Вопрос: Могут ли обжаловаться действия или решения органов внутренних дел в порядке гл. 24 АПК РФ при производстве проверок финансово-хозяйственной деятельности организации, а также при проведении оперативно-розыскных действий?
В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусмотрено право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 5, 10 Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной приказом от 16.03.2004 N 177, проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводится в срок не более 30-ти дней на основании мотивированного постановления.
Органы внутренних дел являются правоохранительными органами, которые для выполнения возложенных задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений обязаны и вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Данные процедуры регулируются не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях соответственно.
Целью проверок, осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов.
По результатам проверок и ревизий сотрудниками подразделений ДЭБ МВД России принимается одно из следующих решений:
1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос:
- о возбуждении уголовного дела, так как сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ).
2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. 116 - 122 НК РФ).
3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст. 15.1 - 5.2, 15.12 - 15.24 КоАП РФ.
4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.
О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых она проводилась.
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут совершаться органами милиции. Например, истребование документов, касающихся предпринимательской деятельности организации.
Пунктом 4 ст. 11 закона "О милиции" предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии, исследовать предметы и документы.
Если лицо считает, что действия сотрудников милиции не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то он может обжаловать ненормативный правовой акт путем обращения в Арбитражный суд по нормам гл. 24.
В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, чтобы признать недействительными ненормативные правовые акты, незаконные решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если они полагают, что все это нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для деятельности.
Если между сторонами возник спор из-за уголовно-процессуальных правоотношений, то лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или суд. В данном случае понятие "суд" не тождественно понятию "Арбитражный суд".
По подведомственности должно рассматриваться судом общей юрисдикции.
Л.А. Скибина,
юрисконсульт ЗАО "Аудит-Центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2009 г., N 12 (107)