Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 декабря 2008 г. N А73-11035/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1720/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2008.
Полный текст решения изготовлен 24.12.2008.
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "В" (далее - ООО ПКФ "В", Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления Хабаровской таможни от 23.09.2008 по делам об административных правонарушениях NN 10703000-280/2008, 10703000-281/2008, 10703000-282/2008 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 рублей за каждое правонарушение.
Определением суда от 30.10.2008 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производства по делам объединены в одно производство, делу присвоен общий номер А73-11035/2008.
В судебном заседании представитель Общества на заявленных требованиях настаивал. Считает, что оспариваемые постановления вынесены незаконно и подлежат отмене в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененных административных правонарушений. Пояснил, что административным органом в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях не установлены события правонарушений и вина юридического лица.
Представитель таможенного органа с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемые постановления законными и обоснованными, поскольку факт совершения Обществом административных правонарушений и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
25.06.2007 между ООО ПКФ "В" и Суйфэньхэской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Жунь Шэн" (КНР), заключен контракт N HLSF-726 на поставку из России в КНР лесоматериалов.
В рамках исполнения обязательств по вышеуказанному контракту Общество задекларировало по временным таможенным декларациям (далее - ВРД) N 10703040/051207/0001443 и N 10703040/251207/0001556 лесоматериалы породы ель и лиственница.
28.03.2008 и 30.04.2008 ООО ПКФ "В" представило в Хабаровский таможенный пост Хабаровской таможни полные грузовые таможенные декларации (далее - ПВД) N 10703050/280308/0003349 и N 10703050/300408/0004629 на оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта лесоматериалов, задекларированных и вывезенных по временным грузовым таможенным декларациям N 10703040/051207/0001443 и N 10703040/251207/0001556 соответственно.
При подаче ПВД N 10703050/280308/0003349 Обществом в таможенный орган представлены фитосанитарные сертификаты от 07.12.2007 N 156271603071207047 и N 156271603071207048, и при подаче ПВД N 10703050/300408/0004629 - фитосанитарный сертификат от 28.12.2008 N 156271602281207093 на отправленный товар (на каждый отправляемый вагон), выданные декларанту Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области.
Управление Россельхознадзора подтвердило факт выдачи фитосанитарных сертификатов N 156271603071207047, N 156271603071207048 и N 156271602281207093 (письмо от 19.08.2008 N 05-48/3305).
Таможенным органом в адрес Гродековской таможни был направлен запрос для подтверждения информации о датах вывоза с таможенной территории РФ лесопродукции, в отношении которой были выданы:
- фитосанитарный сертификат от 07.12.2007 N 156271603071207047 на ж/д вагон N 60820941 (ж/д накладная N 483870);
- фитосанитарный сертификат от 07.12.2007 N 156271603071207048 на ж/д вагон N 61399267 (ж/д накладная N 483871);
- фитосанитарный сертификат от 28.12.2007 N 156271602281207093 на ж/д вагон N 68590173 (ж/д накладная N 866305).
Из полученной информации установлено, что товары по ж/д накладной N 483870 (ж/д вагон N 60820941) и по ж/д накладной N 483871 (ж/д вагон N 61399267) вывезены с таможенной территории РФ 29.12.2007, по ж/д накладной N 866305 (ж/д вагон N 68590173) - 16.01.2008. При этом сроки действия фитосанитарных сертификатов от 07.12.2007 истекли 21.12.2007, а от 28.12.2007 - 11.01.2008.
Согласно письмам Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО от 19.08.2008 N 05-48/3305 и Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 08.09.2008 N 01-25/3901 переоформление вышеуказанных фитосанитарных сертификатов декларантом не осуществлялось.
11.09.2008 по фактам вывоза товаров с таможенной территории РФ в КНР без фитосанитарных сертификатов в отношении ООО ПКФ "В" были составлены протоколы NN 10703000-280/2008, 10703000-281/2008, 10703000-282/2008 по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ.
23.09.2008 заместителем начальника Хабаровской таможни по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях NN 10703000-280/2008, 10703000-281/2008, 10703000-282/2008 вынесены постановления, которыми ООО ПКФ "В" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ, назначены административные штрафы в размере 100000 рублей за каждое правонарушение.
Несогласие Общества с вынесенными постановлениями явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, дав оценку, в порядке статьи 71 АПК РФ, установленным по делу обстоятельствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 127 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
Согласно пункту 3 статьи 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пунктом 2 статьи 131 ТК РФ к основным документам, предоставляемым при декларировании товаров, отнесены разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Частью 2 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.
Согласно статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ касающихся представления таможенным органом РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Статьей 8 Федерального Закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" установлено, что вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Согласно статье 2 Закона, под подкарантинной продукцией понимаются растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организмы, объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны - члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней. На основании пункта 7 Приказа возможно переоформление фитосанитарного сертификата не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия.
Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи фитосанитарного сертификата.
В соответствии с частью 1 статьи 16.3. КоАП РФ, несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2. настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как установлено судом по материалам дела, согласно вышеуказанным положениям Приказа Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163, сроки действия фитосанитарных сертификатов от 07.12.2007 N 156271603071207047 и N 156271603071207048 истекли 21.12.2007, а срок действия фитосанитарного сертификата от 28.12.2007 N 156271602281207093 истек 11.01.2008, вместе с тем вывоз с территории России товаров, в отношении которых были выданы указанные фитосанитарные сертификаты, был осуществлен ООО ПКФ "В" в ж/д вагонах N 60820941, N 61399267 - 29.12.2007, в ж/д вагоне N 68590173 - 16.01.2008, то есть с несоблюдением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории РФ, поскольку к моменту вывоза товаров фитосанитарные сертификаты прекратили свое действие.
Таким образом, действия (бездействие) ООО ПКФ "В" правомерно были квалифицированы таможенным органом по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ. Факты административных правонарушений и вина юридического лица подтверждаются материалами административных производств NN 10703000-280/2008, 10703000-281/2008, 10703000-282/2008, представленных в ходе судебного разбирательства и приобщенных к материалам дела.
Довод заявителя об отсутствии вины юридического лица во вмененных административных правонарушениях судом отклоняется, как несостоятельный.
При оценке субъективной стороны рассматриваемых правонарушений необходимо учитывать правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.04.2001 N 7-П, в соответствии с которой субъект таможенных правоотношений должен принимать меры по обеспечению выполнения контрагентом имеющихся перед ним обязательств с тем, чтобы, в свою очередь, не утратить возможность для выполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. В дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица заключается в непринятии всех возможных мер по исполнению возложенных на него таможенным законодательством обязанностей декларанта по соблюдению установленного государством порядка перемещения товаров через границу с соблюдением запретов и ограничений, не носящих экономического характера. Общество не предприняло действий по переоформлению, либо получению новых сертификатов, а так же не предприняло мер по своевременной отправке груза, в результате чего товары покинули территорию РФ без фитосанитарных сертификатов.
Довод заявителя о том, что в соответствии с пунктом 1.3. Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 36, срок действия карантинного сертификата на груз, погруженный в вагон, не ограничивается, а факт погрузки товара в срок действия сертификатов подтверждается материалами дела, не принимается судом во внимание в силу следующего:
Суд полагает, что данная норма не распространяется на фитосанитарные сертификаты, поскольку устанавливает срок действия только для карантинных сертификатов, которые в силу Приказа Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 оформляются на каждую партию подкарантинной продукции, ввезенную на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
Кроме того, вышеуказанные Правила распространяются и действуют в сфере отношений между перевозчиком и грузоотправителем, указанный срок имеет значение при принятии перевозчиком груза к отправлению (погрузке товара). В спорных же таможенных правоотношениях срок истечения (неистечения) фитосанитарного сертификата имеет значение для применения (неприменения) запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при таможенном оформлении вывозимых с территории Российской Федерации товаров.
Анализ вышеуказанных нормативных положений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяет сделать вывод, что у таможенного органа имелось достаточно данных для привлечения ООО ПКФ "В" к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ, факты административных правонарушений и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания постановлений Хабаровской таможни от 23.09.2008 незаконными и их отмены, дела об административных правонарушениях NN 10703000-280/2008, 10703000-281/2008, 10703000-282/2008 рассмотрены административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административные наказания назначены правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирме "В" о признании незаконными и отмене постановлений Хабаровской таможни от 23.09.2008 N 10703000-280/2008, N 10703000-281/2008, N 10703000-282/2008 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3. КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 декабря 2008 г. N А73-11035/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1720/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании