Заслушав и обсудив информации министерств# образования и министерства пищевой промышленности и потребительского рынка края "О состоянии и мерах по улучшению организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях края", коллегия отметила, что питание школьников является одним из условий сохранения их здоровья.
Значимость проблемы обостряется негативными тенденциями демографических показателей и состоянием здоровья детского населения края. Каждый пятый школьник имеет заболевания опорно-двигательного аппарата, каждый четвертый-пятый - заболевания органов пищеварения различной степени проявления, каждый шестой - заболевания глаз. В последние годы в крае регистрируется рост заболеваемости среди детей подросткового возраста, в том числе органов пищеварения в 1,3 раза, эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ - в 1,1 раза.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2005 г. N 263 "О краевом бюджете на 2006 год", постановлением Главы администрации Хабаровского края от 28.02.1996 N 99 "Об установлении дополнительной компенсации на питание учащихся общеобразовательных учреждений края" из краевого бюджета в муниципальные образования направляются субвенции на дотационное питание учащихся в размере 1,6 рублей# на 1 ученика в день в южных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним - 2,08 рублей#. В 2006 году на питание школьников из краевого бюджета выделено субвенций в размере 51,0 млн. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеназванного Закона следует читать как "от 28.12.2005 г. N 4"
Право на оказание услуг по организации питания учащихся, поставку продукции для школьных столовых во всех территориях края предоставляется организациям и предприятиям, выигравшим конкурсы на замещение муниципального заказа.
Сеть школьных столовых на начало 2006/2007 учебного года составила 413 предприятий. В 269 школах (64% от общего числа) питание организовано администрациями образовательных учреждений самостоятельно, в 144 (34%) - предприятиями и организациям# общественного питания. В числе предприятий, занимающихся организацией питания, 8 комбинатов школьного питания, в составе которых 137 столовых, в 7 школах питание организовано индивидуальными предпринимателями.
Улучшается состояние материально-технической базы образовательных учреждений в целом и пищеблоков в частности. Так, удельный вес общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, уменьшился на 1,7% и составил в 2006 году 5,5%. На обновление и ремонт технологического оборудования в 2006 году за счет средств муниципальных бюджетов израсходовано 8,3 млн. рублей.
С целью улучшения организации школьного питания ежегодно проводится краевой конкурс на лучшую организацию питания школьников в общеобразовательных учреждениях.
Общий охват питанием школьников увеличился по сравнению с 2003 годом на 14,8% и составил в 2006 году 86,8%. Охват горячим питанием составил 60,5%, что больше показателя 2003 года на 13,5%. Охват питанием учащихся льготной категории увеличился на 3,5% и составил в 2006 году 24,5%.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.06.2002 N 311 "Об основных направлениях реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2002 - 2006 годы" в крае предприятиями пищевой отрасли промышленности выпускается продукция, обогащенная йодом и микронутриентами, молочнокислая продукция лечебно-профилактической направленности.
Сложившаяся система позволяет организовать горячее питание школьников, в том числе в самых отдаленных школах муниципальных районов края, но нуждается в серьезных преобразованиях.
В течение 10 лет не пересматривались размеры дотаций, выделяемых на питание школьников. Выделяемые средства не позволяют обеспечить полноценный рацион питания школьников. Средняя стоимость горячих завтраков и обедов в образовательных учреждениях края составляет соответственно 6 и 9 рублей. Расчетная же стоимость полноценных завтраков и обедов по среднестатистическим ценам на 01.01.2007 года составила соответственно 13 руб. 43 коп. и 30 руб. 07 копеек.
С 2005 года прекращено выделение средств на питание школьников из муниципальных бюджетов за исключением г. Хабаровска, Аяно-Майского, Ванинского, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов.
Проводимые конкурсы на замещение муниципальных заказов продолжают оставаться ориентированными на стоимость продуктов и оказание этой услуги, не обеспечивают необходимое качество, полноценность и сбалансированность школьного питания.
Каждый четвертый пищеблок школ края не имеет централизованной канализации, централизованного водоснабжения, из них 21,5% пищеблоков работают на привозной воде. К третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия относятся 16,5% пищеблоков школ края, не в полном объеме отвечающих требованиям санитарных правил для предприятий общественного питания.
Остается недостаточной оснащенность пищеблоков школ современным технологическим и холодильным оборудованием, имеют место факты несвоевременного проведения его ремонта и замены, а также неэффективного использования.
Охват горячим питанием школьников в крае продолжает оставаться ниже среднего по Российской Федерации (63%).
Из общего числа школьников - 13,2%, в основном учащиеся старших классов, не питаются в школах вообще.
В ряде территорий не выполняются санитарные требования по предоставлению двухразового питания учащимся в группах продленного дня.
Не в полной мере обеспечена безопасность изготавливаемой и реализуемой продукции на школьных пищеблоках, продолжают иметь место нарушения санитарного законодательства. Актуальной остается проблема обеспечения школьников доброкачественной питьевой водой.
Уменьшаются объемы овощной продукции, выращенной на пришкольных и арендованных землях, позволяющие обогатить рационы питания и снизить их стоимость. Недостаточно решаются вопросы обеспечения школьников продуктами повышенной пищевой и биологической ценности.
Низкий уровень заработной платы не позволяет привлечь в сферу организации школьного питания высококвалифицированных специалистов.
Остается проблема постоянного медицинского контроля за организацией и качеством питания в общеобразовательных учреждениях.
Предприятия, организующие питание в школах, их материально-техническая база и оснащение не соответствуют современным требованиям, не обеспечивают соответствие школьного питания детей установленным нормам и стандартам и экономически неэффективны. Актуальна проблема индустриализации школьного питания, и в первую очередь в г. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, где проживает более 55% школьников края.
Неэффективны формы работы с родителями по привлечению родительских средств для обеспечения школьников горячим питанием и повышения культуры здорового питания среди родителей и их детей.
В городских округах и муниципальных районах края не разработаны программы по улучшению школьного питания.
В целях улучшения организации и повышения качества школьного питания в общеобразовательных школах Хабаровского края Коллегия решила:
1. Информацию министерства образования края, министерства пищевой промышленности и потребительского рынка края "О состоянии и мерах по улучшению организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях края" принять к сведению.
2. Министерству образования края, министерству пищевой промышленности и потребительского рынка края, (Обухова Л.Ф., Лопатин С.И.):
2.1. Внести предложения Губернатору края:
- о разработке Закона Хабаровского края "Школьное питание" и создании межведомственного совета по координации организации школьного питания в срок до 01.06.2007 года;
- о принятии постановления Губернатора Хабаровского края "Об установлении дополнительной компенсации на питание учащихся общеобразовательных учреждений края", предусмотрев бесплатное питание для всех учащихся 1 - 4 классов, учащихся 5 - 11 классов из многодетных и малообеспеченных семей с учетом физиологических потребностей растущего организма и сбалансированности питания в срок до 01.04.2007 года.
2.2. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (Отт В.А.) разработать и внедрить систему мониторинга за организацией и состоянием питания школьников в крае в срок до 01.06.2007 года.
2.3. Продолжить практику проведения совместных семинаров в территориях края по организации питания и здоровьесбережению учащихся.
3. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.):
3.1. Изучить вопрос о централизованном приобретении и внедрении в практику работы общеобразовательных учреждений компьютерной программы "1С: Школьное питание" в срок до 01.01.2008 года.
3.2. Продолжить практику проведения краевого конкурса на лучшую организацию питания школьников в образовательных учреждениях.
3.3. Инициировать проведение краевых, районных, общешкольных родительских собраний по вопросам организации питания учащихся с приглашением профильных ведомств.
З.4. Привлекать средства массовой информации для формирования среди детей и их родителей культуры здорового питания.
4. Министерству пищевой промышленности и потребительского рынка края (Лопатин С.И.):
4.1. Организовать и провести в общеобразовательных учреждениях г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре дегустации и презентации продукции предприятий пищевой промышленности края, в том числе продукции лечебно-профилактического направления для родителей и учащихся в срок до 01.06.2007 года.
4.2. Совместно с министерством здравоохранения края, Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю разработать и направить в территории края рекомендуемый ассортимент продуктов питания, выпускаемых производителями края для реализации в школьных столовых и буфетах в срок до 01.09.2007.
5. Рабочей группе, созданной приказом Министерства образования Хабаровского края от 02.11.2006 N 869/50 в срок до 01.04.2007 закончить разработку основных направлений по совершенствованию школьного питания и направить в территории.
6. Рекомендовать министерству здравоохранения края (Витько А.В.):
6.1. Усилить контроль за деятельностью медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях.
6.2. Обеспечить организацию медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях края на договорных условиях, предусмотрев постоянный контроль за организацией питания.
6.3. Совместно с управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю разработать рекомендуемый ассортимент продуктов питания, наиболее ценных в биологическом отношении по содержанию животных белков, молочных продуктов лечебно-профилактической направленности в срок до 01.05.2007 года.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований:
7.1. Рассмотреть вопросы о выделении дотаций из муниципального бюджета на бесплатное питание учащихся школ всех возрастных групп.
7.2. Разработать и утвердить муниципальные программы по совершенствованию организации питания школьников на 2007 - 2011 годы, принять меры по их реализации с 01.09. 2007 года.
7.3. Обеспечить своевременное проведение торгов по замещению муниципальных заказов на организацию питания и поставку продуктов в образовательные учреждения, обеспечивающую качество, полноценность и сбалансированность школьного питания.
7.4. Изучить возможность введения в штаты администраций муниципальных районов единицу технолога общественного питания.
7.5. Продолжить в 2006 - 2007 учебном году реализацию мер, направленных на укрепление материально-технической базы пищеблоков образовательных учреждений, оснащение их современным холодильным и технологическим оборудованием, улучшение кадрового обеспечения.
7.6. Совместно с КГУП "Комбинат детского питания" (Дубов К.А.) изучить возможность разработки и реализации программы "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях городских округов и муниципальных районов до 01.01.2008 года.
7.7. Организовать работу по обеспечению качественной питьевой водой образовательных учреждений до 01.04.2007 года.
8. Рекомендовать мэру г. Хабаровска (Соколов А.Н.), главе г. Комсомольска-на-Амуре (Михалев В.П.) рассмотреть возможность перехода на инновационные системы обеспечения школьного питания с использованием механизма частно-государственного партнерства.
9. Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования:
9.1. Принять меры по обеспечению максимального охвата горячим питанием учащихся школ.
9.2. Провести анализ состояния материально-технической базы пищеблоков общеобразовательных школ с учетом износа и необходимости замены до 01.04.2007 г. Внести корректировки в планы-графики замены технологического оборудования.
9.3. Обеспечить возможность повышения квалификации работников пищеблоков школьных столовых.
9.4. Усилить контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
9.5. Активизировать работу с родителями по пропаганде принципов здорового и полноценного питания, привлечения родительских средств для обеспечения их детей горячим питанием.
9.6. Обеспечить закрепление пришкольных участков за образовательными учреждениями для выращивания сельскохозяйственной продукции.
10. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.) включить в систему курсовой переподготовки руководящих работников образования и педагогических кадров блок лекций по вопросам организации рационального питания учащихся образовательных учреждений.
Председатель коллегии - |
С.И. Лопатин |
Министр образования края |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.B. Целуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края и Министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края от 26 февраля 2007 г. N 2 "О состоянии и мерах по улучшению организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях края"
Текст решения официально опубликован не был