Заслушав и обсудив информацию заместителя министра - начальника управления по финансово-экономическим вопросам министерства образования края Ковтунова А.С. "О целевом использовании субвенций, выделяемых муниципальным образованиям из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ", коллегия отмечает, что одной из основных задач модернизации образования, которые стоят перед системой образования края, является привлечение дополнительных и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий в сфере образования и реформой административной системы, произошли кардинальные изменения в расходах краевого бюджета, в том числе за счет направления субвенций муниципальным образованиям на новые полномочия в области образования.
Хабаровский край вошел в число территорий Российской Федерации, где было принято решение о выделении субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, начиная с 2004 года.
На первом этапе были разработаны компьютерная программа расчета нормативов по учреждениям, реализующим общеобразовательные программы и методическое обеспечение, позволяющие автоматизировать расчет нормативов в разрезе каждого муниципального образования края. Планирование расходов краевого бюджета на выделение субвенций муниципальным образованиям края осуществлялось на основе региональных финансовых нормативов (в расчете на 1 учащегося).
На втором этапе, который начался с сентября 2006 года, основной задачей является внедрение нормативного подушевого финансирования на уровне муниципалитетов - доведение бюджетных средств до каждого образовательного учреждения на нормативной подушевой основе.
В связи с этим министерством образования края была инициирована подготовка:
- закона Хабаровского края от 28.06.2006 г. N 34 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края N 232 "О нормативах расчета субвенций, выделяемых местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ";
- разработка методики расчета нормативов подушевого финансирования, утвержденная постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.05.2006 N 116 "О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования".
- разработка совместно с министерством финансов края методических рекомендаций администрациям городских округов и муниципальных образований края по переводу общеобразовательных учреждений края на нормативное подушевое финансирование;
- проведение обучающих семинаров по финансово-хозяйственной деятельности школ в условиях подушевого финансирования для директоров и бухгалтеров всех школ края и работников централизованных бухгалтерий.
Увеличение расходных обязательств края в сфере образования требует мобилизации финансовых ресурсов, активизации работы по их рациональному расходованию, внедрения новых эффективных механизмов бюджетного финансирования. Отрасль "Образование" - это самая крупная отрасль в консолидированном бюджете Хабаровского края. В 2005 году расходы составили 7,5 млрд. рублей (23,8 % от расходов консолидированного бюджета края), в 2006 году - 9,1 млрд. рублей (26 %). Таким образом, повышение эффективности использования бюджетных средств позволит высвободить довольно большие суммы средств и направить их на дальнейшее развитие системы образования края.
В 2006 году сумма субвенций на реализацию государственных полномочий в области образования, социальную поддержку отдельных категорий работников и обучающихся в целом по краю составила 3 467,1 млн. рублей (38,1 % от расходов консолидированного бюджета на образование), в том числе на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях - 2 932,8 млн. рублей (84,6 % от общего объема субвенций).
В министерстве образования края установлен контроль и организован сбор информации о выделении и использовании субвенций в каждом муниципальном образовании; составлен график проверок всех муниципальных образований по целевому использованию субвенций.
Анализ показал, что переход на финансирование расходов, связанных с реализацией основных общеобразовательных# за счет субвенций, позволил упорядочить сроки выплаты заработной платы и отпускных в общеобразовательных учреждениях муниципальных районов края. На сегодняшний день заработная плата работникам общеобразовательных учреждений выплачивается своевременно в полном объеме, задолженность отсутствует.
В 2005 году министерством образования совместно с министерством финансов края в целях осуществления контроля было проверено целевое использование краевых субвенций в 6-ти районах края, в 2006 году - в 13, в ходе которых были установлены факты нарушения финансовой дисциплины и не целевого# использования средств субвенций на общую сумму 24 млн. рублей.
Проведенный анализ нарушений, выявленных при проведении проверок расходования субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ, можно классифицировать по следующим основным признакам.
1. Осуществление расходов, не относящихся к реализации основных общеобразовательных программ (2,9 млн. рублей).
2. Осуществление расходов по содержанию сверхштатных единиц (3 млн. рублей).
3. Нарушения при начислении заработной платы (17,9 млн. рублей).
4. Нарушения при исчислении надтарифного фонда и его расходовании (0,2 млн. рублей).
К расходам, не связанным с реализацией основных общеобразовательных программ, относятся расходы по содержанию работников школьных столовых, работников школ-детских садов в части осуществления ими дошкольного воспитания, медицинских работников, социальных педагогов, которые вводились в штаты по рекомендациям Министерства образования Российской Федерации. Нарушения выявлены в Бикинском, Верхнебуреинском, Ванинском, Нанайском, им. П. Осипенко муниципальных районах. Проверки районов способствовали тому, что содержание работников школьных столовых во всех районах, кроме Аяно-Майского района, осуществляется в настоящее время за счет средств местного бюджета. На местный бюджет переведено содержание медицинских сестер и работников школ-детских садов, осуществляющих дошкольное воспитание, а также содержание социальных педагогов в ряде районов края.
Нарушения по содержанию штатных единиц сверх Типовых штатов обнаружены в г. Хабаровске, г. Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванском, Ванинском, Вяземском, Ульчском, Охотском и других муниципальных районах.
Наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушения при начислении заработной платы, такие как: несоответствие присвоения разрядов по оплате труда требованиям единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, ошибки при установлении надбавки за непрерывный стаж работы в учреждениях образования. Данные нарушения выявлены в Охотском, Ванинском, Верхнебуреинском, Советско-Гаванском, Ульчском, Бикинском и других муниципальных районах края.
Положения о доплатах и надбавках, принимаемые на уровне образовательных учреждений, не соответствуют требованиям нормативных документов и содержат критерии, на основании которых производятся необоснованные доплаты (к юбилейным датам, при выходе на пенсию), доплаты, имеющие неконкретный характер ("за добросовестное выполнение работы", "за исполнительскую дисциплину"), надбавки за работу, входящую в круг должностных обязанностей ("за составление расписания уроков", "за работу с родителями", "за своевременное и качественное ведение классного журнала" и другие). Нарушения выявлены в Ванинском, Советско-Гаванском, Охотском муниципальных районах края.
Одной из причин финансовых нарушений является недостаточный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений в муниципальных органах управления образованием, т.е. внутриотраслевой контроль.
Во многих органах управления образованием отсутствует работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности учреждений и исполнения бюджета отрасли "Образование" района в целом. Не проводятся проверки и ревизии в учреждениях, не проводится экономическая учеба с руководителями учреждений.
В муниципальных органах управления образованием не на должном уровне осуществляется работа по устранению выявленных проверками нарушений. Так, в г. Хабаровске в 2004 году при проверке целевого использования субвенций были выявлены расходы, связанные с содержанием штатных единиц сверх Типовых штатов в лицее "Ритм", было указано на необходимость приведения штатного расписания в соответствие с нормативными документами. Повторная проверка лицея в 2006 г. показала, что замечания министерства образования края были проигнорированы и уже третий год осуществляется нецелевое расходование средств субвенций на содержание 11 сверхштатных единиц.
По итогам проверки Верхнебуреинского района в 2005 году руководителю органа управления образованием было указано на недопустимость принятия на работу экспертов на время аттестации учебно-воспитательного процесса, так как такая должность не предусмотрена штатным расписанием учреждения. Это указание полностью проигнорировано.
Данные факты говорят о недостаточной эффективности механизмов взаимодействия министерства образования края, муниципальных органов управления образованием с контролирующими органами по процедуре отработки выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного коллегия министерства образования Хабаровского края решила:
1. Принять к сведению информацию заместителя министра - начальника управления по финансово-экономическим вопросам министерства образования края Ковтунова А.С. "О целевом использовании субвенций, выделяемых муниципальным образованиям из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ".
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. Усилить контроль за целевым расходованием субвенций, выделяемых из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ.
2.2. Обеспечить неукоснительное выполнение предписаний проверок по устранению выявленных нарушений.
2.3. Привести штатные расписания подведомственных общеобразовательных учреждений в соответствие с Типовыми штатами.
2.4. Обеспечить финансирование расходов на содержание зданий, коммунальные платежи и другие выпадающие расходы за счет средств местных бюджетов.
3. Заместителям начальника управления по финансово-экономическим вопросам (Макарова Н.В., Петренко Н.В.):
3.1. Продолжить в 2007 году проверки целевого использования субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных образованиях края согласно графику.
3.2. Усилить контроль за своевременным и в полном объеме выполнением муниципальными органами управления образованием мер по устранению выявленных нарушений.
3.3. Организовать учебу специалистов ревизионной группы централизованной бухгалтерии на тему: "Об основных особенностях проверок целевого использования субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в условиях нормативного подушевого финансирования".
3.4. Наладить взаимодействие с управлением финансового контроля министерства финансов края по возмещению сумм нецелевого использования субвенций в доход краевого бюджета.
4. Указать руководителям муниципальных органов управления образованием городского округа "Город Хабаровск" (Козина О.И.), Бикинского (Созинова Л.Ю.), Ульчского (Воронцов И.В.), Ванинского (Кованцев Н.Н.), Советско-Гаванского (Магдий А.В.), Охотского (Мироненко Н.В.) Верхнебуреинского (Гермаш Т.С.), им. П. Осипенко (Чаркашининова О.Г.), Амурского (Кудрявцева Т.А.), Вяземского (Гордеева Л.И.) муниципальных районов, на недопустимость расходования субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ по нецелевому назначению.
5. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя министра - начальника управления по финансово-экономическим вопросам (Ковтунов А.С.).
Председатель коллегии |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.В. Целуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 25 декабря 2006 г. N 6/3 "О целевом использовании субвенций, выделяемых муниципальным образованиям из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ"
Текст решения официально опубликован не был