В целях развития инновационных процессов, поддержки инициативы научно-педагогического сообщества, совершенствования организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в системе общего образования Хабаровского края приказываю:
1. Создать при министерстве образования краевой совет по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края.
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Положение о краевом совете по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края.
2.2. Состав краевого совета по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края.
2.3. Положение о научно-исследовательской работе в системе общего образования Хабаровского края.
2.4. Положение о краевой экспериментальной площадке в системе общего образования Хабаровского края.
2.5. Положение о педагоге-исследователе.
3. Возложить функции по координации и организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в системе общего образования Хабаровского края на управление общего образования (Иванцева И.А.), Дальневосточный филиал института содержания и методов обучения Российской Академии образования (Денисова Е.А.) (по согласованию).
4. Руководителям муниципальных органов управления образованием создать условия для поддержки и развития инновационных процессов, оказывать содействие образовательным учреждениям, педагогам в организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
5. Считать утратившим силу приказ министерства образования края от 20.05.2004 N 388 "Об организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в системе общего образования Хабаровского края".
6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
Л.Ф. Обухова |
Положение
о краевом совете по управлению научно-исследовательской
и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185)
1. Общие положения
1.1. Краевой совет по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края (далее - КСУ) создается в целях поддержки и развития инновационных процессов, влияющих на повышение эффективности и качества общего образования; координации и организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы; мониторинга научных исследований; организации экспертизы результатов научной и экспериментальной деятельности и их внедрения в практику работы образовательных учреждений.
1.2. КСУ создается при министерстве образования Хабаровского края, работает на бесплатной основе.
1.3. Состав и положение о КСУ утверждаются приказом министерства образования края.
1.3.1. В состав КСУ входят специалисты министерства образования края, муниципальных органов управления образованием, КГОУ ДПО (повышения квалификации специалистов) "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров", ученые, преподаватели учреждений профессионального образования, руководители образовательных учреждений, краевых экспериментальных площадок, педагоги-исследователи.
1.3.2. Руководство деятельностью КСУ осуществляет его председатель.
1.3.3. В отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя председателя КСУ.
1.4. КСУ в своей деятельности руководствуется настоящим положением, положениями о научно-исследовательской работе в системе общего образования Хабаровского края, о краевой экспериментальной площадке в системе общего образования Хабаровского края, о педагоге-исследователе.
2. Функции КСУ
2.1. В целях научно-обоснованного# определения политики, приоритетных направлений инновационной деятельности, стратегии развития научно-исследовательской работы (далее - НИР), опытно-экспериментальной работы (далее - ОЭР) в системе общего образования края КСУ выполняет следующие функции:
2.1.1. Организует мониторинг инновационных процессов, анализирует их роль в развитии системы общего образования.
2.1.2. Участвует в определении приоритетных направлений, тематики научных исследований, опытно-экспериментальной работы.
2.1.3. Осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса краевой экспериментальной площадки (далее - КЭП).
2.1.4. Участвует в разработке заданий министерства образования края на выполнение НИР.
2.1.5. Готовит предложения министерству образования края о финансировании программ научных исследований, экспериментов.
2.1.6. Организует мониторинг проведения научных исследований, деятельности КЭП, педагогов-исследователей.
2.1.7. Оказывает консультативную помощь руководителям образовательных учреждений, педагогам-исследователям по вопросам организации и проведения НИР, ОЭР.
2.1.8. Организует экспертизу результатов, прием и оценку качества выполнения НИР.
2.1.9. Организует экспертизу результатов и продуктов деятельности КЭП.
2.1.10. Разрабатывает механизмы использования, внедрения результатов НИР, ОЭР в практику работы образовательных учреждений.
2.1.11. Выдвигает кандидатуры на присвоение статуса "Педагог-исследователь".
2.1.12. Участвует в формировании банка педагогических инициатив, заказа на обучение и повышение квалификации педагогов, работающих в инновационном режиме.
2.1.13. Информирует педагогическую общественность о научных исследованиях, экспериментах в системе общего образования края.
3. Регламент работы КСУ
3.1. Заседания КСУ проходят не реже одного раза в 3 месяца.
3.2. КСУ полномочен принимать решение, если на заседании присутствуют более половины его членов. Решение принимается открытым голосованием и считается правомочным, если за него проголосовали 2/3 присутствующих на заседании членов.
3.3. Решения КСУ оформляются протоколом и направляются в министерство образования Хабаровского края, муниципальные органы управления образованием (по необходимости).
Состав
краевого совета по управлению научно-исследовательской
и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185)
Иванцева - заместитель министра - начальник управления об-
Ирина Александровна щего образования министерства образования края,
к.с.н., председатель совета
Наливайко - заведующая кафедрой педагогики и психологии
Татьяна Евгеньевна ФГОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государствен-
(по согласованию) ный технический университет", д.п.н., замести-
тель председателя совета
Асеева - доцент кафедры педагогики и психологии КГОУ ДПО
Елена Ивановна (повышения квалификации специалистов) "Хабаров-
ский краевой институт переподготовки и повыше-
ния квалификации педагогических кадров",
к.п.н., секретарь совета
Члены совета:
Антюхова - заместитель начальника управления общего обра-
Валентина Алексеевна зования министерства образования края, к.п.н.
Байков - проректор по науке ФГОУ ВПО "Дальневосточная
Николай Михайлович академия государственной службы", д.с.н., про-
(по согласованию) фессор
Бакалэ - директор МОУ "Экономическая гимназия"
Кристина Геннадьевна г. Хабаровска
(по согласованию)
Веревкина - проректор по научно-исследовательской работе
Татьяна Анатольевна КГОУ ДПО (повышения квалификации специалистов)
"Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации педагогических кадров",
к.п.н.
Давиденко - заведующая кафедрой педагогики ФГОУ ВПО
Валентина Александровна "Дальневосточный государственный гуманитарный
университет", к.п.н.
Денисова - директор Дальневосточного филиала института со-
Елена Александровна держания и методов обучения Российской Академии
образования, заведующая кафедрой развития обра-
зовательных систем КГОУ ДПО (повышения квалифи-
кации специалистов) "Хабаровский краевой инсти-
тут переподготовки и повышения квалификации пе-
дагогических кадров", к.ф.н.
Долгушина - директор МУ ДОВ "Научно-методический информа-
Екатерина Павловна ционный центр" г. Хабаровска
(по согласованию)
Лисаковская - заместитель директора по учебно-воспитательной
Надежда Геннадьевна работе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся
(по согласованию) без попечения родителей "Детский дом N 8"
г. Хабаровска
Логинова - начальник отдела аттестации и оценки качества
Лариса Юрьевна министерства образования края
Москвин - заместитель начальника управления профессиона-
Виктор Геннадьевич льного образования министерства образования
края, к.п.н.
Никитина - заместитель начальника управления образования
Нелля Матвеевна Комсомольского муниципального района
(по согласованию)
Панарина - директор института психологии и управления ФГОУ
Светлана Павловна ВПО "Дальневосточный государственный гуманитар-
(по согласованию) ный университет", к.п.н.
Положение
о научно-исследовательской работе в системе общего образования Хабаровского края
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации научно-исследовательской работы {далее - НИР) в системе общего образования Хабаровского края в целях: научно-обоснованного# определения политики, нормативно-правового регулирования, решения конкретных образовательных проблем в сфере общего образования; развития инновационной деятельности; создания и апробации образовательных концепций, технологий, методик, мониторинга их результативности; разработки механизмов внедрения продуктов научно-исследовательской деятельности в практику работы образовательных учреждений с учетом их педагогической целесообразности, организационно-методического обеспечения.
1.2. Заказчиком НИР в системе общего образования Хабаровского края выступает министерство образования края, которое ежегодно в январе определяет основные направления, тематику научных исследований.
1.3. Научные исследования проводятся на основе торгов в форме открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение НИР в системе общего образования Хабаровского края.
1.4. В торгах могут принимать участие юридические лица (научно-исследовательские институты, высшие и средние профессиональные учебные заведения, учебные заведения дополнительного профессионального образования, образовательные учреждения системы общего образования и др. (далее - Учреждение)), физические лица (индивидуальные предприниматели), отвечающие условиям конкурса.
1.5. На базе Учреждений, выигравших конкурс, для проведения НИР создаются научно-исследовательские лаборатории (далее - НИЛ) или временные научно-исследовательские коллективы (далее - ВНИК), возглавляемые научным руководителем.
1.6. Научный руководитель НИЛ (ВНИК) утверждается руководителем Учреждения, подотчетен министерству образования края и наделяется правом:
1.6.1. Формировать состав членов НИЛ (ВНИК).
1.6.2. Участвовать в разработке задания министерства образования на выполнение НИР.
1.6.3. Планировать использование выделенных финансовых средств в соответствии с утвержденной сметой.
1.6.4. Планировать деятельность НИЛ (ВНИК), организацию работы по выполнению НИР.
1.6.5. Вносить предложения по вознаграждению членов НИЛ, ВНИК за выполнение НИР.
1.6.6. Готовить отчетную документацию, оформлять итоговые результаты НИР.
1.7. Состав НИЛ (ВНИК), порядок распределения вознаграждения за выполнение НИР оформляются протоколами заседаний НИЛ (ВНИК).
1.8. Научный руководитель НИЛ (ВНИК) несет персональную ответственность за сроки, качество выполнения НИР, рациональное использование материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.
1.9. Координацию НИР в системе общего образования края осуществляет краевой совет по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края (далее - КСУ). Состав, Положение о КСУ утверждаются приказом министерства образования края.
1.10. КСУ в части управления НИР:
1.10.1. Организует мониторинг инновационных процессов, анализирует их роль в развитии системы общего образования.
1.10.2. Вносит предложения министерству образования края по приоритетным направлениям, тематике научных исследований.
1.10.3. Участвует в разработке заданий министерства образования на выполнение НИР.
1.10.4. Осуществляет контроль за процессом выполнения НИР.
1.10.5. Организует экспертизу результатов, прием и оценку качества выполнения НИР.
1.10.6. Разрабатывает механизм использования результатов НИР.
1.10.7. Информирует педагогическую общественность о проведении научных исследований.
1.10.8. Вносит предложения министерству образования края о финансировании программ научных исследований.
1.10.9. В случае положительной оценки результатов НИР по согласованию с министерством образования организует их внедрение в образовательных учреждениях# края.
2. Порядок организации НИР
2.1. Основным правовым и финансовым документом, регулирующим отношения министерства образования края и Учреждений, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) (далее - Исполнитель) является государственный контракт на выполнение НИР.
2.2. Неотъемлемой частью государственного контракта являются:
2.2.1. Задание министерства образования на выполнение НИР, определяющее тему, виды (содержание), сроки выполнения НИР, требования, предъявляемые к НИР, результаты НИР, порядок приемки выполненных НИР, состав отчетной документации, требования, предъявляемые к ней, область практического использования и применения результатов выполненных НИР (далее - Задание).
2.2.2. Смета на выполнение НИР.
2.3. Подготовку проекта государственного контракта и приложений к нему в двух экземплярах осуществляют отдел организации государственных закупок КГОУ ДОВ "Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям" и представитель управления общего образования министерства образования края. В разработке проекта Задания принимает участие КСУ.
2.4. Государственный контракт на выполнение НИР подписывается министром образования края и Исполнителем.
2.4.1. При участии соисполнителей из разных Учреждений порядок заключения государственного контракта на выполнение НИР аналогичен порядку, установленному при заключении государственного контракта с одним Исполнителем.
2.5. Смета на выполнение НИР утверждается министром образования края и согласовывается с Исполнителем.
3. Порядок выполнения и приемки НИР
3.1. Порядок выполнения НИР по государственному контракту определяется Заданием на выполнение НИР.
3.2. НИР должна быть выполнена в соответствии с требованиями Задания и в сроки, предусмотренные государственным контрактом.
3.3. В порядке контроля за ходом и качеством выполнения НИР, по требованию министерства образования края, Исполнитель представляет необходимую документацию, относящуюся к НИР, и создает условия для проверки хода выполнения и расходов на проведение НИР.
3.4. Перечень научной и иной документации, подлежащей оформлению и сдаче при завершении НИР, определяется Заданием на выполнение НИР.
3.5. После завершения НИР Исполнитель представляет в министерство образования края отчетную документацию, содержащую:
3.5.1. Список членов НИЛ (ВНИК).
3.5.2. Документацию и материалы, определенные Заданием на выполнение НИР.
3.5.3. Описание проведенной НИР.
3.5.4. Опубликованные материалы по теме научного исследования.
3.5.5. Предложения министерству образования края по внедрению результатов НИР.
3.5.6. Отчет об использовании финансовых средств на выполнение НИР.
3.6. Приемка результатов НИР (этапа НИР) осуществляется в порядке, предусмотренном государственным контрактом.
3.7. Научные отчеты, аналитические записки, продукты НИР, выполненные Исполнителем по заданию министерства образования края, являются интеллектуальной собственностью последнего.
3.8. В течение месяца с момента предоставления Исполнителем отчетной документации КСУ организует проведение экспертизы результатов выполнения НИР, представленной отчетной документации на соответствие требованиям и условиям государственного контракта, Задания на выполнение НИР.
3.9. По решению КСУ к экспертизе представленных материалов по итогам выполнения НИР привлекаются специалисты министерства образования края, других министерств и ведомств, муниципальных органов управления образованием, краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научных учреждений, педагогические и руководящие работники учреждений общего и профессионального образования, других организаций с учетом тематики научных исследований.
3.10. Экспертиза материалов может оплачиваться за счет средств, выделенных на выполнение НИР.
3.11. По итогам экспертизы результатов выполнения НИР и отчетной документации составляется экспертное заключение о выполнении или ненадлежащем выполнении НИР, которое утверждается на заседании КСУ и подписывается председателем КСУ.
3.12. На основании экспертного заключения КСУ подписывается акт приемки выполненных НИР или мотивированный отказ от его подписания.
3.13. Подписанный акт приемки выполненных работ оформляет и удостоверяет факт принятия министерством образования края результатов НИР (этапа НИР) и является основанием для оплаты выполненных НИР.
3.14. В случае мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ Исполнитель обязан без дополнительного вознаграждения устранить замечания в срок, определенный министерством образования края.
3.15. После подписания акта приемки выполненных НИР КСУ вносит предложения министерству образования края по тиражированию продуктов НИР, механизмам внедрения результатов исследования в практику работы образовательных учреждений
3.16. Отчетная документация Исполнителя на бумажном и электронном носителях передается для обработки и инвентаризации на кафедру развития образовательных систем Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
4. Финансирование НИР
4.1. Стоимость, порядок и условия финансирования НИР, проводимой Исполнителем, определяются государственным контрактом, заключенным между министерством образования края и Исполнителем по результатам торгов в форме открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение НИР в системе общего образования Хабаровского края.
4.2. Основанием для оплаты НИР являются смета расходов, подписанный акт приемки выполненных НИР.
Положение
о краевой экспериментальной площадке в системе общего образования Хабаровского края
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок и условия присвоения министерством образования Хабаровского края статуса краевой экспериментальной площадки образовательному учреждению системы общего образования края, осуществляющему деятельность по обновлению содержания, методов, форм организации образовательного процесса, созданию адекватных им систем управления, а также по другим направлениям, предусмотренным региональными программами развития, иными нормативными актами, определяющими приоритеты государственной политики в области общего образования.
2. Краевая экспериментальная площадка
2.1. Краевой экспериментальной площадкой министерства образования Хабаровского края (далее - КЭП) может# быть образовательное учреждение системы общего образования края (группа образовательных учреждений), его структурные подразделения. Распределение обязанностей между несколькими учреждениями, вошедшими в состав КЭП, строится на договорной основе.
2.2. КЭП может быть поисковой, инновационной, внедренческой.
2.2.1. Поисковая КЭП проводит поисковые эксперименты с целью разработки новых подходов и путей решения актуальных проблем модернизации общего образования.
2.2.2. Инновационная КЭП реализует инновационные проекты и программы, разработанные по приоритетным направлениям опытно-экспериментальной деятельности в системе общего образования края.
2.2.3. На базе внедренческой КЭП организуется распространение положительного опыта инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, обучение педагогов и руководителей образовательных учреждений.
2.3. Статус КЭП может быть присвоен субъектам опытно-экспериментальной деятельности, разработавшим в инициативном порядке экспериментальные проекты и программы или участвующим в содержательном исполнении экспериментальных проектов и программ, разработанных или организованных министерством образования края.
2.4. С целью обеспечения оптимальных организационных условий реализации программы и плана опытно-экспериментальной деятельности в структуре управления КЭП может быть предусмотрено создание временных творческих коллективов, советов, научно-методических объединений.
3. Управление КЭП
3.1. Вопросы координации опытно-экспериментальной работы, деятельности КЭП возлагаются на краевой совет по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края (далее - КСУ). Состав, положение о КСУ утверждаются приказом министерства образования края.
3.2. КСУ в части управления опытно-экспериментальной работой (далее - ОЭР):
3.2.1. Вносит предложения министерству образования края по приоритетным направлениям, тематике ОЭР.
3.2.2. Осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса КЭП.
3.2.3. Вносит предложения министерству образования края о присвоении, пролонгации, снятии статуса КЭП.
3.2.4. Организует мониторинг ОЭР.
3.2.5. Проводит анализ ежегодных отчетов, экспертизу результатов, продуктов деятельности КЭП.
3.2.6. Определяет цели и задачи, методы и формы проведения экспертизы ОЭР, критерии экспертных оценок.
3.2.7. Разрабатывает механизмы, технологии использования, внедрения результатов ОЭР.
3.2.8. Информирует педагогическую общественность о проводимых экспериментах.
3.2.9. Готовит предложения министерству образования края о финансировании экспериментов.
3.2.10. В случае положительной оценки результатов деятельности КЭП, по согласованию с министерством образования края, организует их внедрение в образовательных учреждениях.
3.3. Присвоение, пролонгация статуса КЭП, оценка результатов деятельности КЭП, минуя КСУ, не допускаются.
3.4. По решению КСУ к экспертизе заявок образовательных учреждений на присвоение, пролонгацию статуса КЭП, оценке результатов, продуктов деятельности КЭП привлекаются специалисты министерства образования края, муниципальных органов управления образованием, других министерств и ведомств, Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научных и других учреждений и организаций, педагогические и руководящие работники образовательных учреждений с учетом межотраслевого характера ОЭР.
3.5. Для непосредственного управления деятельностью КЭП в образовательных учреждениях, получивших статус КЭП, создается совет по руководству КЭП (далее - Совет). В состав Совета входят авторы экспериментальных программ и проектов, представители органов управления образованием, педагоги и другие заинтересованные лица. Состав Совета, положение о Совете утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения.
3.6. Управление общего образования министерства образования края, муниципальные органы управления образованием могут создавать условия, необходимые для реализации проектов и программ эксперимента, а также принимать участие в его организации и проведении.
4. Порядок присвоения и снятия статуса КЭП
4.1. Направления ОЭР, конкурс образовательных учреждений на присвоение статуса КЭП на очередной год определяются министерством образования края и доводятся до сведения заинтересованных лиц не позднее сентября года, предшествующего году начала реализации эксперимента.
4.2. Для присвоения статуса КЭП образовательное учреждение обращается в министерство образования края с письменной заявкой до 30 октября года, предшествующего проведению эксперимента.
4.2.1. Заявка оформляется на официальном бланке, подписывается руководителем и заверяется печатью образовательного учреждения.
4.2.2. Заявка должна содержать:
4.2.2.1. Наименование, место нахождения образовательного учреждения (юридический и фактический адрес, контактные телефоны, E-mail).
4.2.2.2. Изложение сути эксперимента, обоснование его значимости для развития системы общего образования Хабаровского края.
4.2.2.3. Тему, состав участников эксперимента, предложения по кандидатуре научного руководителя и руководителя КЭП, которые несут ответственность за эффективную организацию и выполнение ОЭР, своевременное оформление и представление полученных результатов в ходе реализации эксперимента.
4.2.2.4. Программу эксперимента (основные идеи, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента).
4.2.2.5. Календарный план проведения эксперимента по этапам с указанием сроков, перечня конечной продукции и результатов.
4.2.2.6. Предложения по возможному распространению результатов по окончании эксперимента.
4.2.2.7. Информационную справку о научном, кадровом, экономическом и материально-техническом обеспечении эксперимента, а также результатах образовательной деятельности учреждения в части, касающейся темы эксперимента.
4.2.2.8. Заявка может содержать обоснование необходимости целевого финансирования эксперимента, его объемов, источников, иные документы на усмотрение образовательного учреждения.
4.2.3. Необходимым условием для рассмотрения заявки и утверждения программы эксперимента является ее предварительное обсуждение и принятие на совете образовательного учреждения или педагогическом совете в зависимости от характера планируемого исследования.
4.3. Экспертная оценка заявок образовательных учреждений в рамках конкурса образовательных учреждений на присвоение статуса КЭП осуществляется КСУ в течение января года, в котором проводится эксперимент.
4.4. На основании результатов экспертизы КСУ осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса КЭП и вносит предложение министерству образования края о присвоения статуса КЭП образовательному учреждению.
4.5. Приказом министерства образования края образовательному учреждению-соискателю присваивается статус КЭП, утверждаются тема, время проведения эксперимента (на срок не более трех лет).
4.5.1. Образовательному учреждению выдается свидетельство о присвоении статуса КЭП.
4.5.2. Между министерством образования края и образовательным учреждением заключается договор о проведении эксперимента.
4.6. КЭП прекращает свою деятельность после завершения проведения эксперимента в установленный срок.
4.7. Досрочное снятие статуса КЭП осуществляется приказом министерства образования края на основании заключения КСУ в случаях:
4.7.1. Ненадлежащего исполнения КЭП принятых на себя обязательств, невыполнения программы и плана эксперимента.
4.7.2. Получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения эксперимента.
4.7.3. Нарушения законодательства, сроков представления отчетности, финансово-хозяйственной дисциплины.
5. Права и обязанности образовательного учреждения, имеющего статус КЭП
5.1. КЭП осуществляет свою деятельность на основании договора, в соответствии с заявленной программой эксперимента, прошедшей экспертизу и утвержденной КСУ.
5.2. Образовательное учреждение, получившее статус КЭП, для реализации утвержденной программы имеет право:
5.2.1. Вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств обучения и воспитания; организацию образовательного процесса; формы подготовки и переподготовки педагогических кадров; систему управления образовательным учреждением.
5.2.2. Обращаться в КСУ за информацией, разъяснениями по вопросам, связанным с проведением эксперимента.
5.3. Указанные изменения осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации программы эксперимента и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, Хабаровского края, наносить ущерб здоровью, а также качеству подготовки обучающихся, ограничивать права участников образовательного процесса.
5.4. После присвоения образовательному учреждению статуса КЭП изменения в программу эксперимента (тема, объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотезы, методы, сроки, этапы, критерии оценки ожидаемых результатов и т.п.) вносятся только после их согласования с КСУ.
5.5. КЭП обязана:
5.5.1. Реализовать утвержденную программу эксперимента в установленные сроки.
5.5.2. Обеспечить в рамках эксперимента уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований государственных образовательных стандартов образования.
5.5.3. Сдавать своевременно отчетные материалы в соответствии с календарным планом проведения эксперимента по этапам.
5.5.4. Обеспечить научно-методическую подготовку внедрения результатов эксперимента в массовую практику.
5.5.5. Информировать своевременно КСУ о возникших проблемах, препятствующих реализации эксперимента и выполнению календарного плана работы.
6. Порядок проведения экспертизы заявок образовательных учреждений
на присвоение статуса КЭП
6.1. Экспертная оценка заявок образовательных учреждений на присвоение статуса КЭП (подаются до 30 октября года, предшествующего проведению эксперимента) проводится КСУ в течение трех месяцев с момента их подачи.
6.2. Экспертиза заявок проводится в три этапа:
6.2.1. Первый этап - принятие письменной заявки образовательного учреждения на основе первичной оценки предоставленных документов (принимаются решения о допуске к экспертизе и приглашении к участию во втором этапе).
6.2.2. Второй этап - выработка совместно с образовательным учреждением методики проведения экспертизы, уточнение материалов, необходимых для проведения экспертизы согласно принятой методике, определение состава экспертной группы (при необходимости с выездом на место).
6.2.3. Третий этап - проведение окончательной экспертизы и оформление экспертного заключения по каждому образовательному учреждению.
О принятых решениях, соответствующих каждому этапу, КСУ информирует образовательное учреждение.
6.3. Для оценки заявок образовательных учреждений КСУ создаются экспертные группы. Количество экспертных групп определяется с учетом поданных заявок. Состав экспертных групп определяется содержанием предлагаемых к экспертизе материалов, ориентировочным объемом экспертных работ и согласуется с образовательными учреждениями.
6.3.1. Экспертная группа самостоятельно определяет способ проведения экспертизы материалов и необходимость привлечения для ее проведения сторонних специалистов.
6.4. По результатам третьего (заключительного) этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение по каждому образовательному учреждению. Заключение, составленное в срок не более двух месяцев со дня решения КСУ о проведении экспертизы заявки, подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения тех, кто не согласен с данным заключением, и является основанием для выбора КСУ образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса КЭП.
6.5. В случае отрицательного заключения экспертной группы образовательное учреждение может подать заявку в министерство образования края повторно не ранее, чем через год.
6.6. На основании заключений экспертных групп КСУ в течение января проводит выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса КЭП и вносит предложения министерству образования края о возможности присвоения статуса КЭП образовательному учреждению с обоснованием целесообразности проведения эксперимента, а также (в случае необходимости) кадровом, научном, организационном, материально-техническом, правовом и финансовом обеспечении проведения эксперимента.
6.7. Решение о возможности присвоения образовательному учреждению статуса КЭП принимается на заседании КСУ. В заседании КСУ могут принимать участие представители образовательных учреждений.
6.8. При выборе соискателей на присвоение статуса КЭП КСУ исходит из того, что минимальными необходимыми условиями, позволяющими образовательному учреждению принять участие в эксперименте, являются:
6.8.1. Общественная активность педагогов образовательного учреждения, имеющих опыт поисковой, экспериментальной работы.
6.8.2. Научная обеспеченность эксперимента в виде реально действующей кооперации между учеными и практиками, работающими по заявленной теме.
6.8.3. Соответствие условий эксперимента требованиям охраны здоровья его участников.
6.8.4. Понимание субъектами эксперимента его сути, а также их готовность и способность к организации и развертыванию эксперимента.
6.9. В обосновании КСУ целесообразности проведения эксперимента в образовательном учреждении должны найти отражение следующие положения:
6.9.1. Соответствие темы эксперимента направлениям опытно-экспериментальной деятельности, определенным министерством образования края.
6.9.2. Реальность выполнения программы, календарного плана проведения эксперимента.
6.9.3. Возможность распространения результатов по окончании эксперимента.
6.9.4. Соответствие структуры и содержания эксперимента, предъявляемым требованиям.
6.9.5. Значимость эксперимента для развития краевой системы общего образования на основе анализа прогнозируемых результатов его реализации.
6.9.6. Выводы о том, является ли проект эксперимента использованием уже имеющегося в образовании опыта или предполагает получение совершенно новых, требующих эксперимента, результатов.
6.10. На основании решения КСУ в течение месяца приказом министерства образования края образовательным учреждениям присваивается статус КЭП. В случае необходимости издается совместный приказ министерства образования с другими министерствами края (культуры, здравоохранения и др.) о проведении эксперимента.
6.11. В случае пролонгации статуса КЭП образовательное учреждение подает до 1 января в министерство образования края заявку на пролонгацию.
6.12. Заявка оформляется на официальном бланке, подписывается руководителем и заверяется печатью образовательного учреждения.
6.12.1. Заявка должна содержать:
6.12.1.1. Обоснование необходимости пролонгации статуса КЭП.
6.12.1.2. Отчет о выполнении программы эксперимента за прошедший период.
6.12.1.3. Программу пролонгации эксперимента (при ее изменении).
6.12.1.4. Иные документы на усмотрение образовательного учреждения.
6.13. КСУ в течение января рассматривает заявку на своем заседании и вносит предложение министерству образования края о возможности пролонгации статуса КЭП образовательному учреждению.
6.13.1. При необходимости могут создаваться экспертные группы по экспертизе поданных материалов.
6.13.2. О принятом решении КСУ информирует образовательное учреждение.
6.14. На основании решения КСУ в течение месяца издается приказ министерства образования края о пролонгации образовательному учреждению статуса КЭП.
6.15. Приказ министерства образования края о присвоении, пролонгации статуса КЭП образовательным учреждениям принимается министерством образования края ежегодно.
7. Порядок проведения мониторинга и экспертизы результатов деятельности КЭП
7.1. КСУ организует проведение мониторинга экспериментальной деятельности КЭП через предоставление письменных отчетов, заслушивание отчетов научных руководителей и руководителей КЭП на заседаниях КСУ, экспертизу результатов, продуктов ОЭР, анализ деятельности образовательных учреждений по выполнению программы эксперимента с выездом на место (при необходимости).
7.2. Образовательное учреждение, имеющее статус КЭП, отчитывается перед КСУ в соответствии с календарным планом проведения эксперимента, но не реже одного раза в год.
7.2.1. Письменные отчеты образовательного учреждения о выполнении программы эксперимента в форме доклада, финансовые отчеты (в случае финансирования программы эксперимента за счет средств краевого бюджета) за год направляются в министерство образования края до 15 декабря. Завершающий отчет должен также содержать и продукты ОЭР.
7.3. Для анализа отчетов образовательных учреждений, экспертизы продуктов ОЭР КСУ создает экспертные группы. Состав экспертных групп определяется объемом, содержанием, предлагаемых к экспертизе материалов, и согласуется с образовательными учреждениями.
7.3.1. Экспертная группа самостоятельно определяет способ проведения экспертизы материалов и необходимость привлечения для ее проведения сторонних специалистов.
7.4. По результатам экспертизы, проведенной в течение месяца со дня поступления отчетов, экспертной группой оформляется заключение по каждому образовательному учреждению.
7.4.1. Заключение подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения тех, кто не согласен с данным заключением, и является основанием для принятия КСУ решения о выполнении образовательным учреждением программы эксперимента, дальнейшем продолжении или прекращении деятельности КЭП.
7.5. На основании заключений экспертных групп КСУ в течение января принимает на своем заседании решение об окончании эксперимента, возможности дальнейшего продолжения или прекращении деятельности КЭП, а также (в случае необходимости) вносит предложение министерству образования края о кадровом, научном, организационном, материально-техническом, правовом и финансовом обеспечении дальнейшего проведения эксперимента.
7.5.1. В заседании КСУ могут принимать участие представители образовательных учреждений.
7.6. Решение КСУ может быть обжаловано в министерстве образования края. При этом, в случае необходимости, КСУ может назначить повторную экспертизу.
7.7. Решение КСУ служит основанием для принятия в течение месяца приказа министерства образования края о продолжении или прекращении деятельности КЭП.
7.8. В случае положительной оценки результатов деятельности КЭП КСУ:
7.8.1. Представляет их широкой педагогической общественности через презентацию и публикацию в краевых образовательных журналах.
7.8.2. Рекомендует к использованию в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
7.8.3. Разрабатывает механизм и организует их внедрение (по согласованию с министерством образования края) в образовательных учреждениях.
7.9. На все материалы, предоставляемые в КСУ, распространяются авторские права.
7.10. Финансирование работы по организации экспертизы осуществляется (при необходимости) за счет бюджетных и внебюджетных средств на договорной основе.
8. Финансирование деятельности КЭП
8.1. Присвоение статуса КЭП не влечет за собой финансовых обязательств со стороны министерства образования Хабаровского края.
8.1.1. Вопрос о финансировании может быть рассмотрен в договорном порядке.
8.2. Финансирование программы эксперимента может осуществляться за счет средств:
8.2.1. Выделяемых министерством образования края на научно-исследовательскую работу.
8.2.2. Выделяемых другими министерствами, ведомствами, организациями, органами местного самоуправления.
8.2.3. Поступающих или получаемых доходов от предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с его уставом платных дополнительных образовательных услуг.
8.3. В случае выделения средств из краевого бюджета финансирование КЭП осуществляется в соответствии с утверждаемой на год сметой расходов на проведение эксперимента.
8.4. В целях стимулирования деятельности педагогических работников, участвующих в проведении эксперимента, образовательное учреждение, имеющее статус КЭП, в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Положение
о педагоге-исследователе
(утв. приказом Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185)
1. Общие положения
1.1. Статус педагога-исследователя присваивается с целью: стимулирования научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, профессионального роста педагогов; выявления талантливых, творчески работающих педагогов и их поддержки; публичного признания вклада педагогов в развитие системы общего образования Хабаровского края; формирования позитивного социального и профессионального имиджа современного педагога; обобщения и распространения инновационного педагогического опыта.
2. Педагог-исследователь
2.1. Статус педагога-исследователя присваивается педагогам образовательных учреждений системы общего образования края, принимающим активное участие в разработке, апробации и внедрении нового содержания, методов, форм организации образовательного процесса, а также осуществляющим инициативные индивидуальные исследования или участвующим в коллективных исследованиях по приоритетным направлениям развития системы общего образования края, имеющим стаж педагогической работы не менее пяти лет.
2.2. Статус педагога-исследователя присваивается приказом министерства образования края.
2.3. Педагогу, удостоенному статуса педагога-исследователя, вручается удостоверение, сведения о нем заносятся в краевой банк данных.
2.4. Результаты деятельности педагога-исследователя учитываются при его аттестации на более высокую категорию.
2.5. При необходимости на основании данного положения в образовательном учреждении разрабатываются локальные положения, определяющие содержательную и процессуальную стороны деятельности педагога-исследователя.
2.6. Педагог-исследователь в обязательном порядке привлекается к работе краевых экспериментальных площадок, временных научно-исследовательских коллективов, осуществляющих опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую работу по заказу министерства образования Хабаровского края, а также может привлекаться в качестве эксперта для оценки значимости для образовательных учреждений продуктов научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, к проведению учебных занятий в рамках курсовой переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников на базе КГОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров".
3. Порядок присвоения статуса
3.1. Претендент на присвоение статуса педагога-исследователя направляет до 1 января в министерство образования края следующие материалы:
3.1.1. Ходатайство (представление) администрации образовательного учреждения, согласованное с муниципальным органом управления образованием.
3.1.2. Обоснование ходатайства (подтверждение исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в течение последних трех лет).
3.1.3. Анкету (Ф.И.О.; год рождения; наименование, место нахождения образовательного учреждения (юридический и фактический адрес, контактные телефоны, E-mail).
общий стаж работы, в том числе педагогический, работы в данном учреждении).
3.1.4. Концепцию и программу педагогического исследования.
3.1.5. Информацию о результатах, в том числе промежуточных, педагогического исследования.
3.1.6. Описание результатов по руководству проектно-исследовательской работой учащихся.
3.1.7. Учебно-методические материалы, в которых нашли отражение результаты исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагога.
3.1.8. Дополнительные материалы (видеозаписи, статьи, выступления на научно-практических конференциях, выставках-форумах по исследуемой проблеме, другие).
3.1.9. Информацию об участии в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
3.1.10. Информацию об участии в работе временного научно-исследовательского коллектива, краевой экспериментальной площадки.
3.2. Выдвижение кандидатур на присвоение статуса педагога-исследователя осуществляет краевой совет по управлению научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой в системе общего образования Хабаровского края (далее - КСУ). Состав, положение о КСУ утверждаются приказом министерства образования края.
3.3. Для экспертизы материалов, предоставленных претендентом на присвоение статуса педагога-исследователя, председатель КСУ назначает экспертов (не менее двух) и определяет сроки проведения экспертизы.
3.4. По итогам экспертизы оформляется экспертное заключение, подписанное всеми экспертами.
3.5. На основании положительных экспертных заключений КСУ в течение января формирует список педагогов - претендентов на присвоение статуса педагога-исследователя и вносит предложение министерству образования края о возможности присвоения им статуса.
3.6. Решение о возможности присвоения педагогу статуса педагога-исследователя принимается на заседании КСУ.
3.6.1. Педагоги - претенденты на статус могут принимать участие в заседании КСУ.
3.7. При выдвижении кандидатуры педагога на присвоение статуса педагога-исследователя КСУ руководствуется следующими критериями:
3.7.1. Общественная активность педагога, наличие у него опыта проведения исследовательской, экспериментальной работы.
3.7.2. Актуальность и новизна исследования.
3.7.3. Учет достижений педагогической науки и практики по проблеме исследования.
3.7.4. Цели и задачи исследования.
3.7.5. Методы исследования.
3.7.6. Ожидаемые результаты, продукты исследования.
3.7.7. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования для системы общего образования муниципального района (городского округа), края.
3.7.8. Механизм, прогнозируемые результаты внедрения продуктов исследования в практику образовательных учреждений.
3.7.9. Методическое обеспечение программы исследования.
3.7.10. Привлечение учащихся, воспитанников к участию в реализации программы исследования.
4. На основании решения КСУ в течение месяца приказом министерства образования края педагогам присваивается статус педагога-исследователя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Хабаровского края от 5 марта 2007 г. N 185 "О совершенствовании научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы в системе общего образования края"
Текст приказа официально опубликован не был