Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 16 января 2008 г. N А73-11173/2006-73
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2854
Муниципальное унитарное предприятие "Энергия" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Комитета социальной защиты населения администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Финансового управления Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края 231 834 рублей, составляющих основной долг.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму иска до 185 127,90 рублей.
Уменьшение суммы иска принято арбитражным судом, так как данное распорядительное действие в отношении предмета иска закону не противоречит, прав других лиц не нарушает.
Решением от 19 февраля 2007 года по делу N А73-11173/2006-73 иск удовлетворен к Комитету социальной защиты населения администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края. В иске к Финансовому управлению Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края отказано
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2007 года N Ф03-А73/07-1/2854 решение от 19 февраля 2007 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суду даны указания рассмотреть дело с участием надлежащих ответчиков - публично-правовых образований, а именно, Российской Федерации, Хабаровского края и муниципального образования Солнечный муниципальный район.
При новом рассмотрении определением от 31 августа 2007 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Солнечный муниципальный район в лице Финансового управления Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме.
Ответчики, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ответчик - Комитет социальной защиты населения администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики - Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Солнечный муниципальный район в лице Финансового управления Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Комитет социальной защиты населения администрации Солнечного муниципального района, как следует из отзывов на иск, иск не признали в связи с отсутствием вины в причинении возникших у истца убытков, а также отсутствием надлежащих доказательств размера убытков.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации отзыв на иск и доказательства, подтверждающие исполнение своих обязательств по финансированию расходов на реализацию установленных льгот, не представил.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по существу в отсутствие ответчиков.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
31 декабря 2002 г. между истцом и Комитетом социальной защиты населения заключен договор, из которого у истца возникло обязательство производить начисление платы за жилье и коммунальные услуги работникам дома сестринского ухода поселка Березовый с учетом установленных законом льгот.
Комитет социальной защиты населения обязался возмещать возникшие у истца затраты, в связи с предоставлением льгот расходы на основании выставленного истцом счета, не позднее 10 дней со дня получения счета.
На основании пункта 4.1 договора срок действия договора пролонгирован сторонами на последующие годы.
Согласно расчету истца, представленным счетам в период с января 2003 года по декабрь 2004 года расходы истца составили 185 127,90 рублей.
Сумма понесенных истцом в результате исполнения данного договора расходов подтверждается списками льготников, заверенных Комитетом социальной защиты населения, с указанием суммы предоставленных льгот, а также актом сверки за спорный период.
Согласно ответу Комитета социальной защиты населения за исх. N 01-13/320 на претензию истца обязательства по возмещению расходов истца исполнены ненадлежащим образом в результате ненадлежащего финансирования из местного бюджета.
В связи с тем, что расходы, связанные с предоставлением льгот за жилье и коммунальные услуги, не были возмещены, истцом заявлен настоящий иск.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 установлены меры социальной защиты медицинским работникам.
Согласно пункту 9 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам семей предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которые приводят к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 определено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта или муниципального образования.
Средства из федерального бюджета на реализацию переданных субъекту полномочий по предоставлению льгот должны передаваться в бюджет субъекта в виде субвенций и субсидий согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что установление и закрепление между бюджетами разных уровней расходных полномочий, отнесенных к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации производятся по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах.
Такое согласование между субъектом Российской Федерации - Хабаровским краем и органами государственной власти отсутствует.
Министерством финансов Хабаровского края представлены акты сверок по межбюджетным отношениям и отчеты об исполнении краевого бюджета, свидетельствующие о том, что в спорный период краевой бюджет являлся дотационным, а бюджетные средства на финансирование данного вида расходов законами о федеральном бюджете на 2003 - 2004 годы предусмотрены не были.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.
На основании установленных по делу обстоятельств ответственность за причиненные истцу убытки подлежит возложению на Российскую Федерацию, убытки - возмещению за счет казны Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Энергия" 185 127 рублей 90 копеек, а также расходы по госпошлине в размере 500 рублей.
В иске к Комитету социальной защиты населения администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Солнечному муниципальному району в лице Финансового управления Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабарозского края отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в размере 4 702,54 рубля.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном лорядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 января 2008 г. N А73-11173/2006-73
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании