Вопрос: В локальном нормативном акте, разработанном коммерческой организацией, предусмотрена оплата расходов, связанных с VIP-обслуживанием в аэропорту и услуг сотовой связи в составе командировочных расходов. Подлежат ли обложению НДФЛ расходы, связанные с VIP-обслуживанием в аэропорту, и учитываются ли последние и расходы сотовой связи в целях налогообложения по налогу на прибыль?
В соответствии со ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
К иным расходам при командировках на территории России можно отнести:
- расходы по оплате услуг связи;
- дополнительные услуги, связанные с наймом жилья (в том числе бронирование номера);
- расходы на получение и регистрацию заграничного паспорта;
- расходы на получение визы;
- сборы за услуги аэропортов;
- комиссионные сборы;
- расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту;
- другие расходы.
Следовательно, расходы, связанные с VIP-обслуживанием в аэропорту, можно отнести к другим расходам. Однако в письмах от 29.03.2007 N 03-04-08-02/11, от 28.12.2006 N 03-05-01-04/346 изложено мнение Минфина РФ, согласно которому при направлении работника в командировку не подлежат обложению НДФЛ расходы организации по оплате в аэропорту услуг VIP-зала только в отношении лиц, указанных в Перечне должностей гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, утвержденном приказом Управления делами Президента РФ от 21.03.2003 N 60 "О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов (аэродромов) г. Москвы и Московской области, открытых для международных сообщений (международных полетов), и Перечне граждан, обслуживаемых в данных залах" (далее - Перечень). В этом случае возмещение расходов по оплате услуг VIP-зала относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, установленным действующим законодательством, а именно: подп. 8 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О Порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
Для других лиц, не поименованных в Перечне, компенсацию командировочных затрат, связанных с VIP-обслуживанием в аэропорту, следует включать в налогооблагаемый доход для исчисления НДФЛ, так как:
- под сборами за услуги аэропортов понимаются обязательные платежи, которые необходимо осуществлять физическим и юридическим лицам. Сборы за услуги аэропорта, перечислены в Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденном приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110;
- плата за услуги аэропорта по предоставлению VIP-зала обязательным платежом не является.
Следовательно, оплата организацией расходов по VIP-обслуживанию в аэропорту не относится к командировочным расходам, перечень которых приведен в п. 3 ст. 217 НК РФ. Поэтому при включении расходов по VIP-обслуживанию в аэропорту в целях налогового учета организация имеет риски завышения расходов по налогу на прибыль.
В арбитражной практике отсутствует единый подход по вопросу правомерности исчисления НДФЛ с расходов по VIP-обслуживанию в аэропорту, если они выплачены лицам, не указанным в Перечне. Мнение Минфина РФ поддержано, например, постановлениями ФАС:
- Западно-Сибирского округа от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3);
- Московского округа от 18.10.2004 N КА-А40/9456-04-П;
- Северо-Западного округа от 28.10.2003 по делу N А05-2123/03-119/10, от 08.10.2003 N А05-3238/03-166/11.
Вывод о том, что оплата в аэропорту услуг VIP-зала представляет собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи, с чем такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ согласно п. 3 ст. 217, нашли отражение, например, в постановлениях ФАС:
- Восточно-Сибирского округа от 05.06.2007 N А33-11187/06-Ф02-2791/07;
- Северо-Западного округа от 28.11.2006 N А05-7474/2005-29;
- Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5697/06-С7 по делу N А07-23777/05.
Таким образом, противоположную Минфину РФ точку зрения об исчислении НДФЛ с расходов организации по VIP-обслуживанию в аэропорту командированного сотрудника, не поименованного в Перечне, придется доказывать в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ любые расходы, связанные с производством и реализацией, можно учесть в расходах в целях налогообложения, если они экономически обоснованы и документально подтверждены. Ссылаясь на письмо Минфина РФ от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, можно сделать вывод, что для признания расходов по сотовой связи в расходах по налогу на прибыль необходимы:
- утвержденный руководителем перечень должностей работников, которые согласно исполняемым ими должностным обязанностям пользуются сотовой связью;
- договор с оператором сотовой связи на обслуживание соответствующих телефонных номеров;
- детализированные счета, выданные оператором связи.
Е.П. Тихоновец,
аудитор ЗАО "АУДИТ-ЦЕНТР"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", октябрь 2008 г., N 10 (104)