Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 22 февраля 2008 г. N А73-13894/2007-89АП
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1963 настоящее решение оставлено без изменения
Производственно-коммерческий кооператив "Х" (далее по тексту ПКК "Х, заявитель, кооператив), обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления N ххх от 28.12.2007 Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту МТУ Ростехнадзора по ДФО) о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что предприятие не является субъектом правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а также деятельность по размещению отходов, следовательно, у него нет обязанности по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Суд установил:
Межрегиональным отделом государственного экологического надзора Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу 26.12.2007 проведена проверка ПКК "Х", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. М., в ходе которой установлено, что в глиняном карьере, принадлежащем заявителю, расположенном с тыльной стороны территории Детской краевой больницы по ул. П. г. Хабаровска, находится несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов объемом 10 м. куб.
По данному факту государственным инспектором по охране природы межрегионального отдела государственного экологического надзора МТУ Ростехнадзора по ДФО 27.12.2007 с участием законного представителя кооператива составлен протокол об административном правонарушении N ххх.
28.12.2007 этим же должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ххх от 28.12.2007, которым ПКК "Х" привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьями 14 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" раскрываются понятия, используемые в данном законе, так под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статьи 11 указанного Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со статьей 18 этого же закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов производства и потребления, является платным.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами согласно статьи 8.2 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до ста тысяч рублей административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исследовав материалы дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Кооператива события вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ПКК "Х" привлечено к административной ответственность за несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов объемом 10 м. куб. по ул. П. в г. Хабаровске
Как установлено судом Кооператив осуществляет по указанному адресу работы по рекультивации земель глиняного месторождения (карьера глин 8-го месторождения Индустриального района г. Хабаровска).
В соответствии с рабочим проектом "Рекультивация карьера 8-го месторождения Индустриального района г. Хабаровска" для засыпки старых выработок, ям и котлованов используется грунт II группы (строительный мусор). НППКО "Э" проведена экспертиза промышленной безопасности данного рабочего проекта и установлено, что проект выполнен с соблюденией требований ФЗ-116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Согласно пункту 6 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородного слоя, своевременное вовлечение земель в оборот входит в содержание охраны земель.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса"
В соответствии с пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. N 67 (далее - основные положения), рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивации, согласно пункту 5 указанных Основных положений подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Как установлено пунктом 6 Основных положений, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством (пункт 32).
Как следует из письма Комитета по управлению Южным округом от 06.11.2007 г. N 1-30/2651, Комитетом по охране окружающей среды одним из мест для складирования б/у железобетонных конструкций (относящихся к строительному мусору) определен карьер 3-го кирпичного завода по ул. М.
При таких обстоятельствах следует признать, что складирование строительных отходов в глиняном карьере производит неустановленный круг лиц по указанию Комитета по охране окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Кооператива отсутствует правонарушение в виде несанкционированной свалки мусора.
Факт наличия в карьере бытового мусора не нашел подтверждения в судебном заседании. Из представленных на обозрение суда фотографий невозможно сделать однозначный вывод о наличии на территории карьера свалки бытового мусора.
Довод административного органа о сжигании мусора на территории карьера не подтвержден материалами дела. Как следует из объяснений сторон ПКК "Х" был привлечен к административной ответственности за факт сжигания угля на территории карьера в целях разогрева грунта для произведения работ. Указанный факт был установлен в том же период, что и рассматриваемый. Таким образом, установить факт изображения на фотографиях горящего мусора, а не угля не представляется возможным.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статья 29.10. КоАП РФ, в постановление по делу об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП, должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес (пункт 1); дата и место рассмотрения дела (пункт 2); сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (пункт 3); обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4); статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу (пункт 5); мотивированное решение по делу (пункт 6); срок и порядок обжалования постановления (пункт 7).
Наличие иных фактов, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ (нарушения при использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), проверкой не установлено и не отражено в протоколе от 27.12.2007 г., постановлении от 28.12.2007 г.
При таких обстоятельствах, Постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, решил:
Постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по ДФО) от 28.12.2007 г. N ххх о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенное в отношении Производственного-коммерческого кооператива "Х" признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 февраля 2008 г. N А73-13894/2007-89АП
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1963 настоящее решение оставлено без изменения