Заслушав и обсудив доклад об организации обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях совет отмечает, что в крае создана система обучения детей-инвалидов. Обучение детей-инвалидов организованно в соответствии со ст. 2 п. З; ст 5 п. 1, 3, 5; ст. 15 п. 7 Закона РФ "Об образовании" в части гарантированного права каждому несовершеннолетнему получить образование в той форме, которая наиболее соответствует его психо-физическим возможностям.
В целях обеспечения государственных гарантий по созданию условий для получения детьми-инвалидами образования в крае совершенствуется нормативно-законодательная база: Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 14.02.2005 года N 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся". Данный закон регламентирует предоставление дополнительных социальных гарантий обучающимся в краевых учебных заведениях. Кроме этого, приняты постановления Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 года N 64 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели"; от 14.03.2005 N 55 "Об утверждении Перечня специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"; от 31.08.2005 N 105 "Об утверждении порядка обеспечения детей-инвалидов, обучающихся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, специальными учебными пособиями и учебной литературой, пользования услугами сурдопереводчиков".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного постановления от 31 августа 2005 г. следует читать как "N 105-пр"
В крае создана сеть дифференцированных образовательных учреждений, которая позволяет осуществлять обучение, воспитание и реабилитацию детей-инвалидов. В 2005 - 2006 уч. г. в общеобразовательных учреждениях края обучается 2461 ребенок-инвалид, что составляет 1,7 % от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях края (в 2003 - 2004 уч. г. - 2501 ребенок-инвалид, что составляло 1,3 % от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях края), в т. ч. 753 учащихся-инвалидов обучается в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах - 30,6 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края (в 2003 - 2004 уч. г - 729 учащихся-инвалидов - это 29,1 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края); 525 учащихся-инвалидов обучается на дому - 21,3 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края (в 2003 - 2004 уч. г - 672 учащихся-инвалидов - 26,9 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края); 1183 учащихся-инвалидов обучается в общеобразовательных школах и школах-интернатах - это 48,1 % от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края (в 2003 - 2004 уч. г - 1100 учащихся-инвалидов - 44,0 от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях края).
За последние 3 года в Хабаровском крае, несмотря на уменьшение общего количества учащихся, количество детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях увеличилось на 0,5 % .
В большинстве образовательных учреждениях края созданы условия для обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов.
Повысилась обеспеченность образовательных учреждений кадрами узких специалистов с 1225 чел. (2003 г.) до 1287 чел. (2005 г.). В настоящее время в школах, организующих обучение детей-инвалидов, работают 254 психологов, 185 логопедов, 9 дефектологов.
За последние 3 года вырос уровень курсовой подготовки и профессиональной переподготовки психологов на 9 % (до 94,5 %); социальных педагогов на 33,8 % (до 84,6 %), педагогов учреждений специального образования на 11,4 % (до 75 %).
В образовательных учреждениях края улучшаются условия психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся-инвалидов. В 2005 - 2006 уч. г. по сравнению с 2003 - 2004 уч. г. увеличилось количество психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях с 210 до 304.
Постоянно развивается деятельность районных психолого-медико-педагогических комиссий. Специалисты вышеназванных служб выявляют детей-инвалидов, ведут динамическое наблюдение за их развитием, намечая индивидуально-образовательные маршруты; оказывают помощь школьным психолого-медико-педагогическим консилиумам.
Совершенствуются учебно-воспитательный, реабилитационный процессы, обновляется содержание специального образования. В специальных (коррекционных) учреждениях 8-го вида г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, Ванинском, Амурском, Комсомольском районах внедряются программы углубленного трудового обучения в 10 - 12 классах.
Продолжается научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по проблемам специального образования. На базе трех ВУЗов края открыты и развивают деятельность научно-исследовательские лаборатории по проблемам обучения детей с особенностями в развитии, цель которых заключается в изучении развития и формирования личности, ребенка разработке способов, средств и методов применения психологических знаний в условиях современного образовательного учреждения.
Значительных успехов в создании условий организации обучения учащихся-инвалидов достигли органы управления образованием г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Советско-Гаванского, Ванинского, Вяземского районов.
Органы управления образованием систематически осуществляют контроль за соблюдением правового обеспечения процесса обучения детей-инвалидов, сохранением индивидуализации и вариативности обучения учащихся в зависимости от типа их заболевания и повышением качества обучения детей-инвалидов.
Комплектование специальных (коррекционных) классов для детей-инвалидов осуществляется по приказам органов управления образованием на основании заключений районных, городских психолого-медико-педагогических комиссий и заявления родителей.
С целью обеспечения комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка-инвалида во многих школах созданы школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, в состав которых входят опытные учителя, узкие специалисты, медицинские работники.
Все дети-инвалиды обеспечены бесплатными учебниками, учебной и справочной литературой.
Учебный процесс организован с опорой на программы индивидуального развития ребенка, составленные на основе психолого-медико-педагогической диагностики. В системе проводится комплексная работа по коррекции нарушений в развитии ребенка.
Особое внимание уделяется воспитательной работе и внеурочной занятости детей-инвалидов. Учащиеся-инвалиды принимают активное участие в краевых и районных мероприятиях "Лучший по профессии", "Специальный Олимпийский фестиваль", где занимают призовые места.
Анализ работы по организации обучения детей-инвалидов, проведенный в ходе проверки, показал, что возможность дифференцированного обучения позволяет своевременно осуществлять индивидуальную коррекционную помощь детям-инвалидам, предупреждает их второгодничество, отсев из школ и дает возможность успешной социальной адаптации в обществе. По итогам 2004 - 2005 учебного года все учащиеся-инвалиды усвоили программный материал. В 2005, 2006 г.г. успешно окончили школу с золотыми медалями два выпускника школ Ванинского, Комсомольского районов, обучавшихся на дому.
Но вместе с тем, существует ряд проблем, значительно снижающих эффективность деятельности муниципальных органов управления образованием по организации обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях края.
Допускают нарушения федерального Закона# "Об образовании", "Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", других нормативно-правовых актов в части обеспечения гарантии права каждому несовершеннолетнему получить образование в той форме, которая наиболее соответствует его психо-физическим возможностям; по созданию условий для их обучения и воспитания, организации коррекционной помощи.
Несвоевременно организована работа по выявлению детей-инвалидов в Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском, им. П. Осипенко муниципальных районах.
В Дормидонтовской СОШ N 1 Вяземского района, СОШ с. Корфовский Хабаровского района без оснований допускается зачисление учащихся на обучение на дому.
Нет системы в планировании и осуществлении контроля за организацией обучения детей-инвалидов в им. П. Осипенко, Верхнебуреинском.
В проверенных территориях не принято исчерпывающих мер по открытию во всех общеобразовательных школах групп продленного дня для детей-инвалидов, что не позволяет проводить коррекционную работу с учащимися в полном объеме; созданию классов (групп) для детей с тяжелой умственной отсталостью.
В Николаевском районе допущена необоснованная ликвидация единственной в крае специальной (коррекционной) школы-интерната 6-го вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Реорганизуются 5 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в г. Хабаровске, что ухудшит условия обучения детей с недостатками в развитии, в том числе детей-инвалидов.
Имеются серьезные недостатки по обучению учащихся-инвалидов с задержкой психического развития в школах Хабаровского, им. П. Осипенко, им. С. Лазо муниципальных районах: не выполняются учебные планы в части проведения индивидуальных и групповых занятий по исправлению недостатков развития, восполнению пробелов в знаниях; не все учителя владеют методами коррекционной работы.
Выявлены нарушения в исполнении Постановления Правительства Хабаровского края от 31.08.2005 N 105-пр "Об утверждении порядка обеспечения детей-инвалидов, обучающихся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, специальными пособиями и учебной литературой и пользования услугами сурдопереводчиков" в части обеспечения специальными учебными пособиями и учебной литературой детей-инвалидов по зрению, обучающихся в образовательных учреждениях края. Муниципальные органы управления образованием не организовали обучение детей-инвалидов с нарушением зрения по специальным учебникам.
Допускаются нарушения в оформлении документов, дающих обучающимся право сдачи экзаменов в щадящем режиме (в школах нет заявлений о форме сдачи экзаменов, медицинских справок, данный вопрос не всегда рассматривается на заседаниях педагогических советов).
При наметившейся тенденции к увеличению кадров узких специалистов остается большая потребность в них. Недостаточно укомплектованы узкими специалистами специальные (коррекционные) учреждения: в специальных (коррекционный) школах-интернатах N 2, N 4 г. Хабаровска, г. Вяземский на протяжении ряда лет нет педагога-психолога. Не все педагоги, работающие в специальных (коррекционных) учреждениях, имеют специальное дефектологическое образование: школа-интернат N 2 г. Хабаровска (18,8 % педагогов имеют специальное дефектологическое образование от общего количества педагогов, несколько лет отсутствует педагог-психолог), краевая школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей (25 % педагогов от общего количества педагогов имеют специальное дефектологическое образование, 2 % педагогов от общего количества педагогов имеют тифлопедагогическое образование).
В большинстве территорий края отсутствует должный контроль органов управления образованием за работой школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, которые не отслеживают динамику развития детей-инвалидов. В школах Николаевского, Верхнебуреинского, Хабаровского, Вяземского, им. Лазо районов не организовано взаимодействие педагогических, медицинских работников, узких специалистов по оказанию коррекционной помощи детям.
Отмеченные недостатки стали возможны вследствие ослабления контроля со стороны муниципальных органов управления образованием за организацией обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях, снижения требований к директорам общеобразовательных школ за созданием условий по обучению и воспитанию, организации коррекционной помощи учащимся-инвалидам, не уделяют должного внимания подготовке учителей, узких специалистов к работе с детьми-инвалидами.
Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения недостаточно координирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по сопровождению детей-инвалидов в образовательном процессе.
Отдел образовательных программ управления общего образования ослабил контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием по организации обучения детей-инвалидов.
На основании вышеизложенного совет решил:
1. Признать, что в образовательных учреждениях Хабаровского края сформировалась определенная система обучения детей-инвалидов, ставшая неотъемлемой частью образовательного процесса.
2. Отметить целенаправленную работу муниципальных органов управления образованием г. Хабаровска, Амурского, Хабаровского Комсомольского районов по организации обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях края.
3. Отметить недостаточную работу муниципальных органов управления образованием районов им. Лазо, им. П. Осипенко по организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. Принять "счерпывающие меры по выполнению Федерального Закона "Об образовании", "Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" в части обеспечения гарантии права каждому несовершеннолетнему получить образование в той форме, которая наиболее соответствует его психо-физическим возможностям; создания условий для обучения и воспитания детей-инвалидов.
2.2. Усилить контроль за организацией обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях. В органах управления образованием определить специалиста, ответственного за работу по организации обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях.
2.3. Направить работу медико-педагогических комиссий, психологических служб на раннее выявление детей-инвалидов, организацию систематического динамического наблюдения за развитием детей данной категории.
2.4. Принять меры по созданию психолого-медико-педагогические консилиумов во всех образовательных учреждениях с целью объективной оценки развития детей, в том числе детей-инвалидов и оказания помощи учителям, узким специалистам в обучении, коррекционной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами до 01.09.2006 г.
2.5. Разработать план совместных мероприятий с органами здравоохранения по медицинской реабилитации детей-инвалидов, в том числе, обучающихся на дому до 01.09.2007 г.
2.6. Ввести в штаты школ, школ-интернатов должности педагогов-психологов на основании "Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" и с учетом рекомендации государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 N 16 "О введении должности психолога в учреждениях народного образования" при наличии специалистов, имеющих законченное специальное высшее образование, до 01.09.2006 г.
3. Краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
3.1. Включить в содержание курсов повышения квалификации учителей блоки по изучению психофизиологических особенностей развития и психосоматических нарушений детей-инвалидов, организации их обучения интегрировано в условиях общеобразовательной школы и индивидуально на дому до 01.01.2007 г.
3.2. Подготовить и издать методическое рекомендации для учителей по организации обучения детей-инвалидов интегрировано в условиях общеобразовательной школы и индивидуально на дому до 01.09.2007 г.
4. Краевому центру охраны психосоматического здоровья детей и подростков (Кудряшова В.В.):
4.1. Подготовить и издать методическое рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений по организации психологического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в условиях общеобразовательной школы и индивидуально на дому до 01.09.2007 г.
4.2. Решить вопрос об открытии структурного подразделения по работе с детьми с детским ранним аутизмом и тяжелой умственной отсталостью до 01.01.2007 г.
4.3. Подготовить рекомендации районным (городским) психолого-медико-педагогическим комиссиям по вопросам раннего выявления детей-инвалидов с детским ранним аутизмом до 15.12.2007 г.
5. Отделу образовательных программ (Хлебникова В.Г.):
5.1. Разработать проект межведомственной целевой краевой программы "Дети-инвалиды" на период 2007 - 2010 г.г. до 01.01.2007 г.
5.2. Организовать совместно с отделом педагогических кадров министерства образования края (Михалева Г.Г.) и Дальневосточным государственным гуманитарным университетом (Костенко М.И.) курсы переподготовки тифлопедагогов до 01.12.2008 г.
5.3. Продолжить работу краевых научно-исследовательские лабораторий и экспериментальных площадок по организации обучение детей-инвалидов.
5.4. Разработать инструктивно-методические рекомендации по вопросам обеспечения органами управления образованием руководства i контроля за организацией обучения детей-инвалидов до 01.03.2007 г.
5.4. Изучить совместно с управлением начального профессиональное образования (Довжко Ф.Е.) возможность проведения уроков для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений на базе профессиональных училищ.
6. Контроль за исполнением решения совета возложить на начальника отдела образовательных программ управления общего образования Хлебникову В.Г.
Председатель совета |
И.А. Иванцева |
Секретарь совета |
М.А. Храмова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета по вопросам общего образования Министерства образования Хабаровского края от 30 июня 2006 г. N 2-1 "Об организации обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях"
Текст решения официально опубликован не был