Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 25 января 2008 г. N А73-9296/2007-21
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2604 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.01.2008 г.
ОАО "Х" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным Распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство) от 08.06.2007 г. N 483 "О внесении изменений в распоряжение министерства имущественных отношений края от 19.08.2004 N 946" в части.
В судебном заседании представители заявителя настаивают на заявленных требованиях. Указывают, что изменение разрешенного использования земельного участка в части включения в него слов "под объекты торговли" нарушает права заявителя, поскольку увеличивает выкупную цену земельного участка. Заявитель торговую деятельность не осуществляет. Договор аренды с ИП Д., осуществлявшей торговую деятельность на территории заявителя, расторгнут. Иные арендаторы торговую деятельность не осуществляют.
Министерство возражает против заявленных требований. Представлен отзыв.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в отзыве. Считает оспариваемое распоряжение не противоречащим действующему законодательству. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 16.01.2008 до 14 часов 30 минут 22.01.2008.
Выслушав представителей сторон, допросив свидетеля Ж., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Ф. Данный факт сторонами не оспаривается.
Земельный участок в г. Хабаровске площадью 33 800 кв. м. с кадастровым номером 27:23:05 06 03:0003, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, является собственностью Хабаровского края. Земельный участок передан заявителю в аренду на основании распоряжения Министерства от 19.08.2004 N 946, пунктом 1 которого предписано передать земельный участок в аренду "для использования под существующие здания".
09.02.2007 заявителем в Министерство представлена заявка на приватизацию земельного участка.
07.05.2007 заявителем в Министерство представлена заявка на внесение изменений в распоряжение от 19.08.2004 N 946 с целью правильного определения кадастровой стоимости земельного участка для его последующей приватизации за плату.
Распоряжением Министерства от 08.06.2007 N 483 в пункт 1 распоряжения от 19.08.2004 N 946 внесены изменения, слова "под существующие здания" заменены словами "под промышленные объекты и объекты торговли", оспоренное заявителем в части слов "под объекты торговли".
Актом проверки использования земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, от 23.05.2007 установлено, что основная часть помещений в принадлежащих заявителю зданиях сдается в аренду под торговлю.
Как пояснили представители заявителя и как подтверждается материалами дела, по договору от 26.12.2006 помещение площадью 43,6 кв. м. было действительно сдано в аренду ИП Д. под торговый зал. Данный факт также подтверждается представленным заявителем Министерству списком арендаторов. Договор аренды расторгнут сторонами по соглашению от 02.11.2007.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Ж., непосредственно проводивший проверку использования земельного участка, пояснил, что в здании заявителя, расположенном на спорном земельном участке, на момент проверки 23.05.2007 находился магазин ИП Д., в котором непосредственно осуществлялась торговая деятельность. Кроме того, ряд помещений сдан в аренду организациям, занятым в сфере оптовой торговли, для размещения бухгалтерских служб.
Таким образом, то, что на момент издания оспариваемого распоряжения на спорном земельном участке осуществлялась помимо прочего торговая деятельность, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, показаниями свидетеля, и заявителем не оспаривается.
Тот факт, что торговля осуществлялась не самим заявителем, а его арендатором, не имеется правового значения, поскольку оспариваемым распоряжением установлено для каких целей собственник земельного участка - Хабаровский край разрешает обществу использовать земельный участок и для чего он фактически используется, а не вид деятельности самого заявителя.
Последующее расторжение договора аренды с лицом, осуществлявшим торговую деятельность на спорном земельном участке, не влияет на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения, поскольку оно на момент издания соответствовало фактическим обстоятельствам использования земельного участка.
Указанное в прежней редакции пункта 1 распоряжения Министерства от 19.08.2004 N 946 назначение использования земельного участка "под существующие здания" не соответствовало классификатору недвижимого имущества (приложение N 7 к приказу Государственного комитета РФ по земельной политике от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра", в связи с чем правомерно приведено Министерством в соответствие с ним.
Как следует из п. 1.3 указанного классификатора, условием отнесения земли к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения является использование земли соответствующими предприятиями, организациями, учреждениями для нужд промышленности, энергетики, недропользования, транспорта и других возложенных на них специальных задач. Торговля, в соответствии с п. 2.2 того же классификатора, является иным видом использования земли.
В соответствии с п. 2.1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.07.2005 N 82-пр, к его задачам относится управление и распоряжение в установленном порядке объектами краевой государственной собственности, в том числе государственной земельной собственностью, на территории края, организация работ по осуществлению единой государственной политики в области земельных отношений на территории края.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя о том, что внесение оспариваемым распоряжением в распоряжение от 19.08.2004 N 946 слов "под объекты торговли" нарушает его права тем, что кадастровая стоимость и, следовательно, выкупная цена земли будет выше, чем могла быть при отсутствии этих слов, являются предположением.
Как указывает заявитель и не оспаривает Министерство, кадастровая стоимость земельного участка влияет на определение цены земли при ее приватизации за плату.
Согласно приложению к Постановлению Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003 N 68 "Об утверждении кадастровой стоимости земель поселений Хабаровского края", в кадастровом квартале 27:23:05:06:03, где расположен спорный земельный участок, кадастровая стоимость земли под промышленными объектами составляет 137,11 руб., земли под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания - 1 420,78 руб.
При этом на спорном земельном участке расположено пять объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности: административное здание, профилакторий, гараж, склад и бытовое здание гаража, о чем заявитель указывает в названных выше заявлениях, представленных в Министерство.
Тем же приложением к Постановлению Губернатора Хабаровского края от 04.03.2003 N 68 установлено, что кадастровая стоимость земли гаражей и автостоянок составляет 1 574,08 руб., что выше кадастровой стоимости земли под объектами торговли.
Более того, как следует из письма Управления Роснедвижимости по Хабаровскому краю от 28.04.2007 N хх в адрес заявителя, спорный земельный участок определен по 4 группе (земли гаражей и автостоянок) - 1 574,08 руб./кв. м.
Из представленной по запросу суда Управлением Роснедвижимости по Хабаровскому краю информации и выписки из кадастрового плана земельного участка видно, что в настоящее время удельный показатель его кадастровой стоимости равен 1 574,08 руб., а кадастровая стоимость составляет 53 203 904 руб., (33 800 кв. м. х 1 574,08 руб.)
Следовательно, предположение заявителя о том, что оспариваемое распоряжение приведет к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушит его права, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части ненормативный правовой акт издан Министерством в пределах его компетенции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания его недействительным не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок в кассационном порядке после вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 января 2008 г. N А73-9296/2007-21
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2604 настоящее решение оставлено без изменения