В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", на основании постановления главы муниципального района имени Лазо от 28.10.2009 N 159 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ за счет средств муниципального бюджета" Собрание депутатов муниципального района решило:
1. Утвердить Концепцию целевой муниципальной программы "Педагогические кадры" на 2011 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальной защите Собрания депутатов муниципального района имени Лазо (Соснин П.А.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Собрания депутатов |
В.В. Сорокин |
Концепция
целевой муниципальной программы "Педагогические кадры" на 2011 - 2013 годы
(утв. решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 28.07.2011 N 354)
I. Введение
Концепция целевой муниципальной программы "Педагогические кадры" на 2011 - 2013 годы (далее - Концепция) определяет основные направления деятельности Управления образования администрации муниципального района имени Лазо (далее - Управление образования) по обеспечению образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами с целью получения качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам, всеми категориями граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Концепция определяет основу для разработки комплекса мероприятий по обеспечению учреждений образования муниципального района имени Лазо (далее - учреждений образования) высококвалифицированными специалистами и предусматривает объединение усилий Управления образования и руководителей учреждений образования в обеспечении развития кадрового потенциала; а также определяет цели, задачи и основные направления реализации Концепции.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
1. Возрастающая ежегодная кадровая потребность учреждений образования в высококвалифицированных специалистах.
2. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Возрастание требований к педагогу и системе образования в целом от заказчиков образовательных услуг: родителей (законных представителей), обучающихся, общественности, государства.
4. Введение нового Порядка аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования.
II. Характеристика проблемы
Тенденции развития современного общества, а также политика государства в области образования показывают, что меняются требования, предъявляемые в целом к системе образования и к педагогам в частности.
Анализ кадрового состава учреждений образования показывает, что по-прежнему сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста. На 01.01.2011 года в учреждениях образования работают 14% руководящих работников и 20,6% педагогических работников пенсионного возраста.
Анализ ситуации показывает, что процент педагогов и руководящих работников, имеющих первую квалификационную категорию, ниже краевого на 4,3%, число имеющих высшую квалификационную категорию ниже на 5,8%, в то время как именно этот показатель является индикатором профессионализма кадров.
Действующий документ об окончании курсов повышения квалификации имеют 78,8% руководящих и 73,8% педагогических работников муниципального района. С целью увеличения процента прохождения курсовой переподготовки педагогами до уровня краевых показателей используется система кредитно-зачетной системы, основанной на модульном структурировании учебных программ. Но, тем не менее, этот показатель ниже краевого на 1,7% по руководящему и на 6,7% по педагогическому составам.
В муниципальном районе сохраняется низкий процент закрепления молодых специалистов в учреждениях образования. За последние 3 года принято молодых специалистов: 2008 год - 13 человек, 2009 год - 9 человек, 2010 год - 7 человек. Только 40% педагогов остаются и продолжают профессиональную деятельность после окончания трудового договора.
Это обусловлено несколькими причинами:
- недостаточная оплата труда молодых специалистов;
- низкий процент предоставления жилья педагогам администрациями городских и сельских поселений муниципального района;
- отсутствие престижа профессии педагога в обществе.
Управление образования уделяет большое внимание решению вопроса по данной проблеме: молодые педагоги вовлекаются в школьные и районные мероприятия, участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Стало традицией чествовать молодых специалистов на августовской педагогической конференции. Руководители учреждений образования заботятся о присвоении молодым специалистам квалификационных категорий, принимают меры по решению жилищных проблем. За последние два года Управлением образования для молодых специалистов приобретено три квартиры.
В 2009 году Управление образования приняло участие в краевой программе предоставления сберегательного капитала молодым специалистам по обеспечению кадрами учреждений образования. С этой целью заключен договор с молодым специалистом, преподавателем истории Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
В муниципальном районе создана система награждения Государственными и отраслевыми наградами, поощрения педагогических работников главой муниципального района и начальником Управления образования, все это способствует развитию и стимулированию профессионального мастерства, повышению престижа профессии педагога. Но, следует признать, что полностью решить проблему обеспечения учреждений образования педагогическими кадрами, не удалось.
В целом по муниципальному району на 01.01.2011 года в учреждениях образования требуются 37 учителей по 11 специальностям. Особенно востребованными остаются педагоги по следующим специальностям: английский язык, история, обществознание, физика и математика.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов потребует активного участия педагогических кадров в современных профессиональных научных сообществах, что в муниципальном районе развито очень слабо. Только 5% педагогов учреждений образования участвуют в сетевых предметных сообществах, открытых сетевых заседаниях по обсуждению проблем в области образования.
Реализация Концепции направлена на создание условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также на достижение стратегических целей социально-экономического развития муниципального района.
III. Основные цели и задачи Концепции
Цель Концепции - создание условий для развития кадрового потенциала сферы образования с целью повышения доступности качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам.
Основные задачи Концепции:
- снижение доли педагогов пенсионного возраста;
- создание условий для закрепления молодых специалистов;
- обеспечение готовности педагогических и руководящих работников для реализации федерального государственного образовательного стандарта;
- создание условий для непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров; повышение квалификационной категорийности педагогических и руководящих кадров;
- повышение социального статуса педагогов.
IV. Основные направления реализации Концепции
Концепция предусматривает реализацию следующих направлений работы:
1) обеспечение координации работы по воспроизведению профессиональных кадров муниципальной системы образования;
2) повышение профессионализма педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
3) создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательных учреждениях посредством реализации новых механизмов финансово- экономического стимулирования и социальной поддержки;
4) совершенствование профессионализма педагогических работников через развитие профессиональных сообществ.
V. Эффективность Концепции
В результате реализации Концепции ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие муниципальной системы образования, наличие механизмов, обеспечивающих:
- совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества муниципального района по воспроизводству кадров;
- объективную оценку труда педагогических и руководящих кадров;
- систему социальной поддержки, стимулирования труда работников муниципальной системы образования для закрепления педагогических кадров в учреждениях образования муниципального района.
Реализация Программы позволит:
- формировать позитивный образ учителя в общественном сознании;
- повысить профессионализм педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- обеспечить наличие в учреждениях образования молодых специалистов, обучавшихся на условиях целевого набора;
- обеспечить оптимизацию возрастного состава педагогических и руководящих кадров в муниципальной системе образования;
- повысить образовательный уровень педагогических и руководящих работников учреждений образования;
- повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования;
- содействовать закреплению педагогических кадров в учреждениях образования;
- повысить качество предоставляемых образовательных услуг с учетом потребностей родителей (законны представителей), обучающихся, общественности, государства.
VI. Ожидаемые результаты
1. Закрепление молодых специалистов в учреждениях образования - до 80% от количества трудоустроившихся ежегодно.
2. Наличие своевременного прохождения курсовой подготовки педагогическими и руководящими кадрами - до 100% от общего числа педагогов муниципального района.
3. Аттестация педагогических и руководящих работников с присвоением высшей квалификационной категории - до 15% от общего числа аттестуемых ежегодно, с присвоением первой квалификационной категории до - 40% от общего числа аттестуемых ежегодно.
4. Охват педагогов деятельностью в сетевых предметных сообществах, с дистанционным консультированием и обучением - до 20% от общего числа педагогов учреждений образования.
5. Уменьшение педагогов пенсионного возраста - до 12% от общего числа педагогов учреждений образования.
VII. Потребность в материальных, трудовых и финансовых
ресурсах
В связи с тем, что финансирование будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального района по отрасли "Образование" на очередной финансовый год, дополнительных материальных и трудовых ресурсов для реализации Концепции не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 28 июля 2011 г. N 354 "Об утверждении Концепции целевой муниципальной программы "Педагогические кадры" на 2011 - 2013 годы
Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания
Текст решения официально опубликован не был