Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 ноября 2007 г. N А73-12585/2006-28/72
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2444
Резолютивная часть решения оглашена 30.10.2007
Изготовление мотивированного решения откладывается до 06.11.2007 г.
ОАО "Вп" (далее - истец, грузополучатель) обратился с иском к ОАО "РЖД" (далее - ответчик, перевозчик) о взыскании 135130 руб. неустойки за нарушение сроков доставки груза.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.02.2007 г. заявленные требования удовлетворены, однако размер неустойки снижен до 60000 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2007 г. указанное решение отменено, дело направлено на повторное рассмотрение. При этом кассационной инстанцией даны указания в целях применения ст. 333 ГК определить соотношение предъявленной неустойки последствиям ненадлежащего исполнения обязательства перевозчика на основании исследования соответствующих доказательств.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в соответствии с доводами иска. При этом в части соразмерности заявленной суммы неустойки последствиям нарушения сроков доставки груза сослался на ограничение суммы неустойки законом, ст. 97 УЖТ (не более суммы провозной платы), которое было применено в спорном случае. Также сослался на нарушение графика приема грузов от перевозчика станцией назначения Находка-Восточная и Портом, что в свою очередь, при ограниченных технологических возможностях истца по приему и обработке вагонов, приводит к простою вагонов и начислению перевозчиком соответствующей платы за простой.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возразила. В части вопроса о применении ст. 333 ГК сослалась на сменно-суточные планы по выгрузке вагонов, принятых грузополучателем, в соответствии с которыми общее количество фактически выгруженных вагонов в спорный период превышало их планируемое количество, то есть спорные вагоны при своевременной доставке груза простаивали бы.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил:
19.11.2005 г. от ж/д станции "Челутай" Восточно-Сибирской ж/д в адрес грузополучателя на станцию назначения Находка-Восточная направлен груз (уголь каменный) в соответствии с ж/д накладными NN 90573603, 90573599 маршрутной, в том числе вагонами NN 68580489, 62869474, 68582808, 63782643.
14.12.2005 г. груз поступил на стацию назначения, что подтверждается отметками в ж/д накладных.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с "Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 27 (далее - Правила), перевозчиком превышен, грузополучатель направил в его адрес претензию N СОЖД-273/и/05 от 22.12.2005 г. на уплату вышеуказанной суммы неустойки.
Претензия перевозчиком отклонена со ссылкой на задержку доставки в связи с занятостью фронта выгрузки, что влечет увеличение срока доставки груза.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
На основании ст. 33 УЖТ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в указанных выше Правилах.
В соответствии с п. 2 Правил исчисление срока доставки грузов начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза к перевозке, указанного в соответствующей графе ж/д накладной. Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на ж/д станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляется перевозки грузов.
Исходя из п. 2.1, п. 5 Правил срок доставки груза в спорном случае составил 9 суток, дата доставки груза 28.11.2005 г. определена истцом правильно.
В то же время в соответствии с п. 6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных станциях по причине неприема их станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж/д путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
В силу ст. 793 ГК в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
Согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 ст. 29 УЖТ обстоятельств.
В соответствии со ст. 68 АПК обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу ст. 71 АПК арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В силу п. 6 Правил о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам и должен быть вручен грузополучателю. Кроме того, в графе ж/д накладной "Отметки перевозчика" делается отметка установленного Правилами содержания, которая удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и его календарным штемпелем. Также в соответствии со ст. 119 УЖТ, "Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика удостоверяются, в том числе, актами общей формы.
Из материалов дела, пояснений истца следует, что перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила связывают увеличение сроков доставки груза. Так, в представленных перевозчиком досылочных дорожных ведомостях отметки о задержке груза не подписаны уполномоченным лицом перевозчика, не удостоверены его календарным штемпелем, то есть составлены с нарушением Правил.
По изложенным основаниям заявленные требования подлежат удовлетворению.
В то же время, в соответствии со ст. 333 ГК суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Действительно, как указывает истец, нарушение сроков доставки грузов ведет к нарушению графика разгрузки и невозможности приемки грузополучателем угля к выгрузке (связано с технологическими возможностями истца принимать вагоны одновременно только с двумя марками угля и необходимостью зачистки бункеров пересыпных станций от предшествующей марки угля), соответственно, к дополнительным расходам истца в виде подлежащей платы за простой вагонов. Кроме того, сумма начисляемой неустойки определена ст. 97 УЖТ и ограничена суммой провозной платы.
В то же время, как следует из представленных перевозчиком сменно-суточных планов, в спорный период общее количество фактически выгруженных грузополучателем вагонов, как правило, не превышало их общее плановое количество. Это свидетельствует о том, что при доставке перевозчиком грузов в установленный срок не исключен их простой.
По мнению суда, указанные последствия связаны с несогласованностью организации совместной эксплуатации подъездного ж/д пути грузополучателя с перевозчиком, и не могут рассматриваться как обстоятельства, имеющие отношение к соразмерности либо несоразмерности подлежащих взысканию санкций.
Вместе с тем, истцом не опровергнуты доводы перевозчика об отсутствии каких-либо убытков (претензий, санкций) у него (истца) со стороны заказчиков его услуг по перевалке угля, что свидетельствует об отсутствии в данной части неблагоприятных последствий нарушения сроков доставки груза.
С учетом данного обстоятельства, а также с учетом относительно незначительной просрочки доставки груза суд снижает размер подлежащей взысканию неустойки до 100000 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК уплаченная истцом при подаче иска и кассационной жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Вп" 100000 руб. неустойки, а также сумму расходов по уплаченной государственной пошлине в общем размере 5202,60 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 ноября 2007 г. N А73-12585/2006-28/72
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании