Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 мая 2008 г. N А-73-4086/2008-89АП
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3066 настоящее решение оставлено без изменения
ООО "Э" зарегистрировано 20.03.2006 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1062722009745 и осуществляет деятельность в сфере оптово реализации материалов для инженерных систем по адресу: г. Хабаровск, ул. Т.
Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска проведена проверка ООО "Э" по вопросу соблюдения природоохранного законодательства на территории Краснофлотского района.
Проверкой установлено, что Обществом не разработаны нормативы образования отходов потребления и лимиты их размещения, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверки 11.04.2008 г. Прокурором Краснофлотского района Т. в присутствии законного представителя юридического лица - генерального директора Я. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановление направлено Руководителю управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства хабаровского края для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
21.04.2008 г. государственным инспектором Хабаровского края по охране природы С. в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, вынесено Постановление N 192а, которым ООО "Э" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Сумма штрафа составила 10.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" установлены основные принципы охраны окружающей среды, к ним отнесены в частности: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Согласно статья 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ"), настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
Под обращением с отходами подразумевается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
Лимит на размещение отходов, согласно данной статье - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов, согласно части 2 данной статьи, устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с частью 3 данной статьи, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. (часть 4).
В целях реализации статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации, Постановлением от 16.06.2000 г. N 461, утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. (далее - Правила).
Настоящие Правила, согласно пункту 1, определяют порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. (пункт 2).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Кроме того, в целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", Приказом от 02.12.2002 г. N 786 Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к 4 - 5 классам опасности для окружающей среды отнесены в том числе: бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы печатной продукции (черно-белая и цветная печать), а также мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный).
Как следует из материалов дела, Общество по адресу: г. Хабаровск, ул. Т. осуществляет деятельность (оптовая реализация материалов для инженерных систем). В соответствии с договором N 5/08 от 08.02.2008 г., заключенном ООО "Э" с ООО "Р", в аренде у Общества находится помещение общей площадью 260,8 кв. м., включающее офисное помещение (187 кв. м.) и складское отапливаемое помещение (161,8 кв. м.). Согласно подпункту 4.1.6 пункта 4.1 договора, вывоз бытовых отходов производится арендодателем (ООО "Р").
Таким образом, следует признать, что у ООО "Э" имеется обязанность по разработке нормативов образования отходов потребления и лимитов на их размещение. Данная обязанность Обществом не исполнена.
Факт правонарушения подтверждается Постановление о возбеждении производства по делу об административном правонарушении от 11.04.2008 г, постановлением от 21.04.2008 г. N 192 а, договором аренды нежилого помещения N 5/08 от 08.02.2008 г., объяснением генерального директора Я.
При таких обстоятельствах, следует признать обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях (бездействии) Общества признаком правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Административным органом представлено суду Постановление Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска от 11.04.2008 г. о возбуждении в отношении ООО "Э" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, имеющее подпись генерального директора ООО "Э" Я. свидетельствующая о том, что ему разъяснены права, согласно статье 25.1 КоАП РФ, а также о получении им копии вышеуказанного Постановления. При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что административным органом вынесено Постановление по делу, в отношении которого не было вынесено Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, подлежит отклонению как необоснованный.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, вынесению оспариваемого постановления реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных ст.ст. 28.4, 23.29 главами 28, 29 КоАП РФ.
Сроки привлечения к административной ответственности, а также размер санкции, соответствуют действующему законодательству.
Нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмене Постановления административного органа не имеется.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "Э", расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Т. о признании незаконным и отмене Постановления Управления охраны окружающей природной среды N 192а от 21.04.2008 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 мая 2008 г. N А-73-4086/2008-89АП
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3066 настоящее решение оставлено без изменения