Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 21 ноября 2005 г. N А73-10590/2005-35
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1587, а также постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 2 февраля 2006 г. N АИ-1/10/06-47 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2005 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 ноября 2005 г.
В арбитражный суд обратилось ДУ N 4 Хабаровской КЭЧ с иском к УФК по Хабаровскому краю, МФ Хабаровского края, ФД администрации г. Хабаровска о взыскании 48 532 руб. 80 коп., составляющих сумму предоставленных истцом льгот по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Определением от 10.10.2005 г. УФК заменено надлежащим ответчиком - МФ РФ.
До принятия решения истец неоднократно уточнял размер искового требования. В судебном заседании истец уменьшил размер искового требования до 47 194 руб. 52 коп.
МФ Хабаровского края после объявленного перерыва в судебное заседание не явилось, в отзыве иск не признало в связи с тем, что со стороны федерального бюджета субъекту РФ целевым назначением денежные средства на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не выделялись.
МФ РФ в отзыве и в судебном заседании иск не признало, сослалось при этом на порядок, в соответствии с которым расходы, составляющие предмет иска, возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующим их возмещением из федерального бюджета.
ФД в отзыве и в судебном заседании иск не признал, поскольку все средства, выделенные местному бюджету, использованы целевым назначением.
Все ответчики не признают противоправность поведения и вину органов государственной власти и местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
ДУ N 4 Хабаровской КЭЧ в 2004 г. предоставило льготы по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с расчетом искового требования, подтвержденным актами сверки с КСЗН администрации г. Хабаровска и списками граждан, всего за спорный период сумма льгот составила 230 675 руб. 90 коп., возмещено - 183 481 руб. 38 коп. (подтверждено платежными поручениями).
Уменьшение размера искового требования на сумму льгот по другим основаниям принимается арбитражным судом на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права других лиц.
Отсутствие возмещения из бюджетов суммы 47 194 руб. 52 коп. послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Суд считает, что иск должен быть удовлетворен за счет средств федерального бюджета по следующим причинам.
На основании ст. пункта "ж" ч. 2 ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам и проживающим совместно с ними членам семей предоставляется снижение коммунальных услуг на 50 %.
Истец действительно понес убытки в размере 47 194 руб. 52 коп. в силу ст. 15 ГК РФ, поскольку именно он, а не какое-либо третье лицо имеет непосредственные отношения с гражданами, обслуживает жилой фонд, предоставляет коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и водоснабжения.
В соответствии со ст. 17 Закона порядок предоставления и возмещения льгот лицам, пострадавшим от политических репрессий, устанавливается положениями, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Указывая на данный порядок и не признавая иск, МФ РФ не учитывает, что Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 возложена на Министерство финансов РФ.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными властями, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Вместе с тем, все средства, выделенные Хабаровскому краю и г. Хабаровску на реализацию закона, были израсходованы целевым назначением бюджетами этих публично-правовых образований, что подтверждается материалами отзывов, фактически признается ответчиками в их письменных пояснениях.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило в спорный период субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", ответственность за причиненные истцу убытки возлагается на Министерство финансов РФ и за счет казны Российской Федерации согласно статьям 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Домоуправления N 4 Хабаровской квартирно-эксплуатационной части убытки в размере 47 194 руб. 52 коп.
Отказать в иске к остальным ответчикам.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 ноября 2005 г. N А73-10590/2005-35
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-1/1587, а также постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 2 февраля 2006 г. N АИ-1/10/06-47 настоящее решение оставлено без изменения