Федеральный проект "Информатизация системы образования" (ИСО) реализуется в Хабаровском крае в соответствии с Соглашением о займе Международного банка реконструкции и развития Правительству Российской Федерации от 07.12.2004 N 4726-RU, постановлением Губернатора края от 08.01.2004 N 1 "О реализации в Хабаровском крае федерального проекта "Информатизация системы образования" на условиях софинансирования с учетом мероприятий краевой программы информатизации образования и подключения общеобразовательных учреждений края к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Мероприятия федерального проекта ИСО осуществляются в соответствии с Общим планом реализации федерального проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае, утвержденным решением коллегии министерства образования края от 30.09.2003 N 3/1 "О ходе выполнения федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)" в Хабаровском крае на базе созданных 1 регионального координационного центра (РКЦ), 20 межшкольных методических центров (ММЦ), 7 апробационных площадок (АП).
Участие Хабаровского края в федеральном проекте "Информатизация системы образования" позволило привлечь финансовые ресурсы из федерального бюджета для решения задач в области информатизации образования края. В течение 2005 - 2006 г.г. на реализацию мероприятий проекта ИСО в систему образования края инвестировано 95,6 млн. рублей при краевой доле софинансирования 30,3 млн. рублей.
Значительная часть этих средств направлена на укрепление материальной базы информатизации образовательных учреждений, при которых открыты РКЦ, ММЦ и АП - 56,5 млн. рублей (приобретение аппаратно-программных средств, офисной и телекоммуникационной техники, кондиционеров). На обучение работников образования края по программам базовой ИКТ-компетентности и функционирование системы РКЦ-ММЦ направлено более 19,5 млн. рублей.
Благодаря федеральному проекту ИСО в крае создана система выявления и поддержки лидеров в области информатизации образования, отработаны механизмы стимулирования креативности и творчества в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
С октября 2005 года в крае было проведено шесть конкурсов педагогических инициатив по двум направлениям: "Поддержка процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе" и "Расширение доступа обучающихся к образовательным мероприятиям, конкурсам и олимпиадам с использованием ИКТ". Наибольшую активность участия в конкурсе педагогических инициатив проявили педагогические коллективы школ и отдельные учителя г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Вяземского, Николаевского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов.
За счет средств федерального проекта ИСО в 2006 г. денежную поддержку на осуществление инициативных проектов в области информационно-коммуникационных технологий получили 30 творческих педагогических коллективов на общую сумму около 40 тыс. долларов США. Общий объем грантов за два года составил около 80 тыс. долларов США.
Отмечается повышение сетевой активности части педагогов края совместно со своими учащимися (Бикинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Охотский, им. П. Осипенко, Советско-Гаванский, Хабаровский муниципальные районы).
В рамках второго и третьего компонентов проекта продолжалось интенсивное обучение руководящих и педагогических работников по программам базовой ИКТ-компетентности по каскадной системе обучения, доля обученных по сравнению с началом реализации проекта увеличилась с 29,5 % в 2004 г. до 59,9 % в 2006 г.
С 2006 г. в рамках проекта ИСО организована работа специально сформированных 395 школьных команд педагогов из числа директоров школ, их заместителей и активных учителей-предметников по разработке школьных программ информатизации и школьных сайтов. В системе РКЦ-ММЦ с руководителями общеобразовательных учреждений и школьными командами проведено 105 семинаров, оказано 566 консультаций для школ по разработке программ информатизации. В результате на 01.02.2007 г. 267 школ края (62,3 %) имеют собственные сайты, 359 школ (84,3 %) имеют утвержденные школьные краткосрочные программы информатизации образования.
В рамках реализации задачи повышения квалификации менеджеров, управляющих процессами информатизации образования в регионе, НФПК на конкурсной основе отобрано 10 представителей системы образования края на обучение за счет средств федерального бюджета в Московской высшей школе социально-экономических наук (МВШСЭН) при Академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации по программе "Коммуникация, образование, технологии", в том числе 2 преподавателя ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет" и 1 преподаватель ГОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет".
Данная группа является региональной методической группой РКЦ по работе со школьными и предметными командами, потенциал которой используется для проведения краевых и муниципальных мероприятий в области информатизации образования.
В январе - марте 2006 г. 100 % директоров общеобразовательных учреждений края прошли обучение по программе базовой ИКТ-компетентности в объеме 72 часов, включающей модуль по освоению специализированной программы управления учебным процессом "ХроноГраф". В рамках проекта в апреле 2006 г. все руководители образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием получили ноутбуки на сумму более 10 млн. рублей.
По данным, предоставленным ММЦ, все общеобразовательные учреждения края приступили к заполнению баз данных на уровне "директор-секретарь". Наиболее продвинутыми учреждениями, активно использующими возможности автоматизации учебного процесса, являются школы г. Хабаровска (МОУ СОШ NN 80, 58, 44, 47), все общеобразовательные учреждения Верхнебуреинского муниципального района, МОУ СОШ с. Бычиха, с. Вятское, NN 1, 2 с. Некрасовка, с. Ильинка, с. Дружба Хабаровского муниципального района, МОУ СОШ с. Богородское Ульчского муниципального района.
За время реализации федерального проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае активно проводилась работа по внедрению цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс.
Обучение методистов медиатек ММЦ и учителей-предметников школ осуществляется в виде семинаров, групповых и индивидуальных консультаций каскадным методом. В результате доля учителей, регулярно обращающихся к ресурсам медиатек ММЦ и РКЦ для ознакомления и использования, возросла по оперативным данным до 37,7 %.
Наряду с деятельностью системы РКЦ-ММЦ в рамках федерального проекта ИСО в Хабаровском крае реализуется ряд проектов, исполнителями которых являются отобранные на конкурсной основе образовательные организации:
- проект "Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне" - исполнитель ГОУ ВПО "Московский институт экономики, статистики и информатики";
- проект "Организация дистанционных элективных курсов по математике, информатике и физике в 9-х классах на базе и при поддержке Хабаровской краевой заочной физико-математической школы" - исполнитель государственное учреждение дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр технического творчества";
- проект "Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов" - исполнитель ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет".
Средства данных проектов (622,5 тыс. долларов США) представляют собой цену услуг, оказываемых субъектам сферы образования Хабаровского края, и являются опосредованными инвестициями федерального бюджета в краевую систему образования.
Косвенным подтверждением результативности мероприятий федерального проекта ИСО является успешное прохождение в 2006 году девятиклассниками Хабаровского края независимого тестирования по ИКТ-компетентности (3-е место в общем зачете среди 7-ми пилотных субъектов Российской Федерации).
Вместе с тем в ходе реализации федерального проекта ИСО в Хабаровском крае остается ряд нерешенных проблем, снижающих общую эффективность вкладываемых в информатизацию образования бюджетных ресурсов.
В ходе анкетирования слушателей курсов повышения квалификации в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК) значительное количество учителей не знают о существовании проекта ИСО, затрудняются воспроизвести официальные адреса электронной почты своей школы, что свидетельствует о недостаточной информированности педагогической общественности о проекте и кулуарности деятельности отдельных ММЦ.
Имеют место факты необоснованных ограничений педагогам в доступе к сети Интернет в школах Хабаровского и Тугуро-Чумиканского муниципальных районов.
В ряде случаев руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием самоустранились от участия в организации и контроле мероприятий федерального проекта ИСО, необоснованно переложив свои управленческие функции на ММЦ (г. Хабаровск, Бикинского#, Ванинский, им. Лазо, Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Хабаровский муниципальные районы). В результате в этих районах не складываются конструктивные взаимоотношения между муниципальным органом управления образованием и ММЦ, вакантные должности специалистов ММЦ замещаются случайными людьми, что снижает эффективность мероприятий проекта, не способствует массовому внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Имея все предпосылки к росту сетевой активности педагогов, в Амурском, им. Лазо, Нанайском, Солнечном муниципальных районах не принимаются организационные меры по вовлечению педагогических и ученических коллективов к участию в федеральных, краевых и муниципальных сетевых проектах. В результате доля учителей, активно участвующих в сетевых проектах для учителей и школьников, составляет по краю всего 4 %.
Имеют место единичные факты неэффективного использования поставленной# за счет средств федерального и краевого бюджетов компьютерного и телекоммуникационного оборудования (Тугуро-Чумиканский, Ульчский, Хабаровский муниципальные районы).
Остается низким процент практического использования специализированного школьного программного обеспечения "ХроноГраф Школа 2.5", "ХроноГраф Мастер 3.0", а также программного обеспечения для муниципальных органов управления образованием "1С:ХроноГраф Контингент", "1С:ХроноГраф Кадры".
Низкая исполнительская дисциплина и квалификация специалистов централизованных бухгалтерий муниципальных органов управления образованием и бухгалтеров ММЦ при предоставлении финансовой отчетности о деятельности ММЦ и дополнительном вкладе муниципальных образований (Аяно-Майский, Ванинский, им. Лазо, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугypo-Чумиканский, Ульчский, Хабаровский муниципальные районы, г. Хабаровск).
На фоне интенсивно развивающихся в системе общего образования края процессов информатизации образования, большинство муниципальных органов управления образованием значительно отстают от образовательных учреждений и министерства образования края в техническом оснащении и уровне использования информационно-коммуникационных технологий.
В условиях всеобщего подключения общеобразовательных учреждений к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" не все муниципальные органы управления образованием края оказались готовыми к оптимизации информационных потоков с подведомственными учреждениями и вышестоящими управленческими структурами с использованием электронной почты.
Показатель оснащенности муниципальных органов управления образованием и отсутствие локальных вычислительных сетей не соответствует# требованиям, предъявляемым к современной организации безбумажного документооборота и ведению баз данных.
В большинстве (за исключением г. Хабаровска) на муниципальном уровне не разработаны сайты, посвященные муниципальным образовательным системам, что не способствует открытости для потребителей образовательных услуг.
Эффективность инвестированных из федерального и краевого бюджетов финансовых средств на приобретение современного компьютерного оборудования и подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет снижается из-за недостаточного внимания со стороны руководителей муниципальных образований к вопросам компьютеризации общеобразовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, оборудования локальных вычислительных сетей за счет средств муниципальных бюджетов в рамках реализации муниципальных полномочий.
Все это становится сдерживающим фактором дальнейшего развития процессов информатизации в сфере общего образования в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование" и федерального проекта ИСО.
В целях преодоления негативных факторов и проблем в ходе реализации федерального проекта ИСО, приоритетного национального проекта "Образование" и краевой программы информатизации образования, а также повышения эффективности вкладываемых в процессы информатизации образования бюджетных средств коллегия решила:
1. Признать качество реализации мероприятий федерального проекта ИСО в Аяно-Майском, Бикинском, Нанайском, им. Лазо, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах недостаточным.
2. Указать руководителям муниципальных органов управления образованием Аяно-Майского (А.К. Савватеев), Бикинского (Л.Ю. Созинова), Ванинского (Н.Н. Кованцев), им. Лазо (Н.И. Золотарева), Николаевского (С.В. Еремина), Тугуро-Чумиканского (Т.В. Петрова) муниципальных районов на недостаточный контроль исполнения нормативных документов и методических рекомендаций по вопросам информатизации образования.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием рекомендовать:
3.1. Провести инвентаризацию наличия и состояния локальных вычислительных сетей в подведомственных общеобразовательных учреждениях в срок до 01.06.2007 и спланировать на 2007 - 2008 г.г. организацию работ по поэтапному монтажу в муниципальных органах управления образованием локальных вычислительных сетей, объединяющих рабочие места руководителей, специалистов и методистов.
3.2. Организовать в течение 2007 г. разработку официальных сайтов муниципальных органов управления образованием, содержащих интегрированную статистическую и аналитическую информацию о муниципальной системе образования, подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, принимаемых распорядительных и методических документах, мероприятиях, проводимых в муниципальной системе образования.
3.3. Изыскать возможность технического переоснащения в 2007 - 2008 г.г. рабочих мест руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием с использованием современной компьютерной техники.
3.4. Начиная с 1 июня 2007 г., обеспечить возможность регулярного доступа руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием доступа# к официальным сайтам Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образовании# края, Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и иным информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет.
3.5. Обеспечить повышение оперативности и качества управления муниципальными системами образования на основе информационно-коммуникационных технологий и отраслевых баз данных, в том числе за счет внедрения в 2007 - 2008 годах программного обеспечения "1С:ХроноГраф Контингент", "1С:ХроноГраф Кадры", поставленного в муниципальные органы управления образованием в рамках федерального проекта ИСО.
3.6. Разработать в срок до 01.09.2007 систему мер по вовлечению педагогических коллективов и отдельных учителей в участие в федеральных и краевых сетевых проектах, организовать в 2007/2008 учебном году муниципальные сетевые проекты.
3.7. Усилить информирование педагогических коллективов и родительской общественности о реализуемых в области информатизации образования федеральных и краевых проектах.
3.8. Рассмотреть во втором квартале 2007 г. на заседаниях советов (коллегий) муниципальных органов управления образованием вопрос организации взаимодействия с ММЦ по реализации мероприятий федерального проекта ИСО; исключить факты делегирования управленческих функций по проекту на уровень ММЦ.
3.9. Повысить исполнительскую дисциплину специалистов централизованных бухгалтерий муниципальных органов управления образованием и бухгалтеров ММЦ при предоставлении финансовой отчетности о деятельности ММЦ и дополнительном вкладе муниципальных образований.
3.10. Начиная с 2007 года, предусматривать оценку ИКТ-компетентности при аттестации руководящих и педагогических работников на первую квалификационную категорию.
4. Сектору информатизации и инвестиционных программ (Флейдер Н.Г.):
4.1. Внести предложения о корректировке спецификации поставляемых в централизованном порядке в краевые и муниципальные образовательные учреждения современных аппаратно-программных средств, с учетом необходимости поэтапного оснащения образовательных учреждений интерактивными досками.
4.2. Продолжить интеграцию потенциала и концентрацию ресурсов различных федеральных, краевых, муниципальных и благотворительных негосударственных проектов в области информатизации образования с учетом реализации федерального проекта ИСО и приоритетного национального проекта "Образование".
4.3. В срок до 01.12.2007 г. совместно с ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" (С.Н. Иванченко) проработать вопрос интеграции Хабаровской краевой образовательной информационной сети и VPN-сети "Образование", созданной в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО). Обеспечить телекоммуникационную связность учреждений общего и профессионального образования края через телекоммуникационный узел Хабаровского Регионального Ресурсного Центра (ХРРЦ) ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет".
4.4. Совместно с муниципальными органами управления образованием продолжить работы по организации отраслевой системы конентной фильтрации ресурсов образовательного сегмента сети Интернет.
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
5.1. Организовать обучение совместных команд муниципальных методических служб и межшкольных методических центров по вопросам организации методической работы в условиях информатизации образования - март - октябрь 2007 г.
5.2. Организовать обучение муниципальных команд методистов по вопросам управления реализацией программ информатизации в образовательных учреждениях - март 2007 г.
5.3. Организовать обучение команд методистов межшкольных методических центров и апробационных площадок по использованию цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе - март 2007 - июнь 2008 г.
5.4. Организовать обучение учителей-предметников общеобразовательных учреждений - получателей интерактивных досок в рамках мероприятий ПНПО методике использования аппаратно-программных средств в учебном процессе - сентябрь 2007 г.
5.5. Провести краевой конкурс педагогических инициатив на лучший сайт образовательного учреждения - март 2007 г. - март 2008 г.
5.6. Провести региональные школы педагогов-новаторов в области информатизации образования - август 2007 г., февраль 2008 г.
5.7. Обеспечить координацию взаимодействия ММЦ и апробационных площадок в целях распространения результатов федерального проекта ИСО.
5.8. Предусмотреть оценку ИКТ-компетентности руководящих и педагогических работников при проведении квалификационных экзаменов в качестве первого направления аттестации на высшую квалификационную категорию.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Короля А.M.
Председатель коллегии |
Л.Ф. Обухова |
Секретарь коллегии |
Н.В. Целуйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 14 марта 2007 г. N 3 "О ходе реализации мероприятий федерального проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае"
Текст решения официально опубликован не был