУ, решающих следующие задачи:
- проектирование (на начальном этапе), внедрение и сопровождение системы АСУ здравоохранения;
- создание (или выбор), внедрение и дальнейшее сопровождение программно-технических комплексов АСУ в целом и отдельных субъектов здравоохранения;
- создание и развитие в субъектах здравоохранения систем генерирования достоверной, своевременной и адекватной информации для ввода в базы данных и решения задач АСУ здравоохранения;
- создание статистического аналитического центра для разработки целевых программ управления рисками в системе здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.