Вопрос: Кто является плательщиком ЕНВД при распространении рекламы в городе Хабаровске? Какова базовая доходность и физический показатель для деятельности по распространению и (или) размещению рекламы?
Пунктом 1 ст. 346.28 НК РФ установлено, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Решением Хабаровской городской Думы от 30.10.2007 N 509 "О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 20.09.2005 N 123 "О введении на территории городского округа "Город Хабаровск" единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" с 01.01.2008 на систему налогообложения в виде ЕНВД переведены организации и предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению:
- наружной рекламы;
- рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Размещение (распространение) рекламы внутри зданий, помещений, внутри транспортных средств не относится к наружной рекламе в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД (письма Минфина России от 29.06.2006 N 03-11-05/164, от 13.10.2006 N 03-11-04/3/453).
Распространение и (или) размещение наружной рекламы на нестационарных технических средствах (например, на выносных, переносных, подъемных воздушных технических средствах, тележках, лотках, зонтиках, сборно-разборных конструкциях, на рекламных щитах, расположенных на ограждениях объектов строительства, реконструкции, ремонта, и т.п.) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД (письмо ФНС России от 14.04.2006 N ШС-8-01/91).
Размещение (распространение) рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах - это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ).
Не подлежит обложению ЕНВД предпринимательская деятельность по размещению (распространению) рекламы (например, плакатов, постеров, стикеров) внутри транспортных средств (письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140).
Налогоплательщиками ЕНВД также могут быть признаны организации и индивидуальные предприниматели, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование рекламные конструкции в целях извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
Не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД предпринимательская деятельность по изготовлению и монтажу рекламных конструкций, деятельность по передаче по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих организации или индивидуальным предпринимателям (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы.
Соответственно, доходы, полученные от осуществления таких видов деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях применения УСН (письма Минфина России: в отношении наружной рекламы - от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106, от 05.10.2006 N 03-11-04/3/440, в отношении рекламы на транспорте - от 20.07.2006 N 03-11-04/3/354).
Кроме того, не переводится на ЕНВД деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих транспортные средства для размещения на них рекламной информации, за исключением ситуаций, когда транспортное средство принадлежит самому рекламораспространителю (письмо Минфина России от 23.03.2007 N 03-11-04/3/78).
В случае, если налогоплательщик одновременно занимается двумя видами деятельности (размещает рекламу третьих лиц и помимо этого сдает средства размещения рекламы в аренду), то он является плательщиком ЕНВД по первому виду деятельности и плательщиком налогов в соответствии с общей системой налогообложения либо УСН - по второму (письмо Минфина России от 12.09.2006 N 03-11-04/3/408).
Для целей применения гл. 26.3 НК РФ деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах (работах, услугах) не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность", и, следовательно, в отношении данного вида деятельности система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.
Также не являются плательщиками ЕНВД по данному виду деятельности лица, информация о которых или информация о деятельности которых будет размещаться на поверхности средств наружной рекламы (заказчик-рекламодатель). Аналогичной позиции придерживается Минфин России (письма Минфина России: в отношении наружной рекламы - от 14.02.2006 N 03-11-04/3/82, от 13.04.2006 N 03-11-04/3/198, в отношении рекламы на транспорте - от 20.07.2006 N 03-11-04/3/354, от 26.01.2007 N 03-11-04/3/24).
Таким образом, под действие системы налогообложения в виде ЕНВД подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые получают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях.
С 01.01.2008 базовая доходность и физический показатель для деятельности по распространению и (или) размещению рекламы установлены п. 3 ст. 346.29 НК РФ в зависимости от способа воспроизведения информации на рекламном носителе.
Виды предпринимательской деятельности |
Физические показатели |
Базовая доходность в месяц (руб.) |
1 | 2 | 3 |
Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения |
Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, кроме наружной рекламы с автоматической сменой изображения (в квадратных метрах) |
3 000 |
Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения |
Площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах) |
4 000 |
Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло |
Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах) |
5 000 |
Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах- роспусках, речных судах |
Количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, автомобилей легковых и грузовых, прицепов, полуприцепов и прицепов- роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы |
10 000 |
Н.Н. Залюбовская,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение дальневосточного региона", февраль 2008 г., N 2 (98)