Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 27 января 2010 г. N 2017 настоящее Постановление снято с контроля
Законодательная Дума постановляет:
1. Принять проект закона Хабаровского края N ЗП-IV-260 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае" в первом чтении.
2. Направить настоящее постановление и указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет по правам человека, законности и социальной защите в срок до 23 января 2009 года.
3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы во втором чтении.
Председатель Думы |
Ю.И. Оноприенко |
Внесен Губернатором
Хабаровского края
Ишаевым В.И.
Проект
N ЗП-IV-260
Закон
Хабаровского края
24.12.2008 N _____
Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству
в Хабаровском крае
(первое чтение)
См. Закон Хабаровского края от 27 мая 2009 г. N 243 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае"
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона
Настоящий закон в соответствии с Федеральными законами от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" устанавливает порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Хабаровского края (далее - край).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе
1. Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
дети, нуждающиеся в помощи государства - дети, родители (иные законные представители) которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, а также дети, интересы родителей которых вошли в противоречие с интересами детей.
2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве", а также других федеральных законах.
Статья 3. Категории граждан, в отношении которых осуществляется деятельность органов опеки и попечительства
К гражданам, в отношении которых осуществляется деятельность органов опеки и попечительства, относятся:
1) дети-сироты;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей;
4) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
5) совершеннолетние лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
6) совершеннолетние дееспособные лица, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Статья 4. Основание и порядок признания детей нуждающимися в помощи государства
1. Основанием для признания ребенка нуждающимся в помощи государства является акт соответствующего органа опеки и попечительства края о признании ребенка нуждающимся в помощи государства.
2. Порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства устанавливается Правительством края.
Статья 5. Система органов опеки и попечительства края
1. В целях осуществления полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в крае настоящим законом устанавливается система органов опеки и попечительства края, являющихся органами исполнительной власти края.
2. Система органов опеки и попечительства края (далее - органы опеки и попечительства края) включает в себя самостоятельный уполномоченный Губернатором края орган исполнительной власти края, осуществляющий полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на всей территории края (далее - краевой орган опеки и попечительства), и его территориальные органы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований края (далее - территориальные органы опеки и попечительства).
3. Краевой орган опеки и попечительства вправе в установленном порядке создавать подведомственные ему учреждения и организации.
Статья 6. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства края
Органы опеки и попечительства края в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим законом, иными законами и нормативными правовыми актами края.
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства края
Наряду с задачами, возложенными на органы опеки и попечительства федеральными законами, задачами органов опеки и попечительства края являются:
1) реализация на территории края единой государственной политики по защите прав и законных интересов граждан, в отношении которых осуществляется деятельность органов опеки и попечительства;
2) обеспечение приоритета семейных форм устройства (опека и попечительство, в том числе приемная семья, усыновление) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) осуществление контроля за содержанием лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
4) иные задачи, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами края.
Статья 8. Полномочия краевого органа опеки и попечительства
Наряду с полномочиями органов опеки и попечительства, предусмотренными федеральными законами, краевой орган опеки и попечительства:
1) организует работу территориальных органов опеки и попечительства, подведомственных учреждений и организаций, осуществляет методическое руководство их деятельностью;
2) издает в пределах своей компетенции правовые акты, осуществляет контроль за их исполнением;
3) назначает руководителей территориальных органов опеки и попечительства, подведомственных учреждений и организаций;
4) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов края, регулирующих деятельность в сфере опеки и попечительства на территории края;
5) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
6) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и края в области защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности;
7) организует и осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти края, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству;
8) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства;
9) осуществляет контроль за работой территориальных органов опеки и попечительства, подведомственных учреждений и организаций;
10) заключает соглашения о взаимодействии и обеспечивает контроль за их исполнением.
Статья 9. Организация деятельности органов опеки и попечительства края
1. Порядок организации деятельности краевого органа опеки и попечительства определяется Положением о краевом органе опеки и попечительства, утверждаемым Правительством края.
2. Полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и попечительства устанавливаются краевым органом опеки и попечительства и определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства.
Статья 10. Взаимодействие органов опеки и попечительства края с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями
1. Краевой орган опеки и попечительства, территориальные органы опеки и попечительства вправе поручить выполнение отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественным организациям (далее - организация по опеке и попечительству).
2. Организация по опеке и попечительству может осуществлять свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.
3. К задачам организации по опеке и попечительству могут относиться:
1) оказание содействия в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, страдающих психическими расстройствами и злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами;
2) организация и обеспечение профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, лицам, признанным судом недееспособными или ограниченным судом в дееспособности;
3) организация и обеспечение профессиональной помощи родителям (иным законным представителям) детей, гражданам, желающим принять или принявшим детей на воспитание в свои семьи, законным представителям граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности.
4. К функциям организации по опеке и попечительству могут относиться:
1) информирование территориальных органов опеки и попечительства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, нуждающихся в помощи государства, гражданах, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими или которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение;
2) участие в пределах своей компетенции в проведении обследования и подготовке акта об условиях жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством, а также акта об условиях жизни граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
3) участие в пределах своей компетенции в подготовке документов и материалов в суд о возбуждении дел о признании недееспособными граждан, страдающих психическими расстройствами, и об ограничении в дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, а также о признании граждан дееспособными и об отмене ограничения граждан в дееспособности;
4) оказание в пределах своей компетенции психолого-педагогической, социально-правовой и иной профессиональной помощи семьям с детьми, нуждающимся в помощи государства, гражданам, принявшим детей на воспитание в свои семьи, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, законным представителям граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности;
5) обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством, обеспечение профессиональной помощи гражданам, признанным судом недееспособными или ограниченным судом в дееспособности;
6) проведение работы по профилактике отказа родителей взять своих детей из родильного дома (отделения) либо из образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие мер по сохранению (восстановлению) связей между родителями (иными родственниками) и детьми, переданными под опеку или попечительство или в соответствующую организацию, в случаях, если это отвечает интересам детей;
7) осуществление работы по информированию граждан Российской Федерации о возможности принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
8) разработка и реализация программ психолого-педагогической подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
9) осуществление поиска родственников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации по опеке и попечительству, с целью соблюдения их преимущественного права принять детей на воспитание в семью;
10) принятие на попечение детей, находящихся на воспитании в семьях граждан, в случае отмены решения об устройстве ребенка на воспитание в семью;
11) осуществление сбора и подготовки документов, необходимых для решения вопроса об устройстве на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, находящихся на попечении организации по опеке и попечительству;
12) проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, организация работы по привлечению граждан и организаций к оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
13) выполнение иных функций в соответствии с уставом организации по опеке и попечительству, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами края.
Статья 11. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства края
1. Контроль за деятельностью краевого органа опеки и попечительства осуществляет Правительство края.
2. Контроль за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства осуществляет краевой орган опеки и попечительства.
Статья 12. Случаи выплаты вознаграждения опекунам или попечителям по договорам об осуществлении опеки или попечительства, заключенным на возмездных условиях, за счет средств краевого бюджета
Выплата вознаграждения по договорам об осуществлении опеки или попечительства, заключенным на возмездных условиях, за счет средств краевого бюджета производится:
1) опекунам или попечителям в случае заключения ими договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
2) малоимущим опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, не получающим доход за счет имущества подопечного и не пользующимся безвозмездно имуществом подопечного.
Статья 13. Порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств краевого бюджета
1. Назначение и выплата вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств краевого бюджета осуществляется на основании договора об осуществлении опеки или попечительства, заключенного на возмездных условиях.
2. Размер вознаграждения опекунам или попечителям, выплачиваемого за счет средств краевого бюджета, составляет 2500 рублей в месяц за каждого подопечного.
На указанное вознаграждение начисляются районные коэффициенты, установленные к заработной плате решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Размер индексации вознаграждения опекунам или попечителям устанавливается Губернатором края в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год.
3. Выплата вознаграждения в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 настоящего закона, осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья, то есть недостатки в психическом или физическом развитии, дополнительно выплачиваются 25 процентов минимального размера оплаты труда;
2) выплата вознаграждения производится одному из опекунов или попечителей, заключивших договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
В случае длительного отсутствия (по болезни) в семье опекуна или попечителя, получающего вознаграждение, по решению органа опеки и попечительства края вознаграждение может быть выплачено другому опекуну или попечителю в семье;
3) право опекунов или попечителей на вознаграждение за счет средств краевого бюджета возникает с момента заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
4. Выплата вознаграждения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 настоящего закона, производится опекунам, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в крае.
5. Решение органа опеки и попечительства края об отказе в назначении и выплате вознаграждения может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации в суд.
6. Выплата вознаграждения производится ежемесячно в полном размере органом опеки и попечительства края по месту жительства опекунов или попечителей.
С письменного согласия опекунов или попечителей выплата вознаграждения может осуществляться в этот же срок через отделения почтовой связи или кредитные учреждения.
7. Выплата вознаграждения прекращается в результате истечения срока действия договора об осуществлении опеки или попечительства, заключенного на возмездных условиях, либо досрочного расторжения данного договора.
Прекращение выплаты вознаграждения производится с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплаты вознаграждения.
О прекращении выплаты вознаграждения опекуны или попечители извещаются органом опеки и попечительства края письменно.
8. Назначенное вознаграждение, своевременно не полученное опекунами или попечителями, выплачивается за прошедший период, но не более чем за год, если обращение за ним последовало до истечения срока действия договора об осуществлении опеки или попечительства, заключенного на возмездных условиях, либо досрочного расторжения данного договора.
Вознаграждение, не полученное по вине органа опеки и попечительства края, выплачивается за весь прошедший период.
9. Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства края о перемене места своего жительства не позднее дня, следующего за днем выбытия опекунов или попечителей с прежнего места жительства.
При переезде опекунов или попечителей, получающих вознаграждение, выплата вознаграждения производится органом опеки и попечительства края по новому месту жительства опекунов или попечителей по получении их личного дела.
Статья 14. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
2. Положения статей 12 и 13 настоящего закона, касающиеся выплаты вознаграждения опекунам или попечителям по договорам об осуществлении опеки или попечительства, заключенным на возмездных условиях, за счет средств краевого бюджета в случае заключения ими договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, и статья 16 настоящего закона вступают в силу через десять дней после официального опубликования настоящего закона.
Статья 16. О признании утратившим силу закона края
Признать утратившим силу Закон Хабаровского края от 2 марта 1999 года N 101 "Об оплате труда приемных родителей в Хабаровском крае" (Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края, 1999, N 2; газета "Приамурские ведомости", 2001, 23 марта; 2007, 14 февраля, 20 ноября).
Статья 17. Переходный период
1. Со дня официального опубликования настоящего закона и до 1 января 2010 года устанавливается переходный период.
2. В течение переходного периода завершается урегулирование вопросов, связанных с организацией осуществления органами исполнительной власти края государственных полномочий края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также осуществляется создание и формирование самостоятельного краевого органа опеки и попечительства и территориальных органов опеки и попечительства.
3. Государственные полномочия края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществляются в переходный период в соответствии с Законом Хабаровского края от 31 октября 2007 года N 149 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
4. Координация деятельности органов исполнительной власти края по выполнению задач переходного периода осуществляется Правительством края.
Председатель |
Ю.И. Оноприенко |
Пояснительная записка
к проекту закона Хабаровского края "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае"
Проект закона Хабаровского края "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае" подготовлен в целях организации самостоятельного осуществления органами исполнительной власти края государственных полномочий края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Хабаровского края и направлен на законодательную регламентацию связанных с этим отношений.
Законопроект основывается на положениях Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", других федеральных законодательных актах, регулирующих отношения по опеке и попечительству, а также на рекомендациях по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации, подготовленных Министерством образования и науки РФ и представленных письмом от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06, в том числе на модели закона субъекта Российской Федерации "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации".
В соответствии с положениями Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об опеке и попечительстве" проектом устанавливается система органов опеки и попечительства, которую составляют уполномоченный Губернатором края орган исполнительной власти края, осуществляющий полномочия на всей территории края, и его территориальные органы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований края. Краевым органом опеки и попечительства в установленном порядке могут создаваться подведомственные ему учреждения и организации.
Предусмотрена также возможность выполнения по поручению органов опеки и попечительства края отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или некоммерческими организациями, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (организации по опеке и попечительству).
Законопроектом определяются задачи и полномочия органов опеки и попечительства края, организаций по опеке и попечительству, положения о контроле за деятельностью органов опеки и попечительства, о кадровом и финансовом обеспечении организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории края и органов опеки и попечительства края.
Кроме того, законопроектом в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" устанавливаются случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств краевого бюджета по договорам об осуществлении опеки или попечительства, заключенным на возмездных условиях. А именно, в статьях 12 и 13 устанавливается, что выплата вознаграждения за счет средств краевого бюджета производится опекунам или попечителям в случае заключения ими договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также малоимущим опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, не получающим доход за счет имущества подопечного, и не пользующимся безвозмездно имуществом подопечного.
В этой связи предлагается признать утратившим силу Закон Хабаровского края от 02.03.1999 N 101 "Об оплате труда приемных родителей в Хабаровском крае". Соответствующая норма предусмотрена в заключительных положениях проекта закона.
Срок вступления в силу закона устанавливается с 1 января 2010 года, за исключением положений статей 12, 13 и 16 проекта закона.
На период со дня официального опубликования закона и до 1 января 2010 года устанавливается переходный период. В течение переходного периода предусмотрено# завершение урегулирования вопросов, связанных с организацией осуществления органами исполнительной власти края полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также создание и формирование самостоятельного краевого органа опеки и попечительства и территориальных органов опеки и попечительства. Координация деятельности органов исполнительной власти края по выполнению задач переходного периода возлагается на Правительство края.
Государственные полномочия края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в переходный период будут осуществляться в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 149 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
Министр образования |
А.А. Базилевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 24 декабря 2008 г. N 1637 "О проекте закона Хабаровского края N ЗП-IV-260 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае"
Текст постановления официально опубликован не был