Постановление Арбитражного суда Хабаровского края
от 20 января 2006 г. N АИ-1/1423/05-7
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1370 настоящее постановление оставлено без изменения
ОАО "ДКЭ" (далее ОАО "Д") обратилось с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 765 590 руб. 07 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2003 г, 2004 г льгот по абонентской плате за пользование квартирным телефоном, радио, а также по оплате установки квартирных телефонов отдельным категориям граждан, проживающим в г. Комсомольске-на-Амуре, в том числе 30 610 руб. - по ФЗ "О ветеранах", 684 172 руб. 57 коп. - по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 50 807 руб. 50 коп. - по Краевым целевым программам о социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы и на 2004 год.
Истец в качестве третьих лиц привлек к участию в деле Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
До принятия решения по делу истец уменьшил размер исковых требований до 714 782 руб. 57 коп., в связи с тем, что после обращения с иском в суд истцу были возмещены в полном объеме его расходы в размере 50 807 руб.50 коп., понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам, имеющим на это право по Краевым целевым программам о социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы и на 2004 год.
Решением арбитражного суда исковые требования ОАО "Д" удовлетворены полностью. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Д" взыскано 714 782 руб. 57 коп. К отделу социальной защиты населения администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края в исковых требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой приводит следующие доводы.
При рассмотрении дела в первой инстанции истцом не было представлено каких-либо документов, достоверно указывающих на период образования истребуемых сумм. Судом не установлен конкретный период образования задолженности. Кроме того, представленные списки граждан, имеющих право на льготу в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов", не заверены органами социальной защиты населения. Таким образом, истцом не доказана надлежащим образом сумма заявленных исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, Министерство финансов Российской федерации не являлось надлежащим ответчиком по иску о компенсации расходов, связанных с предоставлением ветеранам и инвалидам услуг связи. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в 2003 - 2004 гг. являлось главным распорядителем средств федерального бюджета по виду расходов 334 (расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидов и его использование). В дальнейшем, в связи с проведенной реформой системы федеральных органов исполнительной власти, указанные функции были переданы Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Указанные федеральные органы государственной власти, по мнению Министерства финансов РФ, несут ответственность за финансирование мероприятий по предоставлению льгот на услуги связи ветеранам и инвалидам, поскольку в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности от имени казны российской Федерации в суде выступает Главный распорядитель средств федерального бюджета. Министерство финансов считает, что к участию в деле в качестве надлежащего ответчика необходимо было привлечь Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
В апелляционной жалобе приведены и другие основания и доводы. Заявитель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции, и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Минфину России отказать.
В заседание суда явился представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, который считает решение суда обоснованным и законным.
Представители ОАО "Д", отдела социальной защиты населения администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явились.
ОАО "Д" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает апелляционную жалобу необоснованной, просит решение суда от 12.10.2005 г оставить без изменения.
Остальные участники отзывы не предоставили.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя третьего лица, апелляционная инстанция оснований к отмене решения арбитражного суда не нашла.
Как следует из материалов дела, Комсомольским-на-Амуре объединенным межрайонным узлом электрической связи (филиал ОАО "Д"), в течение 2003 - 2004 гг, за счет собственных средств предоставлена 50 % скидка по абонентской плате за пользование квартирным телефоном, радио, а также по оплате установки квартирных телефонов инвалидам и ветеранам, проживающим в г Комсомольске-на-Амуре, предусмотренные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах".
Сумма некомпенсированных ОАО "Д" выпадающих доходов составила: по закону "О социальной защите инвалидов РФ" - 684 172 руб. 57 коп.; по закону "О ветеранах" - 30 610 руб., что подтверждается актом сверки, счетами-фактурами, списками льготников.
Ввиду невозмещения этих расходов истцом заявлен настоящий иск в соответствии ст. 16 ГК РФ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 N 15-ФЗ, возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета, либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г N 963, действие которых продлены на 2003 и 2004 годы. Согласно Правилам финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В 2003 и 2004 годах из федерального бюджета на возмещение льгот ветеранам и инвалидам Хабаровскому краю передано 40 758 900 руб и 40 358 900 руб. соответственно, которые были полностью распределены по муниципальным образованиям края, а затем в ноябре 2004 года Хабаровскому краю на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" было дополнительно перечислено 379 620 000 руб., которые также были полностью распределены. Однако этих денежных средств было недостаточно для возмещения понесенных истцом расходов.
При таких условиях следует признать, что суд первой инстанции правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Довод Министерства финансов РФ о неправомерном исчислении истцом размера убытков из тарифов, включающих НДС, не принимается.
Размер убытков ОАО "Д" определен с учетом тарифов, установленных решениями Министерства РФ по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в которые включен НДС.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил
Решение арбитражного суда от 12.10.2005 г по делу N А73-3698/2005-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 20 января 2006 г. N АИ-1/1423/05-7
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1370 настоящее постановление оставлено без изменения