Заслушав и обсудив доклад начальника отдела воспитания и дополнительного образования управления общего образования министерства образования края совет отмечает, что в крае возникли объективные причины активизации процессов интеграции в образовании, обращении# к этому методу как способу решения вопросов непрерывности и повышения качества образования, сохранения системы дополнительного образования детей, решения вопросов профильной и предпрофильной подготовки школьников, как к инструменту реализации государственного минимума социальных услуг по воспитанию.
Интеграция общего и дополнительного образования в рамках общеобразовательного учреждения - это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образовательных программ.
В 16 территориях края предпрофильная подготовка учащихся осуществляется через сетевую модель, в 13 территориях края в данную сеть включены 28 (38 %) учреждений дополнительного образования детей. Основной формой интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей является проведение практико-ориентированных элективных курсов. Этим процессом охвачено около 1500 старшеклассников более 40 (9 %) общеобразовательных учреждений края.
Основной функцией дополнительного образования является создание эффективной образовательной среды, расширение возможностей базового образования. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает в профессиональном самоопределении школьников, способствует расширению предметных областей. В 74 учреждениях дополнительного образования детей заняты 48,2 % школьников (2005 г. - 45,9 %). Расширяется количество общеобразовательных учреждений, работающих в режиме "Школы полного дня".
В образовательных учреждениях края развивается детское самоуправление, музейная, проектная и исследовательская деятельность школьников. В крае создано 43 детских общественных организации, в т.ч. 28 в учреждениях дополнительного образования детей, 159 музеев и музейных комнат. В практику вошло проведение конкурсов: социальных проектов "Я - гражданин России", "Самый классный классный", школьных музеев, летних оздоровительных программ, моделей ученического самоуправления.
Однако в крае есть определенные трудности, сдерживающие процессы интеграции общего и дополнительного образования детей.
Процесс интеграции общего и дополнительного образования не подкреплен в достаточной мере программно-методическим, кадровым, материально-техническим обеспечением. Еще не создан действенный механизм взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, не разработан широкий спектр программ элективных курсов.
В крае отсутствует обобщение опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования. Не в должной мере включились в этот процесс методические службы муниципальных районов, краевые учреждения дополнительного образования детей, ХК ИППК ПК.
По-прежнему остаются проблемными вопросы вовлечения учащихся в проектную и общественно-значимую# деятельность. Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса общего и дополнительного образования. Совершенствования требует организация управления этим процессом.
На основании вышеизложенного совет решил:
1. Определить приоритетным в деятельности министерства образования края, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей создание условий для обеспечения качества, повышения воспитательной функции образования, статуса и значимости дополнительного образования детей через активное внедрение и развитие интеграции общего и дополнительного образования.
2. Отделу воспитания и дополнительного образования управления общего образования министерства образования края (Воронина В.П.):
2.1. Разработать совместно с краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров во втором полугодии 2007 года методические рекомендации "Теоретические основы разработки образовательных программ на основе интеграции содержания общего и дополнительного образования детей";
2.2. Организовать проведение в октябре 2008 года круглого стола по теме "Интеграция общего и дополнительного образования как ресурс создания единого воспитательного пространства".
3. Отделу образовательных программ (Хлебникова В.Г.):
Нумерация приводится в соответствии с источником
2.1. Изучить в 2007 году возможность создания базовых общеобразовательных школ по интеграции общего и дополнительного образования в организации профильного обучения старшеклассников.
4. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
4.1. Разработать в IV квартале 2007 года программу повышения квалификации педагогов по проблеме: "Интеграция общего и дополнительного образования детей".
4.2. Организовать в 2008 году краткосрочные курсы обучения педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей по проблеме "Интеграция общего и дополнительного образования детей".
4.3. Продолжить изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений по теме "Интеграция общего и дополнительного образования детей".
4.4. Совместно с краевым центром детско-юношеского туризма и экскурсий разработать в 2008 году программу и организовать курсы для педагогов дополнительного образования детей по экологической направленности.
5. Хабаровскому краевому центру детско-юношеского туризма и экскурсий (Ермаков В.В.), краевому центру технического творчества (Макуха В.Ф.):
5.1. Продолжить работу по разработке элективных курсов для профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, активнее проводить информационную, презентационную работу с учащимися.
5.2. Разработать до 1 сентября 2007 года механизм сетевого взаимодействия со школами по своему направлению.
6. Хабаровскому краевому центру детско-юношеского туризма и экскурсий (Ермаков В.В.)
6.1. Создать в 2007 году на базе краевого центра детско-юношеского туризма и экскурсий краевую очно-заочную школу юных краеведов-исследователей.
6.2. Обобщить до 01 сентября 2008 года опыт работы профильного класса по краеведению в МОУ СОШ N 19 г. Хабаровска.
6.3. В декабре 2007 года в министерство образования края представить информацию о развитии форм интеграции общего и дополнительного образования по экологическому направлению в общеобразовательных учреждениях края.
6.4. Изучить до 01 декабря 2007 года возможность организации в 2008 году дистанционного обучения учащихся краевой очно-заочной экологической школы.
7. Краевому центру технического творчества (Макуха В.Ф.):
7.1. Создать совместно с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, в 2008 году опорные пункты для консультирования педагогов и школьников края по программированию.
8. Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования:
8.1. В III квартале 2007 года провести заседание отдела (управления) по вопросу "Интеграция общего и дополнительного образования: опыт, проблемы, пути развития", разработать комплекс мер, способствующих развитию процессов интеграции общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях района.
8.2. В сентябре 2007 года (собеседование) предоставить информацию об эффективности существующих в районе (городе) форм интеграции общего и дополнительного образования.
8.3. До 10.09.2007 года разработать и направить в министерство образования края план мероприятий по реализации государственного стандарта минимума социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
8.4. Изучить возможность создания в общеобразовательных учреждениях "Школы полного дня", блоков дополнительного образования детей. Активизировать использование в общеобразовательных учреждениях интегрированных форм обучения и воспитания: предметных недель, конференций, защиты проектов, выставок, ярмарок, деловых и ролевых игр, акций, экскурсий, и др.
8.5. Обеспечить участие школьников в очных и заочных мероприятиях краевых очно-заочных экологической и физико-математической школ.
8.6. Разработать проекты договоров о сотрудничестве между руководителями школ и учреждений дополнительного образования детей в организации элективных курсов школьников.
8.7. Активизировать подписку на журнал "ЭГБО", "МИФ", "МИФ-1", "Управление в образовании" для библиотек образовательных учреждений края.
8.8. Проанализировать программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей, и привести их в соответствие с Примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо министерства образования РФ от 11.12.06 г. N 06-1844).
9. Директору Хабаровского краевого педагогического колледжа (Гостев Г.М.):
9.1. Изучить возможность открытия дополнительных специализаций по направлениям дополнительного образования детей: художественно-эстетического, музыкального, эколого-биологического, технического, спортивного, туристско-краеведческого и т.п.
Председатель совета |
И.А. Иванцева |
Секретарь совета |
М.А. Храмова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение совета Управления общего образования Министерства образования Хабаровского края от 14 марта 2007 г. N 2-а "Об интеграции общего и дополнительного образования в рамках общеобразовательной школы"
Текст решения официально опубликован не был