Заслушав и обсудив доклад начальника отдела аттестации и оценки качества Логиновой Л.Ю. об итоговой аттестации выпускников 9-х, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений края, Совет отмечает, что участие края в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена, в апробации новой формы сдачи обязательных предметов за курс основной школы формирует новую систему государственной (итоговой) аттестации, основанную на единой независимой системе оценки качества образования.
Становление новой системы государственной (итоговой) аттестации сказалось на организационно-технологическом сопровождении, инструктивно-методическом обеспечении, информационной и финансовой поддержке; развитии нормативно-правовой базы государственной (итоговой) аттестации (разработано около 44 документов на федеральном уровне и порядка 30 - министерством образования Хабаровского края).
Нормативно-правовые документы по государственной (итоговой) аттестации гарантировали права учащихся, принимавших участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена, апробации новых форм сдачи экзаменов в 9-х классах.
Для организации и проведения аттестации выпускников были созданы региональные и муниципальные базы данных выпускников IX, XI (XII) классов, новые структуры: ГЭК - государственная экзаменационная комиссия, предметные подкомиссии ГЭК, РЦОИ, конфликтная комиссии# края, МЭК- муниципальные экзаменационные комиссии, муниципальные конфликтные комиссии; организована подготовка специалистов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации
В организации государственной (итоговой) аттестации, мы выделяем два блока: организационный и блок образовательных результатов.
Блок образовательных результатов.
Государственная аттестация стала основой для:
- создания в школе, муниципальных органах управления образования, министерстве образования края системы мониторинга уровня достижений учащихся в овладении содержанием образования, достижения образовательных стандартов;
- определения результативности деятельности общеобразовательных учреждений повышенного статуса, вечерних (сменных) школ;
- создания региональной и муниципальной системы оценки качества-образования; регионального комплексного проекта модернизации образования.
По результатам государственной (итоговой) аттестации доля выпускников одиннадцатых классов, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, составило 99,91 % (2005 г. 99,88 %); 10 выпускников (0,1 %) получили по окончании 11-ти классов справки (2005 г. 15-.0,1 %#).
Введение ЕГЭ в штатный режим существенно изменит данный показатель или лишит значительную часть выпускников возможности продолжать обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
В 2006 году доля выпускников, получивших на всех экзаменах в форме и по материалам единого государственного экзамена неудовлетворительные отметки, сократилось незначительно и по сравнению с 2005 годом составляет 29,5 % от общего количества выпускников края, сдававших единый государственный экзамен (2005 г. - 32,2 %).
Увеличился процент выпускников, получивших на экзаменах отметку "2" в семи районах: в районе им. Лазо, Аяно-Майском, Бикинском, Верхнебуреинском, Нанайском, Охотском, Советско-Гаванском районах.
Из общего числа выпускников, получивших на экзаменах неудовлетворительную отметку, три и более двойки получили 106 (2,9 %) учащихся из 63 образовательных учреждений (2005 г. - 3,7 %).
Диапазон доли выпускников, сдавших единый государственный экзамен по математике менее чем на 38 баллов, что соответствует отметке "2", по муниципальным образованиям составляет от 0 % (Аяно-Майский район) до 44 % (Охотский район) в 2006 году и от 0 % (Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский районы) до 48 % (Ванинский район) в 2005 году (приложение 1).
Процент не усвоивших образовательный стандарт на ступени основного общего образования при сдаче выпускниками итоговой аттестации в новой форме по алгебре находится в интервале от 1,0 % до 36 %; русскому языку - от 1,7 до 13,1 %.
К другим показателям ОСОКО, которые выявляются в процессе проведения государственной (итоговой) аттестации, относятся:
- средний балл по предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ или в условиях независимой системы оценки качества образования (новая форма в 9-х классах);
- уровень обученности наиболее подготовленной части выпускников.
Золотые медали "За особые успехи в учении" получили 132 (1,03 %) (2005 г. - 133 человека (1,04 %). Количество серебряных медалистов составило 452 (3,37 %) (2005 - 513 (4,0 %), включая выпускников негосударственных образовательных учреждений.
В процессе государственной (итоговой) аттестации около 20 % выпускников - претендентов на золотую и 5 - 7 % на серебряную медаль не получили аттестаты особого образца в связи с лишней четверкой по ЕГЭ или их знания были оценены на удовлетворительную отметку.
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 01.03.2006 N 01-112/08-01 "О награждении золотыми и серебряными медалями в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ" 34,8 % выпускников, награжденных золотыми медалями "За особые успехи в учении", имеют одну четверку, полученную на экзаменах в форме ЕГЭ.
Показатель качества обучения в выпускных классах начальной, основной, старшей ступеней средней школы демонстрирует, что в 9-х классах процент качества снижается в 1,8 раза - с 47,4 % до 25,8 % по сравнению с 4-м и незначительно повышается до 32,1 % в 11-х классах. Аналогичная ситуация с процентом обучающихся на отлично: в основном звене он уменьшается в 2,8 раза - с 6,2 % до 2,2 % и достигает 3,3 % в выпуском классе средней школы.
Введение независимых форм итоговой аттестации заставляет еще раз поднять вопрос объективной оценки учебных достижений учащихся в традиционной системе государственной аттестации. Подтвердили годовые отметки по пятибалльной шкале в 11-х классах всего 50 % выпускников по математике, по русскому языку - 58,9 %; в 9-х классах по русскому языку - 65,3 %.
Организационный блок.
В соответствии с нормативными документами министерством образования края в 2002 году было принято решение об обязательной форме сдачи математики - только в форме ЕГЭ; введение в 2005 году в учебный план третьей ступени средней общеобразовательной школы предмета "Русский язык" позволяет в 2006/2007 учебном году определить форму сдачи второго обязательного предмета русский язык и литература следующим образом: русский язык - в форме ЕГЭ, литература - по усмотрению выпускника - либо в форме ЕГЭ, либо в традиционной форме, которую выбирает педагогический совет общеобразовательного учреждения - по билетам, в форме собеседования, реферата. Таким образом, министерство образования края реализует делегируемое ему право на введение шестого экзамена при проведении государственной (итоговой) аттестации.
Форма сдачи экзаменов по выбору в 11 (12) классах при условии участия субъекта в федеральном эксперименте определяется министерством образования края - если предмет входит в перечень предметов ЕГЭ - только в форме единого государственного экзамена. Исключение составляет английский язык и литература, выбор формы остается за выпускником.
В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ "выпускники 9 класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующих# данному профилю обучения".
В 2006 году при формировании профильных классов наиболее востребованными выпускниками стали: обществознание, биология, физика, история России, литература, иностранный язык. В крае была задана первая управленческая модель организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов: межшкольная комиссия по всем предметам, как обязательным, так и по выбору выпускника, что дает возможность в 2006/2007 учебном году апробировать в новой форме сдачу двух предметов по выбору по контрольно-измерительным материалам Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений РФ на основании представленных муниципальными районами данных в 2006 году получили право сдать сокращенное количество выпускных экзамена# в щадящем режиме 127 выпускников 11-х классов (1,1 %), 269 выпускников 9-х классов (1,6 %).
Анализ документов, направляемых муниципальными органами управления образования в министерство образования для согласования сокращения количества экзаменов, показал, что представляемые документы не всегда отражают, к какой из четырех категорий, определенных Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов общеобразовательных учреждений РФ для сдачи экзаменов в щадящем режиме, относится конкретный выпускник.
В ряде образовательных учреждений отсутствуют документы, подтверждающие необходимость щадящего режима сдачи экзаменов учащимися (все документы направляются в муниципальные органы управления образованием).
С целью согласования вопроса предоставления в 2007 году выпускникам щадящего режима сдачи экзаменов и сокращения их количества министерством образования и министерством здравоохранения края подготовлен совместный приказ N 878/341 от 08.11.2006 г., определяющий порядок оформления и предоставления необходимых документов.
Министерством образования края в период с июня по октябрь т.г. были проведены проверки организации государственной (итоговой) аттестации выпускников в Вяземском, Комсомольском, Хабаровском, Ульчском муниципальных районах, г. Хабаровске. В ходе проверок были выявлены следующие нарушения организации государственной (итоговой) аттестации:
- допускаются нарушения Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании (приказ Министерства образования РФ от 02.04.96 N 143) в части ведения книг учета и записи выданных аттестатов (п. 4) (г. Хабаровск, Вяземский, Хабаровский, Комсомольский, Ульчский районы);
- имеются факты несоответствия отметок, выставленных в классных журналах и книгах учета и выдачи бланков аттестатов (Ульчский район);
- нарушается порядок выдачи и хранения протоколов результатов единого государственного экзамена (приказ министерства образования от 02.04.04., N 218), протоколы не имеют даты выдачи, не заверены печатью и подписью руководителя МОУО (Хабаровский, Комсомольский, Ульчский районы);
- в ряде школ отсутствуют приказы по переводу баллов, полученных по результатам единого государственного экзамена, в отметку по пятибалльной шкале (Комсомольский, Ульчский районы);
- на момент проверки отсутствовали протоколы педсоветов и приказы о переводе обучающихся в следующий класс, о допуске выпускников к итоговой аттестации; о завершении итоговой аттестации и выдаче выпускникам документов об образовании (Ульчский район);
- нарушается порядок оформления протоколов проведения экзаменов в традиционной форме (Комсомольский район);
- допускаются опечатки, орфографические ошибки в экзаменационных билетах;
- нарушается п. 2.6. Положения о проведении единого государственного экзамена в части выставлении# итоговых отметок в аттестаты (Комсомольский район);
- нарушается пп. 12, 13, 14 Положения о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и о похвальном листе "За отличные успехи в учении" в части награждения похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов", похвальным листом "За отличные успехи в учении" (г. Хабаровск, Вяземский, Хабаровский, Комсомольский, Ульчский районы);
- отсутствуют приказы о выставлении итоговых отметок с учетом решения краевой конфликтной комиссии после рассмотрения апелляций (г. Хабаровск, Хабаровский район).
Для формирования реального механизма управления качеством системы образования министерством образования края на основе результатов государственной (итоговой) аттестации приняты следующие управленческие решения: использование результатов сдачи государственной аттестации в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования в качестве основания для аттестации и аккредитации старшей и основной ступеней школы; введено профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; создается краевая нормативная база по аттестации педагогических и руководящих работников на первую и высшую квалификационную категории, учитывающая результаты государственной аттестации выпускников, принципы новой системы оплаты труда, утверждающей новые формы и процедуры проведения аттестации педагогических работников; ведется работа по созданию краевого центра оценки качества образования и созданию краевой системы оценки качества образования на уровне Правительства края.
Вместе с тем остаются вопросы, без решения которых невозможно не только говорить о качестве образования, но и выполнять Закон "Об образовании" в части выполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Решения должны коснуться деятельности методических служб края, Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Должна быть повышена ответственность муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений за качество образования своих учеников.
На основании вышеизложенного Совет решил:
1. Отметить успешную апробацию проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме.
2. Продолжить апробацию проведения итоговой аттестации за курс основной школы по обязательным предметам (алгебре и русскому языку) и предметам по выбору (биологии, обществознанию) в новой форме в рамках формирования профильных классов.
3. Отметить низкую эффективность работы муниципальных органов управления образованием по использованию результатов государственной (итоговой) аттестации для принятия управленческих решений с целью повышения качества образования.
4. Отделу аттестации и оценки качества (Логинова Л.Ю.):
4.1. Совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую организацию и проведение итоговой аттестации выпускников 9-х 11-х (12) классов.
4.2. Провести краевой мониторинг удовлетворенности качеством общего образования среди участников образовательного процесса - родителей, учеников, педагогов.
4.3. Утвердить краевой перечень предметов по выбору для сдачи экзаменов в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов для поступления в профильный 10-й класс.
5. Отделу аттестации и оценки качества (Логинова Л.Ю.) совместно с ХК ИППК ПК (Кузненцова А.Г.) до 01.10.2007 года издать сборник нормативно-правовых документов по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений края.
6. Руководителям муниципальных органов управления образованием, методических служб, Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.) выявить до 15.01.2007 г. на основании аналитического материала по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х (12) классов общеобразовательных учреждений края в форме и по материалам единого государственного экзамена и 9-х классов по новой форме причины низкого качества знаний учащихся и преподавания предметов, разработать комплекс мероприятий по их устранению на 2007 - 2008 годы.
7. Рекомендовать Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
7.1. организовать проведение входной и выходной диагностики предметной подготовки педагогов как компонента итоговой аттестации в ходе повышения квалификации.
7.2. Увеличить количество часов на изучение методики преподавания предмета, вопросов внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
8. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.), методическим службам края:
8.1. Провести в течение 2006/2007 учебного года практическую подготовку членов предметных комиссий для осуществления качественной проверки оценивания экзаменационных работ выпускников 9-х классов по русскому языку, математике, биологии, обществознанию.
8.2. Организовать методические консультации для учителей предметников с целью качественной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в новой форме.
9. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
9.1. Обеспечить соблюдение установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в подведомственных общеобразовательных учреждениях.
9.2. Разработать до 01.06.2007 г. порядок комплектования 10-х профильных классов в общеобразовательных учреждениях на территории муниципального образования.
9.3. Обобщить и распространить опыт учителей общеобразовательных учреждений, выпускники которых показали лучшие результаты государственной (итоговой) аттестации.
9.4. Заменить до 01.04.2007 г. в подведомственных общеобразовательных учреждениях книги учета выдачи документов об основном общем и среднем (полном) общем образовании старого образца на новые.
10. Контроль за исполнением решения Совета возложить на начальника отдела аттестации и оценки качества управления общего образования министерства образования края Логинову Л.Ю.
Председатель Совета |
И.А. Иванцева |
Секретарь Совета |
М.А. Храмова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета по вопросам общего образования Министерства образования Хабаровского края от 17 ноября 2006 г. N 3 "Об итоговой аттестации выпускников школ края в 2006 году"
Текст решения официально опубликован не был