Вопрос: Производственная фирма в целях распространения продуктов собственного производства проводит их дегустацию. Дегустация проходит в магазинах, на выставках и ярмарках. Являются ли расходы на проведение дегустации и в том и в другом случае рекламными? Если да, то в каком размере их можно учесть при расчете налога на прибыль? Будут ли дегустационные расходы, произведенные на выставках и ярмарках, подпадать под рекламные расходы на участие в выставках и ярмарках (п. 4 ст. 264 НК РФ)? Если названные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в размере 1 % выручки от реализации, то как учитывать сверхнормативные затраты? Если названные расходы на дегустацию не являются рекламными, то будет ли передача продуктов для пробы признаваться безвозмездной передачей имущества? Если да, то облагается ли НДС такая передача? И будет ли она безвозмездной, если после дегустации покупатель заключит договор с плательщиком на приобретение аналогичного продукта?
При определении расходов на рекламу необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". В этом случае указанные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В случае несоответствия расходов требованиям указанного Федерального закона и положениям ст. 252 НК РФ передача материалов для целей дегустации признается в целях налогообложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией, и согласно п. 16 ст. 270 НК РФ указанные расходы налоговую базу не уменьшают.
Анализ п. 4 ст. 264 НК РФ, в котором перечислены расходы на рекламу, принимаемые в целях налогообложения в размере фактических затрат (обратите внимание: их перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию), а также по нормативу, позволяет сделать вывод о том, что дегустация продукции относится к расходам на иные виды рекламы (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Поскольку последние гл. 25 НК РФ не определены, они подлежат квалификации на основании норм законодательства о рекламе (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Сопоставив нормы налогового законодательства и законодательства о рекламе, можно заключить, что ключевым положением для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации неопределенному кругу лиц, характерное для распространения рекламной информации. В противном случае произведенные затраты не могут быть отнесены к рекламным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Таким образом, затраты на дегустацию продукции можно отнести к рекламным расходам в том случае, если она проводится в публичном заведении.
Расходы налогоплательщика по проведению дегустации своих продуктов во время массовых рекламных кампаний, отвечающих целям ст. 2 Федерального закона "О рекламе" (при соблюдении условий ст. 252 НК РФ), относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1% выручки.
При этом выручка от реализации формируется по данным налогового учета согласно п. 2 ст. 249 НК РФ (кассовым методом или методом начисления в зависимости от того, каким способом предприятие определяет базу по налогу на прибыль) без учета суммы налогов (НДС и акцизов), предъявленных налогоплательщиком покупателю.
Расходы на организацию и проведение дегустации будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют критериям, приведенным в ст. 252 НК РФ: экономически оправданы, направлены на получение дохода в будущем и произведены в разумных пределах. Для этого организациям необходимо подготовить документ (например, бизнес-план), содержащий сведения о планируемом привлечении дополнительных клиентов, увеличении выручки и т.п.
Рекомендуем также оформить приказ по предприятию, утверждающий порядок и цели проведения рекламной акции. Кроме этого, при оформлении указанной хозяйственной операции необходимо иметь первичные документы, подтверждающие факт проведения дегустации продукции (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 252 НК РФ). Такими документами могут быть:
- договор со специализированным агентством на оказание услуг по проведению дегустации продукции (в случае, если организация проводит рекламную кампанию не самостоятельно);
- акт сдачи-приемки оказанных услуг;
- график проведения дегустаций (составляется либо специализированной организацией, либо самой организацией общепита);
- отчет по продажам продукции за период проведения каждой дегустации;
- отчет по расходам на дегустацию.
По налогу на добавленную стоимость
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от обложения НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Если организация осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она обязана вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). В противном случае у нее не будет права на вычет "входного" НДС, относящегося к налогооблагаемым операциям. Однако в силу п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий предусмотренные п. 3 ст.149 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг), вправе отказаться от их освобождения от налогообложения, подав заявление в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения.
Если фирма-налогоплательщик рекламирует продукцию, не облагаемую НДС, то "входной" НДС, относящийся к рекламным расходам, будет увеличивать расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).
Пример
В декабре 2007 года ООО в рамках рекламной кампании провело дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1000 ед. готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 60 руб. (составляющая израсходованного сырья - 50 руб.), и 500 ед. готовой продукции себестоимостью 120 руб. за единицу (ее рыночная стоимость - 177 руб. за единицу, в том числе НДС - 27 руб.).
Выручка от реализации продукции за второе полугодие 2007 года составила 15000000 руб. (без учета НДС). Таким образом, рекламные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат ((15000000 руб. х 1 %) > (60 руб. х 1000 ед. + 120 руб. х 500 ед.)).
В бухгалтерском учете ООО следует сделать следующие проводки:
Дебет счета 44 Кредит счета 20 - 120000 руб. - списана стоимость готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции (60 руб. х 1000 ед. + 120 руб. х 500 ед.);
* Дебет счета 44 Кредит счета 68 - 13500 руб. - начислен НДС со стоимости готовой продукции, себестоимость которой превышает 100 руб. (150 руб. х 500 ед. х 18 %);
** Дебет счета 19 Кредит счета 68 - 9000 руб. - восстановлен НДС со стоимости сырья, израсходованного при изготовлении продукции себестоимостью ниже 100 руб. за единицу (50 руб. х 1000 ед. х 18 %);
*** Дебет счета 44 Кредит счета 19 - 9000 руб. - списана восстановленная сумма НДС.
<*> В силу п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость переданной продукции, исчисленная на основании цен, рассчитанных в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.
<**> В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (в том числе для операций по передаче товаров, освобожденных от налогообложения).
<***> В налоговом учете эта сумма учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
О.И. Языкова,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", февраль 2008 г., N 2 (98)