Во исполнения Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010, утвержденного Президентом Российской Федерации от 06.12.2010 N Пр-3534, в целях реализации приоритетных направлений развития системы дошкольного образования муниципального района имени Лазо и реализации принципа доступности качественных образовательных услуг для дошкольников всех слоев населения, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1996 N 3266-1 "Об образовании", уставом муниципального района имени Лазо Хабаровского края Собрание депутатов муниципального района решило:
1. Утвердить Концепцию муниципальной целевой программы "Обеспечение доступности развития системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Лазо на 2011 - 2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальной защите населения Собрания депутатов муниципального района (Соснин П.А.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава муниципального района |
А.П. Яц |
Концепция
муниципальной целевой программы "Обеспечение доступности и развития системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Лазо на 2011-2014 годы"
(утв. решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 28.07.2011 N 356)
Концепция муниципальной целевой программы "Обеспечение доступности и развития системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Лазо на 2011 - 2014 годы" (далее - Концепция) разработана во исполнение Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 (далее - Послание Федеральному Собранию), утвержденного Президентом Российской Федерации от 06.12.2010 N Пр-3534, а также в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ за счет средств районного бюджета, утвержденного постановлением главы муниципального района от 28.10.2009 N 159.
Данная Концепция разработана в целях дальнейшего развития системы дошкольного образования муниципального района имени Лазо и реализации принципа доступности качественных образовательных услуг для дошкольников всех слоев населения.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития муниципального района имени Лазо
Разработка Концепции обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями, произошедшими в социально-экономическом развитии муниципального района имени Лазо (далее - муниципальный район), а также в системе дошкольного образования муниципального района:
- увеличение рождаемости детей;
- возрастание потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;
- увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования для детей до достижения ими 3-летнего возраста.
Разработка Концепции также учитывает направления приоритетного национального проекта "Образование", реализацию национальной образовательной инициативы "Паша новая школа".
В сфере развития дошкольного образования выделяется общая проблема обеспечения доступности образования, соответствующего целям опережающего развития, современным стандартам, общественным запросам и потребностям устойчивого социально-экономического развития муниципального района. Ее решение зависит от преодоления целого ряда сдерживающих внутренних факторов:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, снижение доступности дошкольного образования;
- отсутствие конкуренции на рынке образовательных услуг.
В этих условиях необходимы меры по изменению сети образовательных учреждений муниципального района с целью обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования всем слоям населения и эффективности бюджетных расходов, в том числе через развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования.
Система дошкольного образования муниципального района призвана обеспечивать государственные гарантии доступности и равных возможностей получения дошкольного образования детям дошкольного возраста, сохранение непрерывности образования и создания условия для равного старта детям при поступлении в школу. Но ситуация с доступностью дошкольного образования в муниципальном районе не может быть признана удовлетворительной.
В районе функционируют 29 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), из них 28 муниципальных учреждений и 1 учреждение ведомства министерства обороны РФ (N 59 в/ч 30593 р.п. Переяславка - 2). Численность детского населения в муниципальном районе составляет 4313 детей. Дошкольные учреждения посещают 1784 ребенка, из них в муниципальных - 1675. Образовательные учреждения (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы), реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в 2011 году обеспечивают дошкольным образованием лишь 46,7% процентов детей в возрасте с 3 до 7 лет и 42% в возрасте с 5 до 7 лет (среднекраевые показатели - 57,1% и 49,8% соответственно). Очередность в ДОУ составляет 1200 детей, из них 273 ребенка до года.
Наиболее сложная обстановка с устройством детей в ДОУ сложилась: в р.п. Переяславка в очереди на получение мест 319 человек, в р.п. Хор - 391 ребенок, в п. Дурмин - 65 детей, в с. Георгиевка - 64 ребенка. В 10 населенных пунктах муниципального района ДОУ отсутствуют, количество в них детей дошкольного возраста: п. Новостройка - 84 ребенка, гг. Сидима -78 детей, п. Золотой - 42 ребенка, гг. Южный - 12 детей, п. Солонцовый -24 ребенка, с. Екатеринославка - 84 ребенка, с. Марусино - 33 ребенка, с. Кругликово - 38 детей, п. Долми - 27 детей, с. Катэн - 2 ребенка.
В муниципальном районе принимаются меры по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования. В 2009 - 2011 годы открыты дополнительные группы в ДОУ N 4 р.п. Переяславка (20 мест), п. Обор (15 мест). Ведется строительство нового детского сада в р.п. Переяславка на 115 мест. В целях обеспечения населения дошкольными образовательными услугами в муниципальном районе внедряются новые модели дошкольного образования с учетом конкретных социально-экономических условий поселения: при МОУ СОШ п. Сидима два года функционирует группа кратковременного пребывания для детей 6-7 лет, где у ребят есть возможность общаться со сверстниками и получать необходимую подготовку к школе; на базе МОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества р.п. Переяславка" организована группа по предшкольной подготовке детей. Не менее 300 детей ежегодно проходят предшкольную подготовку на базе общеобразовательных учреждений.
Несмотря на это, вопрос обеспеченности населения местами в ДО У остается одним из самых острых.
Главной причиной сложившегося положения является то, что в период 90-х годов, когда наблюдался очередной закономерный спад рождаемости, 8 ДОУ были перепрофилированы: два учреждения в р.п. Переяславка, по одному учреждению в поселениях - р.п. Хор, с. Черняево, с. Могилевка, с. Полетное, п. Дурмин, р.п. Мухен, часть помещений ДОУ N 41 с. Соколовка, N 31 с. Святогорье, N 5 р.п. Хор были отданы под ФЛП. В данных учреждениях возможно было бы содержать 1320 воспитанников. Прекратили свое существование в связи с аварийностью зданий 12 ДОУ (р.п. Переяславка, п. Золотой, п. Среднехорский, п. Сидима, п. Солонцовый, с. Полетное и др.). В связи с этим сеть дошкольных образовательных учреждений муниципального района уменьшилась на 43% процента.
В период демографического спада и сложной социально-экономической ситуации в 90-е годы сократилось количество действующих групп в некоторых ДОУ (ДОУ N 4 р.п. Переяславка, N 5, N 10 р.п. Хор, N 14 р.п. Мухен и др.). Данные помещения в настоящее время используются как методические кабинеты, музыкальные и физкультурные залы.
С введением в октябре 2010 года СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" в отдельных ДОУ уменьшилось количество воспитанников, хотя по проектной документации данные учреждения рассчитаны на большее количество детей. Это также привело к уменьшению охвата детей дошкольным образованием.
Другими причинами дефицита мест в ДОУ является недостаточный объем финансирования отрасли и отсутствие строительства в течение многих лет.
Исходя из сложившейся в муниципальном районе ситуации в дошкольном образовании, представляется целесообразным использовать следующие пути повышения доступности дошкольного образования в муниципальном районе:
- развитие вариативных форм дошкольного образования, малозатратных для местных бюджетов, в том числе через открытие групп кратковременного пребывания детей для предоставления дошкольной образовательной услуги в различных образовательных учреждениях;
- создание новых мест для получения дошкольного образования через строительство новых детских садов, реконструкции и капитального ремонта зданий, которые возможно приспособить под дошкольное учреждение.
Обозначенные проблемы носят комплексный характер, и их решение требует принципиально новых и эффективных технических, организационных и иных мероприятий. Администрации муниципального района при сложившихся демографических условиях и дефиците имеющихся ресурсов сложно самостоятельно обеспечить эффективное решение вопроса об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, предусмотренного статьями 15 и 16 Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом случае, в соответствии с концепцией субсидиарного государства, требуется поддержка вышестоящих уровней власти.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит обеспечить решение проблемы по обеспечению доступности дошкольного образования в муниципальном районе всем категориям населения.
Возникшая социально-экономическая проблема не может быть решена в рамках текущей деятельности и текущего финансирования органов власти муниципального района, для ее решения требуется межведомственное взаимодействие различных органов власти различных уровней.
В соответствии с действующим законодательством РФ "организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования" является вопросом местного значения муниципального района, однако в рамках текущей деятельности, имеющихся ресурсов и в условиях подъема рождаемости последних лет, решить данную задачу самостоятельно не представляется возможным.
Применение программно-целевого метода для решения вопроса обеспечения населения муниципального района доступным дошкольным образованием позволит наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении наиболее актуальных задач.
При определении стратегических и тактических задач Программы "Обеспечение доступности и развития системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Лазо на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа) предлагается исходить из повышения эффективности координации деятельности муниципального и регионального уровней в сфере дошкольного образования.
Данный подход позволяет использовать механизмы софинансирования за счет муниципальных и региональных, внебюджетных источников.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации предложил следующие пути решения проблемы доступности дошкольного образования:
- во-первых - во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. При этом названные требования должны быть обоснованными и реализуемыми;
- во-вторых - поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов;
- в-третьих - для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.
Отсутствие целенаправленной программной поддержки обеспечения доступности дошкольного образования может привести в муниципальном районе к снижению темпов модернизации образования, росту негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, снижению качества и уровня доступности социальных услуг в сфере образования. Могут возникнуть серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с последствиями демографических изменений.
Возникнут серьезные административно-управленческие трудности в выполнении основных задач, поставленных перед системой образования муниципального района, не будут реализованы в полной мере национальная образовательная инициатива "Паша новая школа", направления приоритетного национального проекта "Образование".
Поскольку реализация Концепции соответствует целям и задачам, направлениям деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Хабаровского края, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для системы образования, но и для всего населения муниципального района в целом.
4. Возможные пути решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах действий по решению проблемы
Возможными вариантами решения проблемы являются:
- первый - сохранение традиционных подходов к разработке программных мероприятий, заявочный механизм формирования комплекса мероприятий;
- второй - концентрация средств для запуска системных изменений, стимулирующих позитивные процессы и достижение конкретных результатов; использование программно-целевого метода решения проблемы доступности дошкольного образования в муниципальном районе.
Основное преимущество первого варианта заключается в обеспечении уже принятых решений администрации муниципального района, Правительства Хабаровского края по вопросу развития системы дошкольного образования, отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что он предполагает несистемное выделение средств и может не обеспечить достижения реальных изменений в системе дошкольного образования. Этот вариант не предполагает исследований, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решать проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма региональной поддержки, увеличения объемов софинансирования, управления и координации работ с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с необходимостью правильного определения приоритетов, подчинения распределения финансовых ресурсов достижению определенной цели, процедур объективной экспертизы и мониторинга проводимых мероприятий.
Общими рисками двух вариантов является риск сокращения бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования в процессе их реализации и перераспределения средств, что приведет к снижению ожидаемых эффектов.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта.
5. Предложения по целям и задачам Концепции, описание механизма формирования мероприятий и определение исполнителей программных мероприятий
Основной стратегической целью Концепции является создание условий для повышения доступности дошкольного образования в муниципальном районе.
Задача Концепции:
разработка на основе положений Концепции муниципальной целевой Программы с целью реализации следующих мероприятий:
- открытие дополнительных мест для получения дошкольного образования в функционирующих учреждениях дошкольного и общего образования;
- проведение ремонтно-восстановительных работ по реконструкции пустующего здания в с. Георгиевка для создания дополнительных мест для дошкольного образования;
- проведение ремонтно-восстановительных работ по реконструкции действующего ДОУ N 26 п. Сига;
- создание дополнительных мест во вновь построенных зданиях дошкольного образования (р.п. Хор, с. Марусино);
- создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования за счет развития вариативных форм.
При формировании программных мероприятий планируется использование механизмов, обеспечивающих следующие подходы:
- учет ресурсных возможностей муниципального района;
- управление по результатам;
- целевой подход, при котором решение задач Концепции, должно быть направлено на системные изменения в сфере дошкольного образования;
- комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, нормативное правовое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Мероприятия планируется реализовывать при достаточной финансовой поддержке администрации муниципального района совместно с министерством строительства Хабаровского края, министерством финансов Хабаровского края, министерством экономического развития Хабаровского края.
Средства планируется направлять и форме субсидий на:
- капитальный ремонт зданий функционирующих образовательных учреждений для открытия в них дополнительных групп дошкольного образования (в том числе групп кратковременного пребывания детей);
- на ведение работ по реконструкции здания под детский сад;
- строительство дошкольных образовательных учреждений.
Также предусматривается система мер по поддержке и развитию вариативных форм дошкольного образования.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Программа будет реализована в 2011 - 2014 годах в два этапа.
На первом (проектировочном) этапе (2011 год) будут сформированы проекты, включающие в себя ряд направлений: строительство новых дошкольных образовательных учреждений, капитальный ремонт функционирующих учреждений, поддержка развития негосударственного сектора в этой сфере. Указанные проекты сформируют устойчивую тенденцию расширения сети дошкольных учреждений.
На втором (основном) этапе (2012-2014 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе проекты, обеспечив существенный рост уровня обеспеченности населения местами в дошкольных образовательных учреждениях. Также будут определены основные позиции по целям и задачам программы развития дошкольного образования на следующий период.
По итогам каждого года осуществляется анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оцениваются основные целевые индикаторы и показатели.
7. Участие муниципальных органов власти в формировании Программы, контроле исполнения основных мероприятий Государственным заказчиком Программы является администрация муниципального района, которая контролирует исполнение ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством РФ.
Ответственным за формирование Программы является Управление образования администрации муниципального района имени Лазо (далее - Управление образования).
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется Управлением образования, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами муниципального района ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в финансовое управление администрации муниципального района, отдел экономической политики комитета по управлению имуществом и экономике администрации муниципального района.
8. Финансовое обеспечение Программы. Объемы и источники финансирования Программы
Концепцией предусматривается, что мероприятия Программы будут реализовываться на условиях софинансирования за счет средств муниципального бюджета и средств краевого бюджета, при условии конкурсного отбора данной Программы на получение межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на реализацию муниципальных программ повышения доступности дошкольного образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы устанавливается среднесрочным финансовым планом администрации муниципального района и утверждается на очередной финансовый год.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального района. Окончательный объем, источники финансирования Программы будут определены на этапе разработки мероприятий.
9. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности реализации Программы
С учетом того, что дошкольное образование не является обязательным, а учреждения, реализующие программу дошкольного образования служат в помощь родителям по предварительной оценке результатов реализации Программы предполагается:
- открытие 485 дополнительных мест для получения дошкольного образования в учреждениях дошкольного и общего образования;
- увеличение охвата детей дошкольным образованием на 15 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 28 июля 2011 г. N 356 "Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы "Обеспечение доступности развития системы дошкольного образования в муниципальном районе имени Лазо на 2011 - 2014 годы" (не вступило в силу)
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был