Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Актуальность проблемы
Современная демографическая ситуация в крае в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, главными из которых являются неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте.
В течение последних 16 лет в крае наблюдается стабильное сокращение численности населения из-за превышения смертности над уровнем рождаемости. Так по данным Росстата, на 01 января 2009 г. численность населения в крае составила 1401,9 тыс. человек, что на 222,8 тыс. человек, или на 13,7 процента меньше уровня 1991 года, когда была зафиксирована максимальная численность населения.
На долю детского населения в возрасте от 0 до 18 лет в 2008 году приходилось чуть более 20 процентов от общей численности населения, что на 1,5 процента меньше, чем в 2003 году.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения края является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. По последним данным более 40 процентов всех умерших приходится на граждан трудоспособного возраста, из них свыше 79 процентов - мужчины.
Показатель младенческой смертности в последние годы удалось снизить с 15,6 на 1 000 детей, родившихся живыми в 2003 году, до 11,7 в 2008 году, однако, этот показатель в крае выше общероссийского.
Показатель материнской смертности в Хабаровском крае вырос и по итогам 2008 года составляет 58,5 на 100 тыс. родившихся живыми детей (в 2007 году - 42,9; в 2006 году - 44,9).
Начиная с 2007 года в демографических процессах, происходящих на территории края, наметились некоторые положительные изменения. В 2008 году в крае родилось 17,1 тыс. детей, что на 764 ребенка больше, чем в 2007 году. Общий показатель рождаемости составил 12,2 на 1 000 человек населения (по России - 12,1). Это наибольшее значение показателя за последние 17 лет.
Вместе с тем уровень рождаемости пока недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация молодых пар преимущественно на одно-, реже двухдетную семью, увеличение числа неполных семей).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Сегодня численность лиц пенсионного возраста превышает численность детского населения края (население в возрасте моложе трудоспособного составляет 16 процентов, трудоспособного - 66,1 процента, старше трудоспособного возраста - 17,9 процента от общей численности).
На демографические показатели существенное влияние оказывает и брачный статус населения. В крае за три последних года количество зарегистрированных браков увеличилось незначительно (на 12 %), а число разводов увеличилось за этот же период на 18 процентов (в 2008 году зарегистрировано 8 118 разводов, а в 2005 году - 6 685).
Социальные последствия разводов разнообразны: от увеличения количества неполных семей (в крае доля таких семей составляет 39 % от общего количества семей, имеющих несовершеннолетних детей) до распространения такого социального явления, как одиночество. Но наиболее серьезным последствием разводов является то, что репродуктивные потребности женщин оказываются нереализованными, что негативно отражается на воспроизводстве населения.
И это при том, что количество женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет) неуклонно снижается. С 2005 по 2008 год их стало меньше почти на 3 процента.
На репродуктивном здоровье женщин и рожденных ими детей негативно сказываются аборты, которые по-прежнему являются наиболее распространенным методом прерывания беременности.
Следует отметить положительную динамику снижения общего числа абортов в крае. За последние 5 лет их количество уменьшилось с 24 526 до 19 796. Показатель распространенности абортов на 1 000 женщин фертильного возраста также уменьшился. В 2008 году он составил 51,2, тогда как в 2007 году был 53,3.
Невысокие показатели брачности среди населения, распространение незарегистрированных браков ведут к увеличению внебрачной рождаемости.
В крае в 2008 году вне зарегистрированного брака родился 6 771 ребенок, что в общей структуре рождений составляет около 40 процентов.
Одной из главных угроз демографической, социальной и экономической безопасности как в целом российского государства, так и края в частности, является бедность семьи. Чем она устойчивее, тем ниже готовность семьи иметь детей и тем сильнее ограничивается разумное репродуктивное поведение населения.
По данным статистического обследования в крае, среди домашних хозяйств с детьми самый высокий уровень располагаемых ресурсов в 2007 году отмечался в домохозяйствах с одним ребенком - 14,7 тыс. рублей. По мере роста иждивенческой нагрузки происходило снижение величины среднедушевых располагаемых ресурсов и в домашних хозяйствах с тремя и более детьми они составили 3,9 тыс. рублей в месяц, это в 3,8 раза ниже, с четырьмя и более детей - менее 1,5 тыс. рублей при величине прожиточного минимума, установленной в крае в 2007 году на ребенка более 5 тыс. рублей в месяц.
Доля домохозяйств, имеющих среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае в 2007 году, составила 26,6 процента, в том числе 4,8 процента домохозяйств пребывало в крайней бедности, то есть уровень их среднедушевых располагаемых ресурсов был ниже прожиточного минимума в два и более раза.
В городской местности доля малоимущих домохозяйств составила 18 процентов (за чертой бедности - 1,3 %), в сельской местности - 65,2 процента (за чертой бедности - 20,2 %). В число малоимущих прежде всего попадали домохозяйства с высокой иждивенческой нагрузкой. В категории малоимущих насчитывалось 36,8 процента домохозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 лет, из них за чертой бедности - 8,9 процента.
Деформированная структура потребительских расходов на одного члена семьи, складывающаяся из высокой доли затрат на покупку продуктов питания и оплату услуг и малой доли расходов на непродовольственные товары усиливается наличием иждивенческой нагрузки. Так, если в семьях:
- с одним ребенком затраты составили в 2007 году в среднем за месяц: на питание - 2,6 тыс. рублей; на оплату услуг - 2,5 тыс. рублей; на непродовольственные товары - 4,5 тыс. рублей;
- с четырьмя и более детей расходы на питание составили 1,1 тыс. рублей, или в 2,4 раза ниже, чем в семье с одним ребенком; на оплату услуг - 7 рублей; на непродовольственные товары - 252,4 рубля, что в 17,7 раза меньше, чем в семье с одним ребенком.
Для улучшения материального благосостояния домохозяйств необходимо полнее использовать потенциал экономической активности семьи.
Основной проблемой в крае и России является социальное сиротство, то есть сиротство детей при живых родителях.
В 2008 году зарегистрировано 1 769 фактов доставления несовершеннолетних в отделы внутренних дел края за безнадзорность, что на 2,9 процента меньше, чем в 2007 году (1 823), большая часть детей этой категории имеют родителей. Всего на учете в органах внутренних дел края состоит более 3 тыс. родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей.
В 2008 году в крае выявлен 1 731 ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 5 процентов меньше, чем в предыдущем году, однако, на 01 января 2009 г. доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 3,9 процента от общего числа детей в крае.
Тем не менее на протяжении последних трех лет показатель устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, остается выше показателя устройства данной категории детей в учреждения общественного воспитания.
Положительная тенденция в крае наметилась и по созданию приемных семей. Их количество в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 64 процента и составило 341 семью. В них воспитывается 583 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, переданные на воспитание в семью, социально защищены и в меньшей степени сталкиваются с проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Поэтому одним из приоритетов семейной политики должно стать развитие семейных форм устройства детей-сирот.
За последние 5 лет в крае сохраняется высокий показатель детской инвалидности, в 2008 году он составил 180,4 на 10 000 детей. Доля детей-инвалидов сегодня в крае составляет 1,6 процента от общей численности детей до 18 лет.
Для большинства семей, имеющих детей-инвалидов, пользование мерами социальной поддержки, предоставляемыми государством, позволяет увеличить семейный доход, связанный с оплатой жилья и коммунальных услуг.
Вместе с тем, учитывая ежемесячную денежную выплату ребенку-инвалиду (в 2008 году она составила 784 рубля) и дополнительное право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (557 рублей), эти меры не обеспечивают решения всех проблем, стоящих перед семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, по реабилитации и интеграции детей в общество. Большинству работающих родителей, имеющих детей-инвалидов, предприятия не предоставляют никаких льгот.
Учитывая возникшую проблему, в краевую целевую программу "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2009 год", утвержденную Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 г. N 230, внесены изменения, позволяющие предоставлять отдельные меры социальной поддержки, в частности, меры по организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов без учета доходов семьи.
Решение проблем детей-инвалидов требует объединения усилий как государственных, так и общественных структур, а также первоочередных мер, направленных на раннее выявление отклонений в развитии детей, создание системы комплексного сопровождения ребенка с применением инновационных технологий, их социализацию и интеграцию в общество.
Таким образом, в крае, несмотря на ряд положительных тенденций, остаются острыми проблемы:
- относительно высокая младенческая смертность;
- негативные изменения в репродуктивных установках семьи;
- невысокие показатели брачности среди населения, распространение незарегистрированных браков, рост внебрачной рождаемости;
- высокая доля неполных семей;
- рост показателей материнской смертности;
- снижение с увеличением детности величины среднедушевых располагаемых ресурсов семьи;
- низкая экономическая активность семьи;
- относительно высокие показатели социального сиротства и детской инвалидности.
Решение названного комплекса проблем лежит на стыках компетенции различных ведомств, поэтому необходима разработка комплексной целевой программы развития семейной политики в крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.