Аудит как профессия на современном этапе
Особенностью российского бизнеса является повышенный уровень риска работы. В немалой степени это относится и к аудиту. Мы привыкли постоянно находиться в состоянии борьбы. Преодолевать создаваемые нам трудности. Пытаться разобраться в хитросплетении нашего законодательства, выкрутиться из создавшихся ситуаций самим и еще вытащить наших клиентов.
Но, наверное, уже пора остановиться и посмотреть: "Есть ли у нас перспектива в бизнесе? Не стоит ли все бросить и заняться чем нибудь более спокойным и размеренным?"
С чем связаны такие вопросы?
К сожалению, они связаны с реалиями нашей жизни. Теряется интерес у потребителей наших услуг в качественном аудите. Пропадает интерес у высококлассных специалистов к работе. Ведь наша работа с каждым днем становится все тяжелее, а отдача все менее серьезная. Ответственность, лежащая на плечах аудиторов, возрастает. Ведь нам требуется оформить огромное количество рабочих файлов и материалов в обоснование нашей качественной работы. Сегодня работают 31 Правило (стандарт) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства N 696, плюс Правила, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Если раньше, 5 - 7 лет назад, аудитор на набор доказательств и проведение процедур тратил 10 - 15 рабочих дней, находясь в аудируемой организации, а потом еще 5 дней на подготовку материалов проверки и на формирование рабочих документов, то сегодня при тех же 10 - 15 днях нахождения в организации, на формирование рабочих файлов и прохождение внутреннего контроля качества тратится 15 - 20 дней. И это все при наличии компьютерных программ проведения аудита.
Текучесть аудиторских кадров.
Если раньше нас спасали бухгалтерские кадры, пришедшие с предприятий, то сегодня данный ресурс себя исчерпал. Сегодня специалисты из действующих производственных организаций в аудиторские компании практически не идут. Можно даже говорить об обратном процессе. Те, кто пришел в аудит в 90-х, начале 2000-х годов, уходят в реальный сектор экономики. Причины этого кроются в серьезном опережающем росте зарплат управленческого персонала организаций, в большей стабильности и уверенности в завтрашнем дне, в отсутствии цикличности в работе. В том, что каждый главный бухгалтер имеет свой отдельный кабинет, социальную защищенность на порядок выше, чем аудитор. В конце-концов, в том, что главному бухгалтеру предприятия нет необходимости по 25 - 30 % своего рабочего времени проводить в командировке, в непонятно каких условиях, в отрыве от семьи.
Средняя зарплата главбухов колеблется от 53 805 рублей в столице до 21 771 рубля в городах с населением менее миллиона человек. Такие выводы следуют из статистических данных, подготовленных по заказу газеты "Учет Налоги Право" Интернет - сервисом по трудоустройству www.job.ru.
Город | По вакансиям |
Москва | 53 805 рублей (по вакансиям |
Санкт-Петербург | 37 639 рублей (по вакансиям) |
Города - миллионники | 23 851 рубль (по вакансиям) |
Другие города | 21 771 рубль (по вакансиям) |
Подпитка молодым поколением также не выдерживает испытания жизнью. Попадая в аудиторские организации, молодежь старается как можно быстрее показать себя, свою здоровую конкуренцию и буквально через год - два ждет повышения по служебной лестнице. Но в том то и дело, что далеко не в каждой аудиторской организацией это возможно. К тому же представители реального сектора экономики активно переманивают специалистов из серьезных аудиторских фирм даже с небольшим опытом работы, сразу же предлагая им не только более интересные с финансовой стороны предложения, но и обещая быстрый карьерный рост. Приятно, конечно, чувствовать себя кузницей кадров, но ведь и у нас должны работать высококлассные специалисты.
Сводная таблица по аудиторам и выданным лицензиям
(составлена по данным Министерства Финансов РФ)
Количество, по состоянию на | |||||||
1.03.05 | 1.07.05 | 1.01.06 | 1.07.06 | 01.01.07 | 1.07.07 | 1.01.08 | |
Лицензии на право осуществления аудиторской деятельности - всего |
7,2 тыс. |
7,4 тыс. |
7,7 тыс. |
7,9 тыс. |
8,2 тыс. |
7,8 тыс. |
7,3 тыс. |
в том числе: | |||||||
у аудиторских организаций |
6,1 тыс. | 6,4 тыс. | 6,6 тыс. | 6,8 тыс. | 7,1 тыс. | 6,8 тыс. | 6,4 тыс. |
у индивидуальных аудиторов |
1,1 тыс. | 1,0 тыс. | 1,1 тыс. | 1,1 тыс. | 1,1 тыс. | 1,0 тыс. | 0.9 тыс. |
Квалификационные аттестаты аудитора - всего |
31,9 тыс . |
33,6 тыс. |
35,0 тыс . |
36,2 тыс . |
36,7 тыс. |
37,0 тыс. |
37,5 тыс . |
в том числе: | |||||||
по общему аудиту | 29,9 тыс . |
31,5 тыс. | 32,8 тыс . |
33,9 тыс . |
34,3 тыс. | 34,6 тыс. | 35,0 тыс . |
по банковскому аудиту | 0,8 тыс. | 0,8 тыс. | 0,9 тыс. | 1,0 тыс. | 1,0 тыс. | 1,0 тыс. | 1,1 тыс. |
по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов |
0,7 тыс. |
0,8 тыс. |
0,8 тыс. |
0,8 тыс. |
0,8 тыс. |
0,8 тыс. |
0,8 тыс. |
по аудиту страховщиков | 0,5 тыс. | 0,5 тыс. | 0,5 тыс. | 0,5 тыс. | 0,6 тыс. | 0,6 тыс. | 0,6 тыс. |
По данным данной сводной таблицы видно, что количество действующих лицензий увеличилось с марта 2005 года по январь 2008 года всего на 100 единиц.
Здесь же наблюдается опасная тенденция уменьшения количества претендентов, желающих стать аудиторами. Так, за 2005 год аудиторская профессия выросла на 3100 человек, в 2006 году - на 1700 специалистов.
Особо настораживает резкий спад 2007 года. За 12 месяцев количество аудиторов увеличилось всего на 800 человек, из них 100 претендентов прошли на банковский аудит. Здесь можно сказать о том, что Министерство финансов России аннулировало ряд аттестатов аудиторов, но, несмотря на это, мы наблюдаем резкий, чтобы не сказать катастрофический, спад интереса к профессии.
Очень серьезное снижение темпов прироста аттестованных аудиторов в последние 2 года говорит о том, что специалисты перестали видеть в профессии "Аудитор", значимую для себя и высокооплачиваемую профессию.
Посмотрим теперь на аттестацию аудиторов с другой стороны, со стороны подтверждения повышения квалификации общественными объединениями аудиторов, аккредитованными при МФ РФ. Так за 2006 год ими были подтверждены только 3026 аттестатов аудиторов. Таким образом, учитывая, что первое такое подтверждение получается спустя 4 года, можно выйти на общее реальное количество работающих аудиторов - 12104. Возможно, кто-то закрутился в своей работе и пропустил сроки представления аттестата. Но вся беда в том то и заключается, что теперь он никогда не сможет продлить свой аттестат. У аудитора остается единственный выход - снова идти учиться, сдавать экзамен и получать новый аттестат.
В последнее время существенно утяжелились условия, в которых кандидаты сдают экзамены на аттестат аудитора. Программа самого экзамена существенно усложнилась. Это вполне объяснимо с точки зрения привлечения более квалифицированных кадров в аудит. Но, при всем при этом, с такими благими целями, как повышение уровня подготовленности специалистов, нельзя доводить претендентов до цейтнота. Каждый, кто хотя бы раз сдавал эти экзамены, хорошо запомнил свое стрессовое состояние. Результатом этого являются цифры успешно сдавших экзамены из общего количества претендентов - чуть менее 30 %. Данные результаты держатся в среднем по России последние 2 - 3 года.
Апрель 2007 |
Июнь 2007 | Октябрь 2007 |
Декабрь 2007 |
Всего за 2007 год |
|
Сдавали экзамен на аттестат | |||||
На общий аудит | 398 | 1000 | 575 | 1112 | 3085 |
На банковский аудит | 10 | 52 | - | 58 | 120 |
На аудит бирж, внебюджетных __ |
- | 31 | 10 | - | 41 |
На аудит страховщиков | - | 15 | - | 12 | 27 |
ИТОГО сдавали | 408 | 1198 | 585 | 1182 | 3273 |
Из них сдали на | |||||
общий аудит | 115 (28,9 %) |
283 (28,3) | 189 (32,9 %) |
412 (37 %) | |
банковский аудит | 9 (90 %) | 23 (44,2 %) | - | 36 (62 %) | |
аудит бирж, внебюджетных фон_ |
- | 21 (67,7 %) | 9 (90 %) | - | |
аудит страховщиков | - | 15 (100 %) | - | 11 (91,7 %) |
|
Итого сдали | 124 | 342 | 198 | 459 | 1123 |
По проекту изменений в Закон "Об аудиторской деятельности" все аудиторы обязаны будут пересдать экзамены на право получения единого аттестата.
Представляете, более 36000 аудиторов со всей России пересдают экзамены на право дальнейшего пользования своим "бессрочным" аттестатом. Если взять за основу цифры успешно сдавших экзамены на аттестат аудитора в 2007 году, то нам на всю эту процедуру потребуется всего 32 года (в проекте на это отводилось 2 - 3 года). Если же ограничиться предложенными сроками, представляете себе, какое качество мы получим, не говоря уже о возможных злоупотреблениях в ходе как подготовки, так и сдачи этих экзаменов.
В программу планируют включить вопросы по банковскому аудиту, по МСФО и т.д. Зачем специалисту в области общего аудита знать банковский аудит (аудиторы, владеющие аттестатом по банковскому аудиту составляют всего 3 % от числа специалистов по общему аудиту, участвующих же в аудиторских проверках банков еще меньше)? Зачем аудитору необходимо знать МСФО, с их логикой, существенно отличающейся от нашей, российской? Доля успешно сдавших экзамен на право получения диплома АССА ДipIFR (рус) составляет менее 25 %. И это при условии, что претенденты занимаются не менее 3 - 4 месяцев.
Как только будут приняты изменения в Закон с вышеизложенной формулировкой, отток аудиторов из профессии примет необратимый характер. Многие аудиторы со своим огромнейшим профессиональным опытом, отработавшие десятки лет в бухгалтерском учете и в аудите, сомневающиеся сегодня, уйдут из профессии, лишь бы сохранить свое здоровье и нервы.
Ужесточение контроля за работой аудиторов
Очень благое дело - повышение качества работы аудиторских организаций, с моей точки зрения, приняло несколько однобокий характер. Сложнее стало работать аудиторским организациям, которые и так старались выполнять требования Стандартов (правил) аудиторской деятельности. Они и так много усилий и времени тратят на оформление рабочих документов и файлов, несут дополнительные издержки, покупая компьютерные программы аудита, привлекая к работе методистов, ассистентов аудиторов и т.д. В то же время как существовал в нашей стране "черный" и "серый" аудит, так он и остался.
Контроль качества проводят общественные объединения аудиторов, аккредитованные при Минфине РФ. Все правильно, это оговорено во многих учредительных документах этих объединений. Но как только приходит пора проведения контроля качества (не реже 1 раза в 3 года), руководитель аудиторской фирмы "не совсем правильно работающей" кладет на стол объединения заявление о его выходе из состава участников. И все нормально. Никакой ответственности.
Ведь тут же другое объединение аудиторов готово принять эту организацию в свои ряды, не задавая никаких вопросов, не делая никаких проверок, даже убрав вступительные взносы и в разы снизив членские. Таким образом "непорядочные" аудиторские организации следующие 3 года могут спокойно "продавать" свои Заключения, писать липовые отчеты, т.е. заниматься тем же, чем они занимались и предыдущее время.
По данным Министерства финансов по состоянию на 31.12.2006 г. в аккредитованные общественные объединения входило 3176 аудиторских организаций (по моему мнению, из них 5 - 10 % являлись двойными - тройными членами). В тоже время количество лицензий, выданных аудиторским организациям по состоянию на 31.12.2006 г., составило 7100 единиц. Разница более чем в 2 раза.
Где же эти оставшиеся почти 4000 организации? Кто в них работает, и какие заключения они выдают? Кто их контролирует, причем контролирует не на бумаге, а в жизни? Вот где открывается простор для любого аудита: "белого", "серого", "черного".
Те же руководители, кто хотя бы раз прошел внешний контроль качества работы, осознали необходимость более внимательного отношения к оформлению результатов работы. Никто не ставит перед контролерами качества задачу развалить аудиторскую организацию, заставить уйти ее с рынка. Но обязать ее работать качественно, соблюдая все стандарты - это задача всех общественных объединений аудиторов и Министерства Финансов РФ. Выходом из этой ситуации явилось бы принятие решения Советом по аудиторской деятельности Министерства Финансов РФ о запрете приема в члены общественного объединения аудиторов, аккредитованного при МФ РФ аудиторских организаций без предварительного контроля качества. Ведь тогда и с общественных объединений можно спрашивать по полной программе.
Только тогда у нас уйдет демпинг, только тогда вырастет стоимость аудиторских услуг. Ни одна аудиторская организация не согласится делать аудит промышленного предприятия за 30 - 40 тысяч рублей.
По данным Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в 2006 году в рамках системы внешнего контроля работы аудиторских организаций было проведено 515 проверок. Данными проверками были охвачены 11 - 13 % всех аудиторских организаций России. Из них 93 % были проверены в рамках планового контроля аудиторских общественных объединений, аккредитованных при Минфине РФ, 6 % (31 аудиторская организация), проверены по поручению Минфина, 1 % на основании поступивших жалоб.
Из этих цифр выглядывает страшная картина для всего нормального российского аудита. Так, из 4000 аудиторских организаций, не входящих в общественные объединения аудиторов, в 2006 году были проверены по указанию Минфина России всего 36 аудиторских компаний (возможно часть из них входит в состав общественных объединений, нет расшифровки МФ РФ), то есть менее 1%.
Из 478 плановых проверок, 281 проверка была проведена Аудиторской Палатой России. То есть более 2/3 всех проверок качества работы аудиторов проведены одним общественным объединением. А где же другие объединения, где их соответствующие показатели?
Не меньший интерес у всех пользователей информации вызывает вопрос: "Сколько же аудиторских организаций не прошли контроль качества? Скольким организациям было дано время на устранение выявленных недостатков?" Ведь если все 100 % попавших под контроль аудиторских организаций смогли пройти контроль качества с первого раза, то это сразу же должно вызвать много вопросов не только у аудиторского сообщества, но и у контролирующего федерального органа в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Цифры достижений аудиторских организаций России
Посмотрим данные за 2005 - 2006 гг.
Аудиторская организация среди 4 аудиторских организаций с наибольшим доходом |
Средняя аудиторская организация Москве (исключая 4 аудиторских организаций с наибольшим доходом) |
Средняя аудиторская организация в других регионах (без Санкт - Петербурга) |
|||
2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Количество сотрудников | 1009 | 15 | 17,8 | 11,4 | 11,2 |
Количество аудиторов, чел. | 92 | 8 | 8,1 | 7 | 6,2 |
Количество клиентов, единиц | 196 | 13 | 21,6 | 12 | 16,5 |
Доходы - всего, млн. руб. | 2457,2 | 7,1 | 9,3 | 2,4 | 2,9 |
Доходы от проведения аудита в расчете на 1 клиента, тыс. руб. |
2078,6 | 275 | 223,9 | 110 | 104,0 |
Доходы в расчете на 1 сотрудника, тыс. руб. |
2540,8 | 472 | 609,6 | 208 | 263,1 |
Доходы в расчете на 1 аудитора, тыс. руб. |
5069,1 | 433 | 595,7 | 199 | 275,7 |
За один только 2006 год среднее количество аудиторов в организациях уменьшилось более чем на 10 %. И это очень серьезный показатель, на нем мы останавливались выше.
Не может не радовать увеличение количества клиентов, на 60 % в Москве и на 35 % в других регионах. Но при этом мы видим существенное снижение выручки, приходящейся на 1 клиента, почти на 20 % в Москве и на 5 % в иных регионах. То же самое мы видим в общем объеме выручки. При увеличении общего числа клиентов (здесь берем региональные компании) на 37,5 % мы видим увеличение выручки всего на 20 %. Если учесть инфляцию, то снижение выручки, приходящейся на 1 клиента, окажется еще существеннее. Следует помнить здесь и о том, что в конце августа 2005 года были утверждены 8 новых стандартов аудиторской деятельности. Их претворение в жизнь в конце 2005 и в ходе 2006 года не только не облегчило работу аудитора, а значительно ее усложнила. Следовательно, на саму проверку и обработку материалов времени стало требоваться больше, чем требовалось ранее. И сразу же возникает вопрос: "За счет чего стало возможно такое снижение? Где разумность?"
Персонал аудиторских организаций
Россия | Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы | |||||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Распределение аудиторов по России в % |
100 | 100 | 39,9 | 38,9 | 7,6 | 7,9 | 52,5 | 53,2 |
Доля аудиторов в общем количестве сотрудников в % |
54,9 | 49,3 | 49,7 | 42,3 | 55 | 51,2 | 59,8 | 55,7 |
Сегодня можно говорить о том, что аудитор еще остается главным действующим лицом аудиторской организации, но его активно теснят представители других профессий.
Так, в регионах аудитор занимает главенствующую роль среди персонала, но просматривается резкая тенденция на снижение доли аудиторов, в общем количестве сотрудников аудиторских компаний. Только за 2006 год соотношение аудиторов к числу сотрудников аудиторской организации уменьшилось в Москве почти на 15 %, в регионах на 8 %. К тому же наглядно видно различие в подходах кадровых служб. Так если в Москве на долю аудиторов приходится 42,3 %, то в других регионах - 55,7 %. Это же соотношение говорит о том, что для Москвы присущ более широкий спектр оказания различных услуг, не только аудиторских.
Общий объем выручки аудиторских организаций за 2004 - 2006 года (млн. руб.)
За 2004 | За 2005 | За 2006 | |
Доходы всего | 20545,7 | 28857,0 | 34392,5 |
Из доходов 2006 года:
- 9 828,8 млн. рублей (29,6 %) приходятся на 4 аудиторских организации с наибольшим доходом,
- 8 116,63 млн. руб. (23,6 %) приходятся на остальные 46 крупнейших аудиторских организаций,
- 16 447,07 млн. руб. (46,8 %) приходятся на все оставшиеся аудиторские организации России (если брать по количеству выданных лицензий, их - 6550 единиц, если брать по экспертным оценкам - 4233 единицы).
Если же посмотреть "Рейтинг аудиторско-консалтинговых групп по итогам за 2006 год" проведенный агентством "Эксперт", то мы увидим еще большее расслоение аудиторов. Так, на долю 150 аудиторско-консалтинговых групп приходится более 27 млрд рублей. С учетом ассоциированных членов этих групп их количество составит 1138 единиц. Таким образом, на долю оставшихся 5462 аудиторских организаций приходится чуть более 7 млрд. рублей. Если продолжить расчет дальше, то мы увидим, что средняя годовая выручка аудиторской организации, не входящей в состав 150 крупнейших, составит 1275 тысяч рублей.
Стоимость 1 человека/часа работы аудитора в 2005 - 2006 годах (при 40 часовой рабочей недели)
2005 год (1989 рабочих часов) |
2006 год (1986 рабочих часов) |
|
в одной из 4 крупнейших аудиторских компаний |
- | 2 552,4 рубля |
в средней московской организации | 217,7 | 299,9 рублей |
в средней региональной аудиторской организации |
100,05 | 138,8 рублей |
Радует, что в 2006 году мы видим существенный прирост стоимости 1 человека/часа работы аудитора. Но я даже не подозревал, пока не произвел приведенные выше расчеты, насколько наш труд низкооплачиваем.
Вот здесь хотелось бы остановиться на демпинге. Ведь это мы сами загнали себя в угол, оценили свою работу на 3 порядка ниже, чем она стоит. В начале 2000-х годов государственные структуры предлагали проводить инициативный аудит по более или менее разумной стоимости. Мы же, аудиторы, сами опускали эту стоимость в несколько раз, лишь бы получить заказ. На конкурсах по выбору аудиторов размах ценовых предложений расходился в 8 - 15 раз и проходили самые дешевые предложения.
До сегодняшнего дня мало что поменялось. Да, появилось Постановление Правительства N 706, в котором был заложен антидемпинговый механизм, но оно распространяется на малую часть аудируемых организаций. В остальном же все остается постарому. Пока мы сами не начнем бороться с аудиторами, которые работают по нижайшим ценам, которые полностью дисквалифицируют нашу профессию, мы никогда не сможем добиться возвращения нам уважения со стороны бизнес-сообщества. Зачем платить аудиторам достойную оплату за их услуги, если каждый второй из них готов работать за сумму в 2 - 5 раз ниже всякой разумной цены?
Что делать маленьким аудиторским организациям? С моей точки зрения, им можно выжить только путем объединения нескольких региональных компаний.
Есть ли место региональным аудиторским организациям на рынке?
В настоящий момент идет активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка, сужение этого рынка. Особо этому способствуют конкурсы, проводимые в Центре, в которые не могут попасть региональщики. Процедура аккредитации при различных холдингах, министерствах существует исключительно для создания препон чужим аудиторам и для продвижения своих.
Большой проблемой для всех региональных аудиторов является процесс перераспределения бизнеса. Идет активный передел рынка, смена собственников организаций. Ни один руководитель региональной аудиторской компании не может быть уверен в том, что клиент, с которым он успешно работает несколько лет, не уйдет от него после того, как его "поглотят". И это становится серьезной проблемой всех региональных аудиторов. Ведь у них выбивают опору из под ног. Поглощениям подвергаются не киоски, стоящие на перекрестках, а крупнейшие региональные предприятия, которые живут, производят рентабельную продукцию. Именно те, на которых держится региональный рынок аудита. Следствием передела рынка является все большая централизация аудита.
Распределение аудиторских организаций по России (в %)
Россия | Москва | Санкт - Петербург | Другие регионы | |||
100 | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. |
100 | 35,1 | 34,6 | 7,3 | 7,7 | 57,6 | 57,7 |
Более трети всех аудиторских организаций находятся в Москве. В них работают почти 40 % процентов всех российских аудиторов.
Место на рынке первых 50 аудиторских организаций по величине доходов за 2005 - 2006 годы (в %)
4 аудиторские организации с наибольшим доходом |
Остальные 46 организаций |
|||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских организаций |
31,8 | 29,6 | 22,8 | 23,6 |
Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций |
44,9 | 22,9 | 17,1 | 21,9 |
Доля аудиторов в общем количестве аудиторов, работающих во всех аудиторских организациях |
1,1 | 1,3 | 6,3 | 6,0 |
Доля клиентов, отчетность которых проаудирована в общем количестве таких клиентов всех аудиторских организаций |
1,2 | 1,0 | 7,8 | 8,2 |
Что интересного можно увидеть в данной таблице:
- падение доли аудита в общих доходах крупнейших компаний,
- 1 % клиентов, отчетность которых в 2006 году аудируют 4 крупнейшие организации дают им выручку, составляющую 22,9 % от совокупных доходов всех аудиторских организаций России,
- 1,3 % от всех аудиторов России приносят доход, составляющий 29,6 % от всех доходов аудиторов. Выручка, которую приносит 1 такой аудитор, почти в 23 раза превышает среднюю выручку, приходящуюся на среднестатистического российского аудитора.
Неужели другие российские аудиторы настолько безграмотны, что получаются такие перекосы? Или причина заключается в том, что работа аудитора средней аудиторской российской организации ценится настолько низко?
Аудиторские заключения, выданные при проведении обязательного аудита
Виды выданных аудиторских заключений | Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
|
2005 год | 2006 год | |
Выдано аудиторских заключений всех видов | 100 | 100 |
в том числе | ||
с выражением безоговорочно-положительного мнения |
51,1 | 56,9 |
с выражением мнения с оговоркой | 46,8 | 41,5 |
с выражением отрицательного мнения | 1,0 | 1,1 |
с отказом от выражения мнения | 0,4 | 0,4 |
с выражением сомнения в возможности продолжать деятельность |
0,7 |
Данная таблица лично меня наводит на грустные мысли. С учетом запутанности нашего законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговые учеты, более чем странной видится 1 - 1,1 % выданных заключений с выражением отрицательного мнения. Наш опыт проведения аудита и выдачи отрицательных заключений говорит о том, что количество отрицательных заключений должно быть выше, как минимум, на порядок.
Не менее странным выглядят 0,7 % от всех заключений с выражением сомнения в возможности продолжать деятельность. Любой простейший анализ финансово-хозяйственной деятельности аудируемых предприятий покажет, что показатели многих из них находятся ниже крайних рекомендуемых уровней. Не говоря о тех предприятиях, у которых чистые активы частенько ниже уставного капитала, и не забывая о тех, у кого они в минусе.
Данные цифры говорят о том, что аудиторские заключения далеко не всегда даются объективно.
Закон рынка говорит о том, что инвестиции (деньги) идут в те сферы, которые могут приносить прибыль. Посмотрим, что говорят цифры возраста аудиторских организаций в 2006 году:
Количество лет ведения аудиторской деятельности |
Удельный вес аудиторских организаций в общем количестве, % |
Менее года | 3,3 |
1 - 2 года | 11,5 |
3 - 4 года | 17,7 |
5 и более лет | 67,4 |
Цифры говорят о том, что в последние 2 года бизнесмены перестали верить в рынок аудита и оценивают его как один из самых перегруженных и рискованных, один из самых тяжело подъемных с точки зрения развития бизнеса.
К сожалению, проведенный анализ информации, представленной Министерством Финансов Российской Федерации и размещенной на сайте Министерства, не вызывает оптимизма.
Очень много в выравнивании сложившейся ситуации зависит от нас с вами. Но, если мы будет старательно отводить глаза, бояться сказать друг другу правду, прятать голову в песок, то положение только усложнится, и тогда у нас останется только один выход - уйти с этого рынка.
Пути выхода, из создавшейся ситуации, мое видение:
- предпринять активные шаги по более оперативному прохождению в Государственной Думе изменений и дополнений в Закон 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности",
- представителям общественных объединений аудиторов согласовать пожелания своих членов с Министерством финансов РФ и не допустить введения требований о пересдаче экзаменов на право работы в аудите, о создании компенсационного фонда,
- перевести вектор в борьбе общественных объединений аудиторов России с дискредитации другого общественного объединения в область взаимного сотрудничества с целью повышения статуса профессии аудитора,
- от имени АПР выйти с предложением на Министерство финансов России более активно проводить контроль качества аудиторских организаций, не входящих в общественные объединения аудиторов,
- выйти на все общественные объединения аудиторов, аккредитованные при Министерстве финансов, с рекомендацией ввести предварительную систему контроля качества работы вступающих аудиторских организаций и аудиторов (с учетом требований нового Положения о лицензировании аудиторской деятельности),
- разработать в общественных объединениях аудиторов систему выборочной перепроверки (не более 5 %) проведенного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводить данный контроль силами штатных специалистов объединения.
- разработать таблицу минимальной стоимости аудита для организаций различных видов деятельности (взять за основу работу оценщиков), утвердить минимальную стоимость 1 часа работы аудитора,
- утвердить на собрании представителей общественных объединений аудиторов России разработанную таблицу с рекомендацией использования ее данных в работе своих членов,
- в последующем контролировать качество аудита, проводимого по демпинговым ценам,
- повести мероприятия по дополнительному контролю качества тех аудиторских организаций, которые по результатам аудита 2006 или 2007 финансовых годов не выдали ни одного модифицированного аудиторского заключения с выражением отрицательного мнения.
Рукин В.В. -
директор ЗАО "Аудит - Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2008 г., N 3 (99)