Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 23 апреля 2008 г. N А73-13181/2007-86
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2008 г. N Ф03-4219/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Муниципальное образование города Комсомольска-на-Амуре в лице администрации города обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края с иском о компенсации расходов (выпадающих доходов) в сумме 1 261 354 руб. 21 коп., связанных с выплатой расходов по проезду в отпуск и обратно работников бюджетных учреждений в 2003 - 2004 годах в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В судебном заседании представитель истца уточнила в порядке ст. 49 АПК РФ сумму, подлежащую взысканию до 1 219 744 руб. 71 коп. за счет исключения из расчета иска сумм расходов 2003 года.
Представитель Министерства финансов РФ возражает против удовлетворения иска, указывая на пропуск срока исковой давности, оспаривает обоснованность включения в расчет иска расходов по оплате постельного белья, расходов на оплату проезда льготников в случае когда проездными билетами подтверждается проезд до населенного пункта, не указанного в приказе на отпуск или в приказе на оплату проезда соответствующего работника.
Министерство финансов Хабаровского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу согласно ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании 16.04.2008 и 18.04.2008 года объявлялся перерыв. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы отзыва Министерства финансов РФ и дополнительно представленных истцом с учетом этого документов, суд установил следующее.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в 2004 году компенсации расходов по проезду в отпуск и обратно работников бюджетных учреждений, на которых распространяется действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Согласно ст. 65 АПК РФ стороны должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование заявленных требований.
Объем произведенных истцом этой категории граждан выплат подтверждается предоставленными в суд спискам работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой, приказами на отпуск и приказами на произведение оплаты стоимости проезда, первичными бухгалтерскими документами, подтверждающими обоснованность предъявленной ко взысканию суммы (копиями билетов, авансовых отчетов).
Исследовав представленные доказательства, суд признает исковые требования в уточненной сумме подтвержденными представленными истцом документами. При оценке доказательств доводы ответчика подлежат отклонению, поскольку доказыванию в рамках настоящего дела подлежит факт проезда граждан к месту отпуска. Данный факт по заявленным в иске требованиям истцом доказан допустимыми с точки зрения закона и относимыми к спорным правоотношениям доказательствами, что соответствует процессуальным нормам, изложенным в ст.ст. 67, 68 АПК РФ. При этом не имеет правового значения довод ответчика о недопустимости оплаты проезда в случае несовпадения названия населенного пункта в приказах на оплату с фактическим местом отдыха.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства финансов РФ N 14-4-06/6 от 19.03.2002 года о порядке применения Закона N 4520-1 от 19.02.1993 года предприятия, учреждения и организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсируют работникам на основании предоставленных билетов и квитанций расходы по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, включая налоги и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся суммы налога с продаж, страховой сбор по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплата услуг по предварительному оформлению проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.
В соответствии со статьей 33 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
В статье 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. 10.01.03) в качестве источника финансирования затрат на указанные государственные гарантии указан бюджет Российской Федерации. При этом порядок возмещения затрат утверждается Правительством РФ.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 года привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако данные требования в рассматриваемый период не исполнены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.03 N 509-О.
Согласно подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование социальной защиты не отнесено к расходам, финансируемым исключительно из бюджетов субъектов РФ.
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.99 г. N 119-ФЗ (действующим до 07.07.03) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то их исполнение есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президентом Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку нормативный акт, на основании которого были предоставлены указанные льготы, является федеральным, его материальное обеспечение должно осуществляться за счет средств бюджета РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 года разъяснено, что "при применении статьи 72 Конституции РФ, абзаца 6, пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопроса социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего".
Нормативными правовыми актами Хабаровского края дополнительных к предусмотренным Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 гарантиям и компенсациям для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не устанавливалось.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию гарантий, установленных Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом льгот, в результате чего муниципальное образование понесло дополнительные расходы, в соответствии со статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования по 2004 году подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Судом отклоняются доводы о пропуске срока исковой давности, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ с учетом ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат, произведенных в 2004 году, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005 года. Как следует из штампа на исковом заявлении настоящий иск поступил в арбитражный суд 12.12.2007 года.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 1 219 744 руб. 71 коп.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 17 598 руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления соответствующей жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 апреля 2008 г. N А73-13181/2007-86
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2008 г. N Ф03-4219/2008 настоящее решение оставлено без изменения