Вопрос: По мнению налоговой инспекции, организацией неверно применена ставка при исчисление транспортного налога по автомобильному крану. Налоговики утверждают, что автокраны относятся к категории "Грузовые автомобили". Нами использованы ставки в соответствии с техническим паспортом, выданным органами Ростехнадзора, для самоходных машин. Категория на транспортное средство техническим паспортом не устанавливалась. Кто прав?
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1, налоговые органы относят автомобильные краны к категории "Грузовые автомобили" По их мнению, автокраны считаются специальными грузовыми автомобилями по ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
При рассмотрении данного вопроса следует учитывать сложившуюся арбитражную практику. При этом большинство судебных решений заканчивается в пользу налогоплательщика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.02.2006 N А11-3291/2005-К2-18/203).
В соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1806 при использовании ставки самоходных машин по спорным транспортным средствам следует учитывать следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии с приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968).
По Общероссийскому классификатору основных фондов краны общего назначения на автомобильном ходу относятся к подъемно-транспортному подвижному оборудованию, входящему в подраздел "Машины и оборудование". В то время как грузовые автомобили значатся в подразделе "Средства транспортные".
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении путем его регистрации и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными приказом МВД РФ от 27.01.2003.
Между тем автокран зарегистрирован в органах Государственной инспекции Ростехнадзора, и на данное транспортное средство выдан паспорт, где указано наименование транспортного средства - самоходная машина.
На основании изложенного действия организации правомерны.
А.П. Погудина,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2008 г., N 3 (99)