Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 17 января 2007 г. N А73-10396\2006-10
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2779 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть объявлена 12 января 2007 г.
Краевое государственное унитарное предприятие "Х" (далее предприятие, "Х") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю (далее налоговый орган, инспекция) от 06.09.2006 г. N 16-14/217 в части доначисления к уплате налога на прибыль в 2003 - 2005 г.г. в размере 726768 руб., привлечения к ответственности и начисления пеней, связанных с неуплатой указанного налога.
Налоговый орган в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании требования не признал по основаниям, указанными в отзыве.
Представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края поддержал доводы предприятия, указав при этом, что доходы от сдачи в аренду имущества (части здания), переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям поступают на счет Министерства, т.к. договоры аренды составлены в соответствии с разработанными указаниями Министерства финансов Российской Федерации.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено материалами дела, КГУП "Х" в течение 2003 - 2005 г.г. часть производственных зданий на основании договоров сдавались в аренду. Согласно условиям договоров аренды, подписанных собственником здания, арендатором и арендодателем средства от арендной платы поступают в полном объеме в бюджет Хабаровского края без исчисления и уплаты с указанных сумм доходов налога на прибыль.
При этом предприятие и Министерство имущественных отношений Хабаровского края руководствовались пунктом 2 ст. 9 Федерального закона N 189-фз от 26.12.2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 г." согласно которому региональные и местные налоги и сборы, иные платежи, являющиеся источником доходов бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов в полном объеме зачисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, подлежащих осуществлению за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Указанные доводы заявителя и представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
При предоставлении государственным или муниципальным унитарным предприятием в аренду имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в составе внереализационных доходов ими обязательно учитывается вся сумма арендной платы.
Предприятие с согласия собственника - Министерства имущественных отношений Хабаровского края - сдало в аренду часть производственного здания, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Договор аренды содержал условие о перечислении всей суммы арендных платежей на расчетный счет Министерства имущественных отношений Хабаровского края, открытый в управлении Федерального казначейства Минфина РФ в Хабаровском крае.
Предприятие в составе доходов для целей налогообложения не учитывало сумму арендной платы
При этом предприятие исходило из следующего.
В силу статьи 41 НК РФ, закрепляющей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду возможно оценить в соответствии с названными в этой статье главами Кодекса.
Перечисляемая в бюджет сумма арендной платы не поступает в фактическое распоряжение предприятия и не увеличивает финансовые результаты его деятельности. Поэтому данная сумма не является для предприятия доходом, влекущим получение экономической выгоды, и, следовательно, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговым органом указанные действия правомерно признаны незаконными, повлекшими за собой доначисления налога на прибыль и привлечение предприятия к ответственности. При этом инспекция руководствовалась следующим.
Наличие титула права хозяйственного ведения предполагает возможность реализации унитарным предприятием полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Пункт 2 статьи 295 ГК РФ, устанавливая данные пределы и указывая на необходимость получения предприятием согласия собственника на сдачу имущества в аренду, не определяет при этом ни пропорции, ни общего правила о перечислении предприятием или непосредственно арендатором арендной платы в бюджет.
Предусмотренное пунктом 1 статьи 295 ГК РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (статья 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Налоговый орган правомерно отклонил довод предприятия о необходимости применения в рассматриваемом случае предписания абзаца второго пункта 1 статьи 42 БК РФ об учете в доходах бюджета средств, получаемых в виде арендной платы за предоставление в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, полагая, что сфера действия данного положения ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации.
Поскольку публично-правовое образование, коим является Министерство имущественных отношений Хабаровского края, не является плательщиком налога на прибыль, доходы, полученные от использования государственного имущества и переданного унитарному предприятию во владение на праве хозяйственного ведения учитываются предприятием при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования Краевого государственного унитарного предприятии "Х" о признании недействительным пункт 1.1.3 Решения Межрайонной инспекции ФНС РФ по Хабаровскому краю от 06 сентября 2006 г. N 16-14\217 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 января 2007 г. N А73-10396\2006-10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2779 настоящее решение оставлено без изменения