Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 29 марта 2006 г. N 116
Информация
о выполнении Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004 - 2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
I. Организационно-методическое обеспечение выполнения Программы и контроль за ее исполнением
Организация выполнения утвержденной Законодательной Думой в феврале 2004 года Программы реформирования местного самоуправления в Хабаровском крае на период 2004 - 2005 годов в связи с реализацией требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Программа) придала работе по реформе местного самоуправления в крае комплексный и целенаправленный характер.
В целях организации выполнения Программы, для координации работы и контроля за ходом реформы местного самоуправления Законодательной Думой создана комиссия под руководством председателя Думы Оноприенко Ю.И., в которую вошли депутаты, представители Правительства края, юстиции, науки, главы муниципальных образований и другие специалисты (далее - Комиссия).
Для организации выполнения и контроля мероприятий по правовому, финансово-экономическому, организационно-методическому обеспечению реформы местного самоуправления Комиссия структурирована на четыре подкомиссии по отдельным направлениям работы.
Учитывая крупномасштабность и сложность реформы местного самоуправления, Губернатором края в феврале 2004 года утвержден план первоочередных мероприятий Правительства края по выполнению Программы.
Для организации и контроля реализации отдельных мероприятий Губернатором края образован Совет по вопросам реформирования местного самоуправления во главе с заместителем Председателя Правительства - руководителем аппарата Губернатора и Правительства края Качимовым В.И. (далее - Совет). В Правительстве края в 2004 году создан отдел по вопросам местного самоуправления, на который возложена ответственность по реализации мероприятий реформирования местного самоуправления.
В органах местного самоуправления были разработаны и осуществлялись планы мероприятий по реализации мероприятий Программы, образованы рабочие группы (комиссии) по организации и контролю за ее исполнением.
На аппаратных совещаниях у Губернатора края, у председателя Законодательной Думы, на заседаниях коллегий при главах муниципальных образований систематически рассматривались вопросы хода выполнения Программы.
В течение 2004 - 2005 годов в целях организации исполнения требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - федеральный закон N 131-ФЗ), координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления проведено 6 заседаний Комиссии, 15 заседаний подкомиссий, на которых рассмотрены вопросы создания правовой базы реформирования местного самоуправления, установления двухуровневой системы местных бюджетов, налогов и сборов, разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти, перераспределения имущества между федеральным центром, краем и двумя территориальными уровнями муниципальных образований, кадрового и организационно-методического обеспечения реформы местного самоуправления.
Особую значимость организации выполнения Программы придали 6 совместных заседаний Комиссии и Совета под председательством Губернатора края, на которых рассмотрены и приняты соответствующие решения по таким ключевым направлениям, как концепция территориальной реорганизации местного самоуправления, целесообразная система его органов, статусное положение глав муниципальных образований, финансово-экономические проблемы муниципальных образований и другие.
Опыт правоприменения переходных положений федерального закона N 131-ФЗ, отдельные труднорешаемые вопросы при его реализации, а также недостаточный уровень организаторской и методической работы ряда органов местного самоуправления потребовали во II полугодии 2005 года принятия дополнительных мер.
В этой связи по инициативе Законодательной Думы, поддержанной Губернатором края, в крае состоялось комплексное изучение работы органов местного самоуправления 2 городских округов и 15 муниципальных районов. Проверки, проведенные под руководством председателя Законодательной Думы Оноприенко Ю.И. и заместителя Председателя Правительства - руководителя аппарата Губернатора и Правительства края Качимова В.И., и состоявшиеся по их итогам совещания с руководителями и специалистами органов местного самоуправления, принятые решения ускорили процесс выполнения Программы, устранения недостатков в реформировании местного самоуправления.
Методическое сопровождение реформы осуществлялось в формах разработки концептуальных положений, различных рекомендаций, модельных муниципальных правовых актов. Всего Законодательной Думой совместно с Правительством края разработано и направлено в органы местного самоуправления более 50 методических документов и модельных актов, например:
4 варианта новых редакций уставов муниципальных образований;
свыше 50 модельных положений (о представительных и контрольных органах, о публичных слушаниях, о правотворческой инициативе, по вопросам местных бюджетов и межбюджетных отношений и т.д.);
рекомендации по системе муниципальных правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования, по порядку их подготовки, принятия, подписания и обнародования и другие.
Учитывая, что в крае создано 12 вновь образованных поселений и в апреле 2005 года состоялись выборы в органы местного самоуправления этих поселений, было уделено большое внимание оказанию им организационно-методической помощи.
Разработан "Алгоритм действий органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления вновь образованного поселения, находящегося на территории муниципального района, по выполнению требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведен обучающий семинар.
Для повышения роли представительных органов в решении вопросов местного значения, координации их действий в социально-экономическом развитии территорий, укрепления взаимодействия с Законодательной Думой в 2005 году образован Совет председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе Хабаровского края.
Проведено 4 заседания данного Совета, на которых рассмотрены ход выполнения Программы, проблемы реализации отдельных законов Хабаровского края и другие вопросы.
Законодательной Думой в 2004 - 2005 годах в целях разъяснения федерального закона N 131-ФЗ, обучения кадров проблемным вопросам его реализации, оказания методической помощи в проведении реформы местного самоуправления организовано 19 семинаров и 3 стажировки.
Состоялись выездные семинары в Аяно-Майском, Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Комсомольском, Николаевском, Охотском, Солнечном, Ульчском муниципальных районах, в которых приняли участие депутаты Думы, работники аппарата Думы и Правительства края, руководство Государственного учреждения "Краевое бюро технической инвентаризации".
Состоявшиеся в 2004 - 2005 годах смотры-конкурсы на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований Хабаровского края способствовали дальнейшему укреплению взаимодействия с представительными органами муниципальных образований края, активизации их деятельности по реализации Программы.
В 2005 году были организованы депутатские слушания на тему "Об основных направлениях и проблемах развития представительной демократии в системе местного самоуправления в Хабаровском крае в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, проведенная в 2004 - 2005 годах организаторская работа и контроль за ходом выполнения Программы помогли выработать в крае единую политику в реформировании местного самоуправления, придали реформе плановый, системный и целенаправленный характер, что дало определенные положительные результаты.
В программе 8 разделов и 155 пунктов различных мероприятий. Полностью выполнено 114 (74 %) намеченных мер, в стадии выполнения 41 (26 %), в том числе 19 пунктов с длительным сроком исполнения.
VII. Перспективные задачи на 2006 - 2008 годы для дальнейшего развития и эффективной деятельности местного самоуправления в крае в условиях реализации положений федерального закона N 131-ФЗ в полном объеме
Анализ реализации федерального закона N 131-ФЗ в 2004 - 2005 годах, опыт его практического правоприменения, изучение хода реформы, сложность и противоречивость отдельных положений федерального закона показывают, что отдельные мероприятия Программы выполнены либо не в полном объеме, либо не с тем качеством, как этого требуют новые условия.
Так, не в полном объеме осуществлено исполнение 41 пункта мероприятий из 155.
Особенно много недоработок в таких блоках, как реформирование экономических, финансовых отношений, в кадровом и информационном обеспечении деятельности органов местного самоуправления.
Анализ мероприятий раздела 4 Программы показывает, что главная задача на этапе реформы - создание новой экономической основы местного самоуправления, основным в которой является разграничение имущества между тремя уровнями власти, создание двухуровневой муниципальной собственности в порядке, определенном разделением вопросов местного значения между городскими округами, муниципальными районами и поселениями, инвентаризационный учет имущества - решена не в полном объеме, что отрицательно сказывается на эффективном использовании муниципального имущества.
Следовало перераспределить между Российской Федерацией, Хабаровским краем и муниципальными образованиями 178 имущественных объектов, из них фактически передано на другой уровень собственности 94, или 53 %.
Из 27 имущественных объектов краевой государственной собственности передано муниципальным образованиям 9, или 33 %.
Выполняя требования о перераспределении имущества, муниципальные образования составили перечни муниципальных имущественных объектов, подлежащих передаче в федеральную собственность, включающие 22 объекта, но ни одного объекта не передано. Из 49 объектов, подлежащих передаче в краевую государственную собственность, передано 40, или 82 %.
В порядке реформирования имущественных отношений органы местного самоуправления в 2004 - 2005 годах провели работу по анализу состава имущества, находящегося в собственности городских округов и муниципальных районов.
В основном закончено составление реестров муниципальной собственности, которые определили состав муниципальных имущественных объектов в количестве 37062. Из них в соответствии с требованиями статей 14, 15 и 50 федерального закона N 131-ФЗ согласована с органами местного самоуправления поселений передача им в собственность 16783 объектов#, однако по состоянию на 20.02.2006 осуществлена передача только 4780 объектов, или 28 %.
Сдерживающим фактором разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями является неудовлетворительная работа по проведению технической инвентаризации имущественных объектов и государственной регистрации прав собственности.
Без технических паспортов и официально оформленных документов о государственной регистрации, подтверждающих права муниципальных районов на объекты собственности, передача имущественных объектов от муниципальных районов поселениям невозможна.
По информации Государственного учреждения "Краевое бюро технической инвентаризации" (ГУ "КБТИ"), на 01.02.2006 в крае из 37062 объектов прошли инвентаризацию 8745, или 24 %.
Из вышеуказанного количества муниципальных имущественных объектов оформлены свидетельства государственной регистрации прав собственности (по информации Главного управления федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на 01.10.2005) на 7621 объект, или 21 % от их общего количества.
Таким образом, мероприятия Программы в части регистрации прав собственности выполнены на 25 %.
Исходя из вышеизложенного, органы государственной власти края и органы местного самоуправления в переходный период 2006 - 2008 годов должны осуществить комплекс мер по завершению имущественной реформы в строгом соответствии с требованиями федерального закона N 131-ФЗ.
Изучение работы органов местного самоуправления показало, что недостаточно качественно проведен процесс передачи части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.
Особенно это касается полномочий в области теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, градостроительства.
Во многих правовых документах-соглашениях указана не часть полномочий, а в полном объеме вопросы местного значения посел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.