В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации
1. Правовая основа деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.
Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:
- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;
- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;
- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;
- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предусмотрена передача с 1 января 2008 года полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие начиная с 1 января 2008 года реализацию указанных полномочий.
В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации" (далее - модель закона) (приложение 1 к настоящим Рекомендациям).
Модель закона предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (например, орган управления образованием - в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).
При возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в полном объеме на один исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации модель закона может быть дополнена положениями, регулирующими вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности, совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а также лиц, признанных судом безвестно отсутствующими.
2. Структура органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Моделью закона предусматривается наделение полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований (далее - территориальные органы опеки и попечительства).
В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства (приложение 2 к настоящим Рекомендациям).
Примерная структура и функции подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный оператор), приводятся в положении об указанном подразделении (приложение 3 к настоящим Рекомендациям).
Предлагаемая схема организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объеме сохраняют полномочия по организации и осуществлению указанной деятельности, представляется наиболее оптимальной, поскольку позволяет организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях (региональном, муниципальном) и осуществлять централизованное руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на уровне субъекта Российской Федерации.
3. Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства.
В штатном расписании органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, прежде всего территориальных органов опеки и попечительства, непосредственно решающих задачи обеспечения прав несовершеннолетних, необходимо предусматривать наличие специалистов с высшим профессиональным (базовым юридическим, педагогическим, психологическим) образованием в количестве, необходимом для выполнения соответствующим органом опеки и попечительства своих полномочий.
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних необходимо также обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений.
Установление норматива численности работников органов опеки и попечительства относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.
Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц.
Рекомендуемый норматив численности работников подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 6 работников на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.
4. Участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних учреждений органа опеки и попечительства
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям, их родителям (иным законным представителям) и иным лицам, которые могут выполнять только соответствующие профессиональные службы.
Подобные службы могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства как его специализированные подразделения с соответствующими полномочиями, необходимым кадровым и материальным обеспечением.
Другим вариантом решения рассматриваемой проблемы является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями) независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющими в соответствии с законодательством определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям.
В связи с этим моделью закона предусматривается возможность поручения органами опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства).
К таким учреждениям в первую очередь относятся:
- учреждения системы образования (образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.);
- учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);
- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и др.
Указанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (в том числе работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, семей, находящихся в социально опасном положении, по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания).
Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением.
Задачи и полномочия учреждения органа опеки и попечительства, а также рекомендуемый норматив численности работников учреждения органа опеки и попечительства, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющего деятельность по защите прав детей, приведены в модели закона (статьи 7 - 9).
5. Участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних органов местного самоуправления
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 года наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.
6. Деятельность органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).
Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления:
- профилактика социального сиротства;
- развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
6.1. Деятельность органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства
По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют так называемые "социальные сироты". Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.
В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.
В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости - и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства) должна быть закреплена в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
- организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
- организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;
- организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;
- организация комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.
Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.
Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам опеки и попечительства следует принять меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.
Для решения перечисленных задач в сфере профилактики социального сиротства необходимо обеспечить создание дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
6.2. Деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации
В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, следует рассматривать развитие различных форм семейного устройства таких детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.
С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в семье (статьи 54, 123 Семейного кодекса Российской Федерации) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.
В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющим функции регионального оператора.
Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому:
- на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
- в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).
Размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.
При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями статьи 8 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством* порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.
При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.
В связи с этим необходимо:
- обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;
- обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе**.
В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.
Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).
Подобная мера позволит в том числе обеспечить реформирование существующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировать их на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей***.
7. Показатели эффективности работы органов опеки и попечительства
Значимым аспектом организации работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних является установление показателей результативности и эффективности указанной деятельности. В качестве подобных показателей могут, в частности, рассматриваться:
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации;
- сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении до устройства в семью;
- уменьшение количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои семьи;
- рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;
- сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дали согласие на их усыновление (удочерение), подкинутых детей;
- сокращение числа отмен решений о помещении ребенка в семью;
- уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью;
- уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;
- увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;
- уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;
- уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми;
- увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации;
- уменьшение случаев нарушения личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних;
- другие соответствующие показатели.
Указанная система показателей должна использоваться при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.
______________________________
* Статья 122 Семейного кодекса Российской Федерации, Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.
** В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии в субъекте Российской Федерации иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей).
*** Одной из приоритетных задач в сфере защиты права ребенка на семью является сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количества этих учреждений.
Вместе с тем при планировании соответствующих мероприятий следует учитывать, что работа в данном направлении должна вестись поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. В противном случае реализация подобных мер не только не позволит создать эффективную систему устройства детей на воспитание в семьи, но может привести к разрушению уже существующей системы воспитания и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, как следствие, к росту детской безнадзорности и беспризорности.
Для детей, которых не удается в короткие сроки устроить в семью, необходимо в рамках программ реструктуризации (реформирования) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить создание учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу.
Приложение N 1
к Рекомендациям по организации
и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации
Модель
Закон
субъекта Российской Федерации
"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации"
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации*.
Статья 1. Органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации наделяются уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации), определяемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, и его территориальные органы, действующие в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее - территориальные органы опеки и попечительства).
Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и его территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Задачами органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации являются:
1) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации;
2) защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;
3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;
4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 4. Дети, нуждающиеся в помощи государства
К детям, нуждающимся в помощи государства, относятся дети, родители (иные законные представители) которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основанием для признания ребенка нуждающимся в помощи государства является акт соответствующего органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации о признании ребенка нуждающимся в помощи государства.
Порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации:
1) организует работу территориальных органов опеки и попечительства, осуществляет методическое руководство их деятельностью;
2) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальных органов опеки и попечительства, осуществляет контроль за их исполнением;
3) назначает руководителей территориальных органов опеки и попечительства и подведомственных учреждений;
4) финансирует деятельность территориальных органов опеки и попечительства и подведомственных учреждений;
5) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации;
6) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
7) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами и учреждениями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
9) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 6. Организация деятельности территориальных органов опеки и попечительства
Полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства, утверждаемым государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации**.
Статья 7. Организация взаимодействия органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации с образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и другими государственными, муниципальными и негосударственными учреждениями
1. Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальный орган опеки и попечительства вправе в установленном порядке поручить выполнение отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних образовательным учреждениям, учреждениям социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения и другим государственным, муниципальным и негосударственным учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства).
2. Задачами учреждений органа опеки и попечительства являются:
- оказание содействия в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;
- осуществление работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
- организация и обеспечение профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;
- организация и обеспечение профессиональной помощи родителям (иным законным представителям) детей, гражданам, желающим принять или принявшим детей на воспитание в свои семьи***.
Учреждение органа опеки и попечительства может осуществлять свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.
3. Учреждение органа опеки и попечительства при выполнении отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних действует на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между соответствующим органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и учреждением органа опеки и попечительства (далее - соглашение о сотрудничестве).
Соглашение о сотрудничестве предусматривает обязательства сторон по организации и выполнению работы для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за выполнением учреждением органа опеки и попечительства условий соглашения о сотрудничестве.
Статья 8. Полномочия учреждений органа опеки и попечительства
Учреждения органа опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
1) информируют территориальные органы опеки и попечительства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях, нуждающихся в помощи государства;
2) участвуют в проведении обследования и подготовке заключения об условиях жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
3) оказывают психолого-педагогическую, социально-правовую и иную профессиональную помощь семьям с детьми, в том числе гражданам, принявшим детей на воспитание в свои семьи или организуют ее оказание;
4) обеспечивают психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, участвуют в осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей, переданных на воспитание в семьи граждан;
5) проводят работу по профилактике отказа родителей взять своих детей из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дачи родителями согласия на усыновление (удочерение) детей, принимают меры по сохранению (восстановлению) связей между родителями (иными родственниками) и детьми, переданными на воспитание в семью или в соответствующее учреждение, в случаях, если это отвечает интересам детей;
6) организуют работу по информированию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, о возможности принять детей на воспитание в свои семьи;
7) разрабатывают и реализуют программы психолого-педагогической подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
8) организуют поиск родственников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью соблюдения их преимущественного права принять детей на воспитание в свои семьи;
9) осуществляют подготовку документов, необходимых для решения вопроса об устройстве на воспитание в семью детей, находящихся на попечении учреждения органа опеки и попечительства;
10) участвуют в подготовке проектов заключений территориального органа опеки и попечительства и судебных заседаниях по делам, связанным с воспитанием детей, защитой их личных и имущественных прав;
11) принимают на попечение детей, находящихся на воспитании в семьях граждан, в случае отмены решения об устройстве ребенка на воспитание в семью, а также в случае немедленного отобрания ребенка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью;
12) проводят разъяснительную работу с населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, организуют работу по привлечению граждан и организаций к оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;
13) выполняют иные функции в соответствии с уставом учреждения органа опеки и попечительства, соглашением о сотрудничестве, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 9. Кадровое обеспечение государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальных органов опеки и попечительства и учреждений органа опеки и попечительства
Норматив численности работников подразделения государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется из расчета не менее 6 работников на 2 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.
Норматив численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 2 тысячи детей в городе и не менее 1 работника на 1,5 тысячи детей в сельской местности, но не менее 3 работников на территориальный орган опеки и попечительства.
Дополнительная численность работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, предусматривается из расчета не менее 1 работника на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Норматив численности работников учреждения органа опеки и попечительства, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, непосредственно осуществляющих работу по защите прав детей, определяется из расчета не менее 1 работника на 25 обслуживаемых лиц.
Статья 10. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации
1. Контроль за деятельностью государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Контроль за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства осуществляет государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.
2. Контроль и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и соблюдением ими законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации осуществляют также иные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением статьи 12 настоящего Закона, вступающей в силу со дня его официального опубликования.
Статья 12. Переходные положения
В целях реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) привести свои акты в соответствие с настоящим Законом;
2) обеспечить в срок до 1 января 2008 года создание условий для организации работы государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и территориальных органов опеки и попечительства в соответствии с требованиями настоящего Закона;
3) предусмотреть в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2008 год средства для финансирования организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Закона.
______________________________
* Республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
** Либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
*** На усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на другие формы устройства, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации.
Приложение N 2
к Рекомендациям по организации
и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации
Положение
о территориальном органе опеки и попечительства в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации
I. Общие положения
1. Территориальный орган опеки и попечительства - управление (отдел) опеки и попечительства в муниципальном образовании (далее - территориальный орган опеки и попечительства) является территориальным органом государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в пределах территории соответствующего муниципального образования субъекта Российской Федерации*.
2. Территориальный орган опеки и попечительства входит в единую систему органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
3. Территориальный орган опеки и попечительства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, приказами и распоряжениями государственного органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Территориальный орган опеки и попечительства является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба субъекта Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, лицевые и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество на правах оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.
5. Территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами и учреждениями.
II. Основные задачи
6. Основными задачами территориального органа опеки и попечительства являются:
6.1. Реализация единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования.
6.2. Защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.
6.3. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства.
6.4. Создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
III. Полномочия
7. Территориальный орган опеки и попечительства:
7.1. Осуществляет выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7.2. Осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства.
7.3. Проводит обследование и готовит заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства.
7.4. Обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью**, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, учреждение здравоохранения или другое аналогичное учреждение, обеспечивает последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства детей.
7.5. Обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранность их имущества.
7.6. Предоставляет сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в сроки, установленные законод
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2008 г. органам государственной власти передаются полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в связи с чем приведены Рекомендации по организации и осуществлению указанной деятельности в субъекте РФ в отношении несовершеннолетних.
Разработаны предложения по таким вопросам, как структура и кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ, участие учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, организация работы по защите права ребенка на семью, по профилактике социального сиротства, по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих в РФ.
Также для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов РФ предложена модель закона субъекта РФ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ".
В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта РФ возлагаются: организация и методическое сопровождение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; координация и контроль деятельности собственных территориальных органов; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В этой связи разработаны Положение о территориальном органе опеки и попечительства в муниципальном образовании субъекта РФ и Положение об отделе регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", август 2007 г., N 16, в журнале "Администратор образования", сентябрь 2007 г., N 18, в журнале "ОвД. Межрегиональный информационный бюллетень", сентябрь 2007 г., N 17