Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 9 февраля 2007 г. N А73-12695/2006-25
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2954 настоящее решение оставлено без изменения
Администрация Советско-Гаванского муниципального района обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании убытков 846382 руб. 85 коп. В обоснование указывает, что предъявленная сумма является убытками в связи с оплатой проезда работников бюджетных учреждений района к месту отдыха и обратно за счет средств муниципального образования на основании Закона Российской Федерации от 19.02.2903 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 325 Трудового кодекса РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона Российской Федерации N 4520-1 следует читать как "от 19 февраля 1993 г. "
Истец в заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации иск не признал по основаниям указанным в отзыве и пояснил, что расходы по оплате проезда граждан понес не истец, а органы управления образования района. Указанные в материалах граждане не находятся в трудовых отношениях с истцом, поэтому истец не имеет право требовать. Оплата стоимости проезда работникам должна осуществляется работодателями в соответствии.
Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края просил отказать в иске по мотивам изложенным в отзыве. Указывает на отсутствие в федеральном бюджете на 2002, 2003, 2004 гг. денежных средств на реализацию гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 19.02.2903 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в связи с чем, в краевом бюджете средства так же не предусматривались.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Спор возник в связи с возмещением работникам муниципальных бюджетных учреждений и органов местного самоуправления администрации Советско-Гаванского муниципального района, понесенных ими расходов по проезду к месту отдыха и обратно в соответствии с требованиями ст. 325 Трудового кодекса РФ.
Согласно приказам о предоставлении отпусков и оплате проезда, авансовым отчетами, проездными билетами, ведомостями на выдачу денег подотчетным лицам, расходным кассовым ордерам, доверенностям в период с 2002 по 2005 гг. работникам бюджетных учреждений за счет средств муниципального образования произведены компенсационные выплаты на проезд в отпуск и обратно в размере 846382 руб. 85 коп.
Гарантии оплаты проезда к месту отдыха и обратно для лиц работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены статьей 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" источником финансирования которых в ст. 4 закона в редакции на момент проезда, назван бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд РФ - для лиц, получающих пенсии, и Фонд социального страхования.
Действующим в спорный период Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Из представленных актов сверки по межбюджетным отношениям на 01.01.2003, 01.04.2004 01.01.2005 следует, что в спорный период Хабаровский край средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не получал.
Согласно правовой позиции, высказанной определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 509-О (пункт 2) Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года.
По своей правовой природе данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя, который был вправе поручить решение этих вопросов Правительству Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, обязано обеспечить адекватную реализацию названного Закона в соответствии с его смыслом (статья 10; статья 18; статья 114, пункты "е" и "ж" части 1; статья 115, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В частности, на Правительство Российской Федерации частью третьей статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" возложено установление порядка возмещения затрат на указанную льготу. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации обязывалось до 1 сентября 1993 года привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не исполнены до сих пор.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Учитывая, что органы власти Российской Федерации и не предусмотрели расходы по передаче нижестоящим бюджетам для компенсации федеральных льгот в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по возмещению убытков истцу на основании 16, 1069 ГК РФ следует возложить на Российскую Федерации за счет ее казны в лице Минфина России. В иске к Министерству финансов Хабаровского края следует отказать в связи с отсутствием его вины
Возражение ответчика о лице оказавшем льготы судом первой инстанции не принимаются, поскольку, иск предъявлен органом, уполномоченным выступать от имени муниципального образования, а возникновение убытков не связано с предпринимательской деятельностью.
Расходы по оплате госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат возложению на ответчика, от уплаты которой он освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации Советско-Гаванского муниципального района убытки 846382 руб. 85 коп., в иске к остальным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Хабаровского края в месячный срок со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 февраля 2007 г. N А73-12695/2006-25
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2954 настоящее решение оставлено без изменения