Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 10 июня 2008 г. N А73-3998/2008-90АП
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5108/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "Д" (далее - заявитель, ОАО "Д", Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) от 18.04.2008 N 1353, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания является неправомерным, поскольку, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 КоАП РФ, об изменении тарифа начисления электрической энергии гражданину К. ОАО "Д" в письменной форме не сообщало, однако размер начисляемой энергии не превышает размер энергии по счетчику.
Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, считает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется. Факт вменяемого административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
Представитель привлеченного лица указал, что дом по ул. С. на обслуживании у МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" не находится, по существу пояснил, что на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании письменного обращения гражданина К. проживающего по адресу: г. Хабаровск, ул. С., от 06.02.2008 и распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 20.02.2008 специалистом - экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю К. были проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей Открытым акционерным обществом "Д", расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. С.
В ходе проведенных мероприятий по контролю установлено, что приборы учета электроэнергии (электросчетчики) установленные в доме по ул. С. находятся на балансе ОАО "Д", для квартиры установлен электросчетчик тип СО2М, данный счетчик исключен из реестра средств измерений для коммерческих расчетов, их метрологическая поверка запрещена, комплектующие детали на них отсутствуют. В апреле 2007 при плановом снятии контрольных показаний с приборов учета электрической энергии в доме по ул. С., контролером РКЦ был зафиксирован факт отсутствия пломбы ЭНС на крышке зажимов прибора учета электрической энергии относящегося к квартире. Данные обстоятельства послужили причиной отказа в опломбировке и принятии к расчетам за потребленную электроэнергию электросчетчика N 44681233 тип СО2М. Поскольку прибор учета электрической энергии не соответствует требованиям норм действующего законодательства расчет за потребленную электрическую энергию с апреля 2007 производится по Постановлению Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 за N 153-пр, которым были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета. Норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в квартире дома ул. С. составил 268 кВт ч в месяц. При этом ОАО "Д" не обеспечило надлежащее техническое состояние прибора учета электроэнергии для квартиры, в которой, проживает гражданин К. о неисправности счетчика абоненту не сообщили, как и не сообщили о изменении тарифа начисления энергии, кроме того по мнению административного органа потребитель введен в заблуждение относительно возможности замены вышедшего из строя счетчика.
Гражданин К. оплачивая электрическую энергию по показаниям счетчика, обнаружив, что в выставляемых ему на оплату квитанциях за потребленную электрическую энергию имеется задолженность за потребленную энергию и обратился с заявлением к Руководителю управления Роспортебнадзора по Хабаровскому краю.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 05.03.2008.
28.03.2008 по факту нарушения ОАО "Д" статьи 37 Закона РФ от 07.02.1992 за N 2300-1 "О защите прав потребителей" специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей К. составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
18.04.2008 по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Ц. вынесено постановление N 1353 о привлечении ОАО "Д" к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Несогласие заявителя с вышеуказанным актом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и специальному закону.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 37 Закона Российской Федерации от 07.02.2002 N 2300-1 предусмотрено, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу части 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (часть 3 статьи 543 ГК РФ).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно пункту 10 и 24 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
ОАО "Д" акт о несоответствии прибора учета квартиры дома техническим требованиям не составлялся.
В соответствии с пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Из материалов дела следует, что прибор учета электрической энергии в квартире дома ул. С. города Хабаровска не соответствует требованиям норм действующего законодательства, в связи с чем расчет за потребленную электрическую энергию с апреля 2007 производится по Постановлению Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 за N 153-пр, которым были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета.
Материалами дела не подтверждается выдача, направление по почте либо ознакомление гражданина К. в виде предупреждения, предписания, уведомления, с необходимой информацией о несоответствии прибора учета электроэнергии и изменении тарифа за потребленную электроэнергию, тем самым гражданин К. был введен в заблуждение ОАО "Д" относительно несоответствия прибора учета электроэнергии, изменение порядка и величины расчета (тарифа) за потребляемую электроэнергию, а так же введен в заблуждение относительно замены устаревшего электросчетчика.
Согласно ответа от 03.06.2008 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, при формировании тарифов на электрическую энергию на 2008 год для филиала "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "Д" предусмотрены расходы на замену приборов учета электрической энергии класса точности 2,0 для расчетов с населением в размере 33,8 млн. рублей.
Так же, в материалах дела имеется ответ от 19.04.2007 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, что при формировании тарифов на электрическую энергию на 2007 год предусмотрены расходы на замену приборов учета электрической энергии предназначенных для расчетов с населением за потребленную энергию.
Из изложенного следует, что у ОАО "Д" имелась возможность по замене устаревшего электросчетчика квартиры, денежные средства на эти цели предусмотрены.
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, является в соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Несостоятельны утверждения заявителя о том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг ОАО "Д" не является исполнителем, не имеет каких-либо обязательств по отношению к гражданам-потребителям, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.
Вместе с тем, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует оценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт гражданином-потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
В связи с этим, спорные отношения по предоставлению услуг энергоснабжения рассматриваются судом как договорные.
Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании пояснениями представителя заявителя, что квитанции на оплату электрической энергии по спорной квартире выставляются ОАО "Д", денежные средства с потребителей за принятые услуги в полном объеме перечисляются на расчетные счета, указанные в платежных документах, а именно расчетные счета ОАО "Д".
Не принимаются доводы представителя заявителя о том, что надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а так же приборов учета в зависимости от способа управления домом может обеспечиваться товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами, управляющими организациями и иными лицами, осуществляющими соответствующий вид деятельности и в функции ОАО "Д" не входит, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 154 ЖК РФ).
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации Жилищного фонда от 27.09.2003 за 170 определено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а так же электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
Согласно приложениям N 4 и N 7 Правил и норм технической эксплуатации Жилищного фонда от 27.09.2003 за 170 работы по замене, установке и обеспечению сохранности поквартирных приборов в обязанность обслуживающей организации не включены.
Исходя из изложенного, индивидуальные приборы учета не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, их установка, замена и обслуживание не вменены в обязанность управляющей организации, обслуживающей жилищный фонд.
На основании изложенного, в связи с отсутствием договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией либо иным исполнителем, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, ОАО "Д" приняло на себя функции исполнителя в области оказания услуг энергоснабжения, в том числе функции по предъявлению к оплате платежных документов и сбор платежей за оказание услуги энергоснабжения, замену устаревших и вышедших из строя электросчетчиков, а так же изменения тарифа начисления энергии.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно привлек Общество к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 18.04.2008 N 1353, поскольку факт административного правонарушения и вина ОАО "Д" доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, статьями 14.7, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Д" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 18.04.2008 по делу об административном правонарушении N 1353 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, отказать.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Д" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 9234 от 16.04.2008.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 июня 2008 г. N А73-3998/2008-90АП
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5108/2008 настоящее решение оставлено без изменения