Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края
от 25 декабря 2006 г. N 6/2
"Основные результаты реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Хабаровского края за период 2001 - 2005 годы и задачи на 2006 - 2009 годы"
Заслушав и обсудив информацию заместителя министра - начальника управления по финансово-экономическим вопросам министерства образования края Ковтунова А.С. "Основные результаты реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Хабаровского края за период 2001 - 2005 годы и задачи на 2006 - 2009 годы", коллегия отмечает, что одной из основных задач модернизации образования, которые стоят перед системой образования края является привлечение дополнительных средств и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для обеспечения источника финансирования отраслевой системы оплаты труда, направленной на повышение заработной платы работников общего образования.
Работа по оптимальному размещению и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на территории Хабаровского края в 2001 - 2005 годах осуществлялась министерством образования, городскими округами и муниципальными районами края в соответствии с Законом Хабаровского края "Об основных направлениях развития и дополнительных гарантиях приоритетности образования в Хабаровском крае" (от 25.06.1197 N 25), постановлением Главы администрации края "Об основных положениях концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года" (от 24.01.2000 N 21) и постановлением Правительства края "О мерах по реализации основных положений концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года" (от 14.01.2004 N 2-пр).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона Хабаровского края N 25 следует читать как "от 25.06.1997 г."
Законом Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. N 261 Закон Хабаровского края от 25 июня 1997 г. N 25 признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 5 мая 2008 г. N 65 постановление Главы Администрации Хабаровского края от 24 января 2000 г. N 21 признано утратившим силу
Характерные для всей России демографические процессы оказали серьезное влияние на ситуацию в системе образовании Хабаровского края на всех его уровнях. Начавшийся в 1992 году демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательные учреждения, в связи со значительным снижением уровня рождаемости. Контингент учащихся муниципальных школ за период 2001 - 2005 годы сократился на 48,4 тыс. человек, или на 25 процентов (со 193,6 до 145,2 тыс. человек).
Тенденция сокращения числа учащихся школ сохранится до 2009 года (прогноз 123,8 тыс. человек), хотя темпы снижения замедлятся. В 2009 - 2010 годах ожидается незначительное увеличение контингента учащихся на 203 человека.
Динамика изменения контингента учащихся вызвала необходимость уменьшения сети общеобразовательных учреждений на территории Хабаровского края.
За период 2001 - 2005 годы прекратили свою деятельность 26 муниципальных общеобразовательных учреждения.
Реорганизованы вследствие изменения статуса 15 муниципальных общеобразовательных учреждений.
В этих условиях деятельность Правительства края, министерства образования края и местных органов самоуправления края была направлена на развитие материально-технической базы образовательных учреждений с целью стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае.
Консолидированные расходы бюджета края на образование с 2,9 млрд. рублей в 2001 году возросли на 4,6 млрд. рублей и составили в 2005 году 7,5 млрд. рублей. Удельный вес расходов на образование в расходах консолидированного бюджета края с 15,8 процентов вырос до 23,8 %.
В целях расширения базы финансирования в учреждениях образования края развивались различные формы оказания платных услуг. За 2001 - 2005 годы учреждениями образования было привлечено 1,8 млрд. рублей, или 7 процентов от расходов бюджета края на образование.
В 2001 - 2005 годах в результате нового строительства и проведенной реконструкции зданий введено в эксплуатацию 21 учреждение образования на 4 263 места. Объем освоенных средств по строительству и реконструкции объектов общего образования составил 1,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 933,3 млн. рублей, местных бюджетов - 104,7 млн. рублей и федерального бюджета - 84,4 млн. рублей.
В учреждения образования края было поставлено 20 495 комплектов школьной мебели на сумму 42,1 млн. рублей, что составило 55 процентов от общей потребности в школьной мебели, требующей замены, 762 классные доски на сумму 2,8 млн. рублей. На централизованную поставку учебно-наглядных пособий и спортинвентаря израсходовано 34,5 млн. рублей, приобретено 22 школьных автобусов на сумму 8,9 млн. рублей.
Это позволило обеспечить устойчивое функционирование системы общего образования и благодаря использованию механизмов многоканального финансирования из федерального, краевого и местных бюджетов, оснастить образовательные учреждения компьютерной техникой.
Показатель оснащенности общеобразовательных учреждений края учебной компьютерной техникой составляет 44 ученика на один современный персональный компьютер, что соответствует среднему показателю по Российской Федерации.
Увеличение расходных обязательств края в сфере образования потребовало активизации работы по рациональному расходованию финансовых средств, внедрения новых эффективных механизмов бюджетного финансирования.
С 2004 года муниципальные общеобразовательные учреждения края переведены на дифференцированный нормативный метод планирования расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося. В среднем по краю величина норматива составила в 2005 году 15224 рубля, в 2006 году - 21945 рублей.
Принятые в 2006 году Правительством и Губернатором края постановления поставили перед работниками системы общего образования края задачи, направленные на оптимизацию региональной системы образования, обеспечение повышения качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.
В течение 2006 года министерством образования края и муниципальными органами управления образованием проделана определенная работа по оптимизации сети и бюджетных расходов.
Реорганизованы путем присоединения 2 краевых государственных образовательных учреждения дополнительного образования.
Прекратили деятельность 18 общеобразовательных муниципальных учреждений, в том числе: 2 средних, 1 основная, 13 начальных школ, 2 коррекционных учреждения и 1 детский дом. Реорганизованы 17 общеобразовательных муниципальных учреждений, в том числе: вследствие изменения статуса - 13 учреждений и изменения вида соответственно 4 учреждения. Экономический эффект от проведения данных мероприятий составил 11 млн. рублей, в том числе по краевому бюджету 6,1 млн. рублей.
За последние годы отмечается снижение загруженности школ г. Хабаровска. Имеются трудности с комплектованием классов в общеобразовательных школах г. Комсомольска-на-Амуре, расположенных в отдаленных микрорайонах (школы NN 38, 13, 41, 20, 10, 2 и 28). В школах N 8 и N 9 г. Советская Гавань, расположенных в отдаленных микрорайонах, наполняемость классов составляет от 5 до 21 ученика.
В школах NN 1, 2, 3 и 4 п. Ванино комплектование классов проведено неравномерно в связи с наличием профильных классов. Так, в разных школах в пятых классах обучается от 17 до 31 ученика, в шестых - от 12 до 30.
Ниже норматива укомплектованы 4 класса: четвертые, шестые, девятые и одиннадцатые в школах N 1 и N 2 г. Вяземского, расположенных в центре города и недалеко друг от друга. Нерационально используется здание школы N 19, площадь которого 1,6 тыс. кв. метров. Контингент учащихся этой школы ежегодно уменьшается и в настоящее время здесь обучается лишь 106 учащихся, наполняемость классов составляет 10 - 17 человек и это при том, что недалеко от этой школы функционирует школа N 20, в которой можно было бы обучать учащихся этих двух школ и иметь соответствующую наполняемость классов.
В с. Некрасовка Хабаровского района функционирует 2 средние общеобразовательные школы, расположенные недалеко друг от друга и построенные по типовым проектам. Комплектование ряда классов проведено без учета нормативных требований. Так, в девятых классах обучается 137 учащихся, скомплектовано 7 классов - по нормативу же должно быть 6. Аналогично скомплектованы 10 и 11 классы. Таким образом, в школах этого села излишне скомплектовано 3 класса.
По состоянию на 01 сентября 2006 г. в крае функционирует 106 малокомплектных школы или 25 процентов от общего количества школ (без школ-интернатов). Загруженность 94 школ составляет менее 50 процентов от расчетной мощности (22,3 процента от общего количества учреждений). Наибольший удельный вес приходится на школы района имени С. Лазо (15 школ), Верхнебуреинского района (11 школ) и Ульчского района (9 школ).
Приведение сети таких муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствие изменяющимся демографической и экономической ситуациям и расселением жителей края предполагает создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов и подвоза учащихся.
В 2006 году доля занятых должностей административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала составила 58,8 процента от общего числа работающих в общеобразовательных учреждения края, т.е. доля учителей составляет только 41,2 процента.
По выводам Экспертного управления Президента Российской Федерации в системе общего образования края содержится излишних работников в количестве 7 958 человек, а оптимальная численность указанных должностей должна составлять 30 процентов от штатных должностей учителей. Объем неэффективных расходов бюджета края по управлению кадровыми ресурсами только в 2005 году составил 525,5 млн. рублей и 25,6 млн. рублей вследствие низкой наполняемости классов, что составляет 16 процентов от консолидированного бюджета края на образование.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).
На основании вышеизложенного коллегия министерства образования Хабаровского края решила:
1. Управлению по финансово-экономическим вопросам (Ковтунов А.С.):
1.1. До 01 февраля 2007 г. разработать проект модельного нормативно-правового акта администраций городских округов и муниципальных районов края, направленного на внедрение механизма нормативного подушевого финансирования в общеобразовательных учреждений, утверждение значений поправочных коэффициентов для каждого общеобразовательного учреждения.
1.2. В срок до 01 июля 2007 года провести мониторинг функционирования общеобразовательных учреждений края в условиях нормативного подушевого финансирования, на основании анализа которого:
1.2.1. Внести Губернатору края предложения по уточнению Методики расчета нормативов подушевого финансирования для определения субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образования для реализации основных общеобразовательных программ.
1.2.2. Внести Губернатору края предложения по порядку финансирования малокомплектных школ края, оптимизация или прекращение деятельности которых невозможна.
1.2.3. Внести министру образования края предложение по дополнению Методических рекомендаций администрациям городских округов и муниципальных районов края по переводу общеобразовательных учреждений края на нормативное подушевое финансирование.
2. Управлению общего образования (Иванцева И.А.):
2.1. Провести совместно с ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) в феврале 2007 года семинар-совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием по вопросу разработки муниципальных программ оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.
2.2. До 01 марта 2007 г. разработать примерную структуру муниципальных программ оптимизации и реструктуризации общеобразовательных учреждений.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
3.1. С целью повышения эффективного и экономного расходования бюджетных средств в срок до 01 февраля 2007 г. привести штатную численность общеобразовательных учреждений в соответствие с оптимальной численностью должностей: 30 процентов от общей численности работающих в общеобразовательных учреждениях административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, 70 процентов - учителя.
3.2. До 01 марта 2007 года разработать и утвердить нормативным актом органа местного самоуправления муниципальную программу оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, основанную на внедрении принципа нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений.
3.3. Принять исчерпывающие меры по неукоснительному выполнению плана мероприятий по реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений края, утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.06.2006 N 96-пр "О мерах по развитию системы образования Хабаровского края на 2006 - 2010 годы".
3.4. Обеспечить комплектование классов в муниципальных общеобразовательных школах в городской местности и сельских населенных пунктах, в которых функционирует более одной школы, в строгом соответствии с существующими нормативами.
4. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя министра - начальника управления по финансово-экономическим вопросам (Ковтунов А.С.).
Председатель коллегии |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.В. Целуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 25 декабря 2006 г. N 6/2 "Основные результаты реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Хабаровского края за период 2001 - 2005 годов и задачи на 2006 - 2009 годы"
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника