Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 11 апреля 2008 г. N А73-13182/2007-47
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 10841/08 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора настоящего решения отказано
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2615 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2008 г.
в полном объеме решение изготовлено 11.04.2008 г.
Муниципальное образование городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 2 153 665,13 рублей убытков, возникших в связи с компенсацией с января по декабрь 2004 года расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно лицам, работающим в МОУ СОШ N хх, хх, хх, хх, хх, хх, хх, х, хх, х, х, Управлении по делам ГОЧС г. Комсомольска-на-Амуре, Управлении капитального строительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МДОУ N 42, Отделе образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МОУ "Центр юных техников", МОУ ДОД "Эколого-биологический центр", МОУДО "Городской дворец творчества детей и молодежи", МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ленинского округа, Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Комитете по управлению имуществом администрации г. Комсомольска-на-Амуре, ОСЗН Ленинского округа г. Комсомольска-на-Амуре, МУ "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В порядке ст. 49 АПК РФ истцом уменьшены исковые требования на 239 645,59 руб. (97 382,45 руб. + 142 263,14 руб.), составляющие расходы истца, понесенные в 2003, 2005 годах и в связи с отсутствием документов, подтверждающих расходы. Таким образом, исковые требования составили 1 914 019,54 руб.
В судебное заседание Министерство финансов Хабаровского края не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании с иском не согласилось, просило в удовлетворении иска с казны Российской Федерации отказать. По тем основаниям, что Закон "О государственных гарантиях и компенсациях..." возлагает обязанность по оплате проезда и провоза багажа лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на предприятия, учреждения и организации-работодателей. При этом действующим законодательством не предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета оплачивается проезд в отпуск работникам предприятий. Кроме того, Министерством финансов РФ оспаривалась правомерность произведенных выплат на сумму 1 118 271,53 руб.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование г. Комсомольска-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре в 2004 году осуществляло за счет средств местного бюджета компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно, граждан - работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих в соответствии с ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с невозмещением истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Так в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
Наряду с этим данные выплаты, осуществляемые предприятиями и организациями, установлены и гарантированы государством, а потому должны компенсироваться из федерального бюджета. Названная правовая позиция следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 15-О.
В связи с чем источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии в статье 4 Закона РФ N 4520-1 указан бюджет Российской Федерации.
При этом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование таких обязательств должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию льгот, установленных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусматривались, соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации - Хабаровский край не передавались.
Таким образом, судом учтено, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали, поэтому обязанность по возмещению убытков истцу должна быть возложена на Российскую Федерацию из-за непредоставления бюджету субъекта РФ необходимых денежных средств в целях компенсации спорного объема льгот местному бюджету в порядке, предусмотренном статьями 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ.
С учетом изложенного, ответчик Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края не может быть привлечен к ответственности в виде возмещения предъявленных ко взысканию убытков.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, судом отклоняются, так как к возмещению предъявлены расходы бюджетных организаций, поэтому в данном случае ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице его финансового органа.
Объем предоставленных Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре этой категории граждан выплат при возникновении права на льготный проезд в 2004 году подтверждается предоставленными отдельными списками работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой по проезду в отпуск и обратно, заявлениями на отпуск, приказами на отпуск и на оплату льготного проезда, проездными билетами и документами бухгалтерского учета.
Юридическим основанием для компенсации расходов по проезду, произведенных работникам учреждений, в соответствии с Законом "О государственных гарантиях..." является следующее:
- наличие приказа о предоставлении отпуска работнику за 2004 год;
- наличие права работника на льготный проезд (1 раз в 2 года);
- наличие документов, подтверждающих расходы работника по проезду к месту отдыха и обратно (билеты, справки о взимании страхового сбора, квитанции об уплате расходов за пользование постельными принадлежностями и др.).
Проверив расчеты истца и представленные им доказательства, суд установил, что необоснованно компенсированы работникам следующие расходы истца в общей сумме 11 978,6 руб.
Во-первых, отсутствуют билеты, подтверждающие стоимость расходов на проезд (билеты утрачены, справки о стоимости проезда или о местонахождении льготников в период отпуска отсутствуют):
учреждение | ФИО | Сумма, руб. |
МОУДО "Городской дворец творчества детей и молодежи" |
П. | 515 |
МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ленинского округа |
Г. | 1938 |
Всего | 2453 |
Во-вторых, истцом пропущен срок исковой давности по расходам, понесенным до 01.01.2004 г. в отношении работника МОУ СОШ N хх Е. на сумму 9525,6 руб., поскольку ей использован отпуск в 2003 году, о чем заявлено Министерством финансов РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по возмещению в 2003 году гражданам стоимости проезда начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 г. и истек 01.01.2007 г.
Истец же обратился с иском 12.12.2007 г., то есть за пределами срока исковой давности.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного, суд не принимает к возмещению расходы истца в сумме 9525,6 руб.
Таким образом, удовлетворению подлежат исковые требования частично в сумме 1 902 040,94 руб. (1 914 019,54 - 2453 - 9525,6) за счет казны Российской Федерации.
Не принимаются во внимание доводы Министерства финансов РФ о том, что подлежат исключению из суммы иска расходы на пользование постельным бельем, страхованию пассажиров на транспорте и предварительному оформлению проездных документов.
Так, согласно разъяснениям Министерства финансов РФ N 14-4-06/6 от 19.03.2002 г. о порядке применения Закона "О государственных гарантиях..." предприятия, учреждения и организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсируют работникам на основании представленных билетов и квитанций расходы по оплате проезда к месту использования и обратно, включая налоги и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся суммы налога с продаж, страховой сбор по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплата услуг по предварительному оформлению проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре убытки в сумме 1 902 040,94 руб., в остальной части иска - отказать.
В удовлетворении иска за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края - отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 19 666,6 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления жалобы через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11 апреля 2008 г. N А73-13182/2007-47
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2615 настоящее решение оставлено без изменения