Решение Хабаровского краевого суда
от 21 июля 2006 г. N 3-223/06
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 58-Г06-38 настоящее решение оставлено без изменения
21 июля 2006 года Хабаровский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим Закона Хабаровского края от 31.05.2006 N 26 "О внесении изменений в приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" (в части изменений, касающихся распределения бюджетных средств на 2005 год: п. 1 ст. 1 абзацы второй и третий п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 1 (в части столбцов 3 (Всего средств), 4 (2005 год) таблицы), установил:
Законом Хабаровского края от 31.05.2006 г. N 26 "О внесении изменений в приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" внесены изменения в распределение выделенных в 2005 году бюджетных средств на мероприятия краевой целевой программы "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы", уменьшив финансирование по ним на 48468 тыс. руб. (с 61187 тыс. руб. до 12179 тыс. руб.).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим законодательству и недействующим Закон Хабаровского края от 31.05.2006 N 26 "О внесении изменений в приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" (в части изменений, касающихся распределения бюджетных средств на 2005 год: п. 1 ст. 1 абзацы второй и третий п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 1 (в части столбцов 3 (Всего средств), 4 (2005 год) таблицы).
В обоснование заявленных требований прокурор края ссылается на то, что по содержанию оспариваемый Закон в силу положений ст. 2 Бюджетного кодекса РФ относится к актам бюджетного законодательства и принятие данного Закона в 2006 году в части изменения распределения бюджетных средств в 2005 году противоречит федеральному бюджетному законодательству и Закону края "О краевом бюджете на 2005 год".
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края С. поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности З., не соглашаясь с доводами заявления, просил в удовлетворении заявления прокурора края отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования заявленные прокурором Хабаровского края обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Бюджетного кодекса РФ кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса (отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов, в процессе утверждения и исполнения бюджета).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Как видно из содержания оспариваемой части Закона Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. названная часть прямо предусматривает расходы бюджета по мероприятиям краевой целевой программы, т.е. регулирует отношения по исполнению бюджета.
При этом Приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" содержит исключительно распределение бюджетных средств по мероприятиям программы.
Таким образом, Закон Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. является актом, содержащим финансовые нормы, затрагивающие вопросы исполнения бюджета в его расходной части.
В силу положений ст. 1 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, затрагивающие исполнение бюджета, относятся к актам бюджетного законодательства.
Кроме того, законы о целевых программах Бюджетным кодексом РФ (ст.ст. 179, 78, 79) отнесены к одному из видов актов бюджетного законодательства. Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ целевые программы - акты долгосрочного действия, со специфическим условием их действие на текущий финансовый год включается в случае утверждения их законом о бюджете на данный год.
При таких правовых обстоятельствах, суд находит, что на оспариваемые прокурором края нормы Закона Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. распространяется общепринятый правовой принцип бюджетного законодательства Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Изменяя в 2006 году оспариваемым Законом края распределение бюджетных средств целевой программы на 2005 год, нормам бюджетного законодательства придана обратная сила, т.к. ими регулируются отношения, существовавшие до их принятия.
Таким образом, в нарушение требований ст. 5 Бюджетного кодекса РФ оспариваемым Законом Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. внесены изменения в нормы, фактически утратившие свое действие в силу истечения времени, на которое было рассчитано их применение.
Кроме того, принятие Закона Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. противоречит имеющему приоритетное значение Закону Хабаровского края от 14.02.2005 г. N 263 "О краевом бюджете на 2005 год", которым (ст. 15 и приложение 19) утвержден объем финансирования краевой целевой программы "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" из краевого бюджета в 2005 году в размере 61187 тыс. руб.
При таком положении суд находит, что Закон Хабаровского края от 31.05.2006 N 26 "О внесении изменений в приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" (в части изменений, касающихся распределения бюджетных средств на 2005 год: п. 1 ст. 1 абзацы второй и третий п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 1 (в части столбцов 3 (Всего средств), 4 (2005 год) таблицы) противоречит федеральному бюджетному законодательству и Закону Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год" и подлежит признанию недействующим.
Ссылки представителя Законодательной Думы Хабаровского края на то, что Закон Хабаровского края N 235 "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" является актом законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции и также, как и Закон Хабаровского края N 26 от 31.05.2006 г. не относятся к актам бюджетного законодательства несостоятельны, поскольку данные законы регулируют не только вопросы оказания специализированной помощи, но и как указано в решении суда, вопросы бюджетного законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Закон Хабаровского края от 31.05.2006 N 26 "О внесении изменений в приложение к Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Основные направления по предупреждению распространения в Хабаровском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 - 2009 годы" (в части изменений, касающихся распределения бюджетных средств на 2005 год: п. 1 ст. 1 абзацы второй и третий п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 1 (в части столбцов 3 (Всего средств), 4 (2005 год) таблицы).
Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 21 июля 2006 г. N 3-223/06
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2006 г. N 58-Г06-38 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании