Решение Коллегии Министерства культуры Хабаровского края и Коллегии Министерства образования Хабаровского края
от 14 декабря 2007 г. N 3/6
Заслушав и обсудив доклад "О комплексе мер по развитию художественно-эстетического образования в Хабаровском крае до 2010 года", члены коллегий министерства культуры и министерства образования края отмечают, что в крае сложилась определенная система работы по художественно-эстетическому образованию. Достигнутый уровень духовной и художественной культуры во многом обеспечивается деятельностью учреждений системы образования, широкой культурно-просветительской работой учреждений культуры и искусства края, поддержкой и развитием профессионального искусства и различных форм художественной самодеятельности.
В крае отмечается тенденция увеличения числа дошкольных образовательных учреждений, приоритетным направлением в которых является художественно-эстетическое воспитание детей. По сравнению с 2001 годом их количество увеличилось на 77,4 %. Во всех учреждениях дошкольного образования реализуются комплексные программы, в том числе "Радуга", "Детство", "Кроха", "Истоки", "Развитие".
В общеобразовательных учреждениях края реализуется 7 вариативных программ художественно-эстетической направленности, из них 3 - в предметной области "Изобразительное искусство", 4 - в предметной области "Музыка". С введением профильного обучения создаются классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, расширяется спектр предметов школьного компонента, факультативных и элективных занятий по художественному направлению. Заслуживает внимания опыт работы школы N 37 г. Комсомольска-на-Амуре, лицея "Ритм", гимназии N 7 г. Хабаровска по массовому привлечению школьников к художественно-эстетическому образованию.
В 2007 году в учреждениях дополнительного образования детей занимается по программам художественно-эстетической направленности свыше 45 тыс. подростков, или 48,2 % от общего числа их воспитанников. На 01 января 2007 года в 74 учреждениях дополнительного образования детей насчитывалось 2017 образовательных программ, из которых 584 или 29 % - художественно-эстетической направленности, что в 2,3 раза больше, чем в 2001 году. Широко известны в крае и за его пределами творческие коллективы учреждений дополнительного образования детей - Центры "Сказка", "Восхождение", "Гармония", театральные студии "Алый парус" и "Бенефис" (г. Хабаровск), "Хехцирские узоры" (Хабаровский район), "Город мастеров" (Бикинский район), Центр детского творчества "Паллада" (г. Советская Гавань), Центр этнографической культуры (Комсомольский район), студия "Этнография и прикладное искусство" (г. Амурск) и мн. др.
В структуре художественного образования края приоритетное значение имеет сеть учебных заведений дополнительного образования детей, подведомственных министерству культуры края. Она состоит из 46 учреждений, включающих 11 музыкальных школ, 30 школ искусств, 3 художественные школы и по одной хоровой и хореографической школе. В них обучается свыше 8,5 тыс. учащихся, работает 757 преподавателей, из которых высшее образование имеют 433 человека или 57 %.
В настоящее время в крае действует 312 учреждений культуры культурно-досугового типа, в них работает 1952 клубных формирований, в которых реализуют свои способности около 30 тыс. человек. Звание "Образцовый" и "Народный" имеют 49 коллективов любительского художественного творчества. Созданная в крае система организации краевых, региональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей по всем видам и жанрам творчества позволяет выявить лучшие коллективы и талантливых исполнителей. За последние семь лет проведено 157 фестивалей, конкурсов и праздников, в которых приняло участие более 40 тыс. самодеятельных артистов, на которых побывало более 250 тыс. зрителей. По сравнению с 2001 годом количество хоровых коллективов увеличилось на 45, в них участников на 579 человек, хореографических коллективов - на 85, их участников - на 692 человек#.
Одним из важных направлений художественно-эстетического образования края является сохранение и развитие традиционной художественной культуры народов, проживающих на территории края. На базе краевого научно-образовательного творческого объединения культуры в течение пяти лет работает 10 национально-культурных центров. Всестороннюю помощь и поддержку получают 14 национальных культурных центров муниципальных образований края, которые способствуют выявлению и поддержке народных мастеров, национальных авторов, сбору и популяризации национального фольклора.
Значимую работу по художественно-эстетическому образованию населения края, профессиональному становлению деятелей искусств проводят творческие союзы: краевые организации Союза писателей, Союза художников, отделения Союза театральных деятелей России, Дальневосточной композиторской организации.
Вместе с тем, в развитии художественно-эстетического образования имеется ряд нерешенных проблем.
В крае только 3 школы или 1 % в профильном обучении используют программы художественно-эстетической направленности, сохраняется дефицит в программах, развивающих художественные способности учащихся, углубляющих и расширяющих эстетические представления о человеке и его месте в мире.
Ослаблена взаимосвязь учреждений общего, профессионального образования и дополнительного образования, недостаточно используется потенциал учреждений культуры и искусства в образовательном процессе учебных заведений края. В течение 2007 года Дальневосточный художественный музей не посетили учащиеся 32 школ г. Хабаровска или 36 % от общего числа, а 15 школ организовали лишь по одной малочисленной экскурсии.
Наиболее острыми остаются кадровые вопросы. Отмечается старение педагогических кадров, 20,1 % учителей, преподающих предметы художественно-эстетического цикла, имеют пенсионный возраст, 32,6 % не имеют высшего профессионального образования.
Из-за отсутствия педагогов уже на протяжении нескольких лет не работают школы искусств в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах, закрылись школы в селах Булгин Охотского, Парин Комсомольского и Лазарев Николаевского муниципальных районов. Средний возраст педагога дополнительного образования составляет 47 лет, а в школах искусств - 52 года.
Крайне редко проходят стажировки профессорско-преподавательского состава учебных заведений профессионального образования в ведущих вузах России.
Серьезной проблемой остается изношенность и нехватка музыкальных инструментов.
Предложенный и рассмотренный на коллегии комплекс мер направлен на формирование в крае единой межведомственной культурной и образовательной политики и определяет систему принципов, приоритетов и основных параметров развития художественно-эстетического образования Хабаровского края до 2010 года. Его реализация позволит решить задачи сохранения и дальнейшего развития художественной среды как главного фактора формирования художественной культуры, модернизации системы художественно-эстетического образования с целью совершенствования ее структуры, укрепления кадрового потенциала и материально-технической базы.
В целях дальнейшего совершенствования художественно-эстетического образования в Хабаровском крае, а также с учетом состоявшегося обсуждения, коллегии министерства культуры края и министерства образования края решили:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по развитию художественно-эстетического образования в Хабаровском крае до 2010 года.
2. Отделу искусств и развития культурной политики края министерства культуры края (Леховицер Н.А.) и отделу дополнительного образования и воспитания министерства образования края (Воронина В.П.) в срок до 01.02.2008 г.:
2.1. Подготовить проект постановления Правительства края "О комплексе мер по развитию художественно-эстетического образования в Хабаровском крае до 2010 года".
2.2. Разработать Положение о краевом межведомственном координационном совете по вопросам художественно-эстетического образования.
3. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края до 01.04.2008 г. разработать на среднесрочную перспективу планы мероприятий по развитию художественно-эстетического образования в муниципальных образованиях.
Председатель коллегии, Председатель коллегии,
министр культуры министр образования
Хабаровского края Хабаровского края
А.В. Федосов А.А. Базилевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства культуры Хабаровского края и Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 14 декабря 2007 г. N 3/6
Текст решения официально опубликован не был